ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2084
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление взаимоотношениями в классе идет через информацию о гуманистических взаимоотношениях между людьми, через расширение нравственных понятий детей и закрепление знаний в повседневном общении детей.
Индивидуализировать воспитание в коллективе можно через учет типа темперамента, соционического типа и акцентуации характера. Сведения о них дает школьных психолог. Однако это не значит, что классный руководитель должен ориентироваться только на подобные особенности. Одновременно нужно развивать и другие черты личности. Интроверту надо иногда давать поручения, связанные с общением с людьми и выполняемые группой; экстраверту - индивидуальные поручения, требующие усидчивости. У холерика нужно воспитывать выдержку, у сангвиника -настойчивость и последовательность, у флегматика следует развивать альтруистические черты, у меланхолика - активность.
С подростками, имеющими акцентуацию характера (крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера слишком усилены), работать трудно. В первую очередь это касается таких сложных акцентуаций, как шизоидный тип (Максим),* эпилептоидный (Наполеон), истероидный (Гамлет), гипертимный тип (Гюго). Несколько легче работать с циклоидами (Жуков) -типичными и лабильными; лабильным типом (Дон Кихот), астено-невротическим типом (Драйзер), сенситивным (Достоевский), психастеническим (Робеспьер). Определенные трудности возникают с подростками, имеющими застревающий характер (варианты - Штирлиц и Джек), сверхпунктуальный характер - ананкастами (Бальзак), неустойчивым (Габен) и конформным типом (Есенин).
* В скобках указан соционический тип, соответствующий данной акцентуации. Соционический тип легко определить по цифровому тесту В.Мегедя и А.Овчарова.
Шизоида нужно включать в общение со сверстниками, у эпилептоида - смягчать властность, у гипертимов - воспитывать чувство ответственности.
Типичным и лабильным циклоидам и психастеникам нужно помочь сформировать адекватную самооценку. Лабильным детям необходимо внимание и участие больше, чем другим, у них необходимо формировать способность к сопротивляемости жизненным трудностям. С астено-невротическим типом нужно много терпения. Сенситивному типу надо давать поручения, связанные с заботой о других. Застревающему - помочь избавиться от злопамятности, ананкасту - выработать самостоятельность. У неустойчивого типа нужно формировать выдержку, у конформного типа - самостоятельность.
Эти задачи решаются с помощью педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка - деятельность классного руководителя и других педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем, связанных с успешностью в учебной деятельности, с общением, с самоопределением.
Превентивная помощь направлена на предупреждение нежелательного с педагогической точки зрения поведения и общения ребенка, формирование умения вести себя в необычной жизненной ситуации, когда ребенок в силу каких-либо обстоятельств оказывается выключенным из привычной системы взаимоотношений.
Оперативная помощь - своевременное и быстрое исправление травмирующей ребенка ситуации и направление развития событий в оптимальный педагогический режим.
Наиболее важна превентивная помощь детям.
Она реализуется при помощи ряда педагогических средств, в частности воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения (способы общения) и навыки (применение знаний и умений в повседневном общении). Здесь необходимы педагогический такт, т.е. чувство меры в воспитательном воздействии на ребенка; стиль, или совокупность приемов общения и поведения классного руководителя в коллективе учащихся. Классный руководитель должен говорить коротко и определенно, избегая повторений и тем более длинных нравоучений. Нужно избегать длительных словесных баталий как с отдельными учениками, так и со всем классом; из этих баталий педагог выходит измотанным и без каких-либо стратегических преимуществ. Наказывать (если необходимо) надо не в момент досады, или раздражения, а в спокойном состоянии и только для того, чтобы направить поведение ребенка на правильный путь. Нужно позволить ребенку быть самим собой, уметь взглянуть на происходящее его глазами.
Сюда же относится воспитание у детей положительных привычек, Привычки ребенка полностью обусловливаются личностью педагога, в данном случае - классного руководителя, определенностью, постоянством и последовательностью его действий и личным примером.
К средствам превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного достоинства, т.е. уважения к себе и другим, сознание ценности своей личности и ценности личности другого человека.
Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы о волнующих детей вопросах, обсуждение фильмов, каких-либо жизненных коллизий, книг. Главное - приучить детей читать. Русская педагогика традиционно относит коллективное и индивидуальное чтение к одной из самых действенных форм работы с детьми.
Большую роль в превентивной помощи играет творческая работа: выпуск литературных журналов, альманахов, школьных газет, что по силам ученикам IV класса (если есть база, можно выпускать газету типографским способом).
Занятия творческой деятельностью дадут выход энергии детей и возможность раскрыть их способности, повысив тем самим их престиж в среде сверстников - наиболее оптимальной для развития ребенка среде.
Оперативная помощь может заключаться в конфеденциальной беседе классного руководителя с учеником. При ее проведении не надо ни на чем настаивать, лучше постараться мягко убедить или переубедить ребенка, если он не прав, предложить ему подумать о своих отношениях со сверстниками, о своем поведении. Здесь можно прибегнуть к так называемой «терапевтической метафоре», одному из приемов детской позитивной психотерапии, которую еще называют «психологией возможностей». Важнейшее место в ней занимает творческое переформирование (рефрейминг) и бессознательное обучение адекватному поведению. Основное -использование метафоры, вида символического языка. Метафора в психотерапии всегда обращена к внутреннему миру ребенка. Она показывает, что он сам может справиться со своими проблемами. Это пробуждает в ребенке потребность в самовоспитании. Для детей подойдут сказки и короткие бытовые истории, для старших подростков и юношей - философские притчи.
Классный руководитель может попросить школьного психолога поработать с ребенком или посоветовать ребенку самому обратиться к психологу. Если в школе есть социальный педагог, то надо обратиться к нему с просьбой поработать с семьей ученика (что не исключает работу с семьей, например беседу самого классного руководителя). Иногда бывает необходимо побеседовать с учителями данного класса, объяснить им ситуацию, посоветовать более внимательно отнестись к ребенку, помочь ему.
Существует еще одна форма педагогической поддержки - превентивно-оперативная. К ней относятся обучение методам и приемам психической саморегуляции (ПСР).
Многие из этих методов были известны в глубокой древности. Ими пользовался, например, знаменитый персидский врач Раза (VIII в.), которому приписывают введение термина «психотерапия».
Суть методов ПСР сводится к познанию человеком самого себя. Результат - помочь самому себе в преодолеют трудностей, в победе над своими слабостями или вредными привычками.
Работа по обучению детей ПСР предполагает:
- сглаживание внутренней дисгармоний, присущей большинству подростков, через развитие способности к концентрации и релаксации;
- этическое воспитание.
Проводить занятия может человек, обученный данной методике - классный руководитель, учитель, психолог или приглашенный специалист.
Серия упражнений выполняется под специально подобранную музыку. После обучения и овладения методами и приемами ПСР на занятиях в школе, дети могут отрабатывать их дома.
Занятия ПСР помогают детям видеть себя со стороны, управлять своими эмоциями. Внешне это проявляется в контроле за тембром голоса, выражением лица, взглядом, жестикуляцией.
Внешние проявления умения владеть собой четко показывают окружающим границы дозволенного в общении с этим человеком. Его не будут провоцировать на конфликт, пытаться вывести из себя, играть на его слабостях, втягивать в сомнительные компаний.
Умение владеть собой помогает детям избавиться от комплекса неполноценности, боязни неудач, насмешек, невыгодного сравнения, от страха не найти друга.
К формам превентивно-оперативной помощи детям относятся также ролевые игры. Их лучше проводить с детьми младшего школьного и младшего подросткового возраста. Ролевые игры формируют соответствующий принятым нормам способ поведения.
Особое место в воспитательной работе классного руководителя занимает работа с социокультурно и педагогически запущенными детьми.
Она проводится в общем контексте воспитательной работы, но имеет свою специфику.
Социокультурная и педагогическая запущенность - длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с негативным воздействием на него микросреды, преломляющимся через внутренние условия (психосоматическое нездоровье, индивидуальные особенности, степень сопротивляемости и т.д.).
Социокультурная запущенность - недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентации, мотивов, потребностей, минимальный социальный опыт, низкий культурный уровень как производное от низкого образовательного уровня родителей, низкой общей культуры микросреды, где растет ребенок.
Педагогическая запущенность - это следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье отчима или мачехи, злоупотребление родителей и родственников алкоголем, влияния асоциального опыта родственников (совершение ими преступлений и отбытие наказания в виде лишения свободы), а также следствие педагогических ошибок профессиональных педагогов начиная с детского сада.
Следствием этого является аберрация (отклонение) в поведении, общении, ведущих видах деятельности.
«Возрастной ценз» социокультурно-педагогической запущенности значительно снизился. В I класс приходят дети с достаточно глубокими формами запущенности. Среди них все больше девочек, у которых педагогическая и социокультурная запущенность имеют более скрытые, чем у мальчиков, формы, и от этого становятся гораздо опаснее. Девочки быстрее, чем мальчики, проходят путь от социокультурно-педагогической запущенности до совершения правонарушений. Девочки-правонарушительницы намного более жестоки и изобретательны, чем мальчики; они хитрее и изворотливее. Поэтому запущенность у девочек представляет собой большую опасность, и классные руководители должны обратить на это внимание.
Социокультурно и педагогически запущенные («трудные», девиантные, дети «группы риска», «проблемные» дети) в последнее время стали очень агрессивными. Имеется в виду агрессивность как свойство личности, возникающее и развивающееся под влиянием деструктивных социальных и психологических факторов и вызывающее поведение, которое можно назвать агрессивным. Агрессия - тип поведения, эффектом которого является причинение ущерба другому лицу (физическая или вербальная атака, а также негативизм и подозрительность; признаками скрытой агрессии являются обидчивость и раздражительность). У таких детей отмечаются фрустрация до снижения сложности поведения почти до уровня регрессии, так как затормаживаются более тонкие и сложные структуры регуляции деятельности; ригидность (затрудненность), преимущественно когнитивная и мотивационная; тревожность (общая, «размытая»), неадекватная самооценка.
Жесткий педагогический прессинг, авторитарный сталь работы могут только усугубить ситуацию. Таким детям нужна помощь и поддержка.
Педагогическая и социокультурная запущенность детей развивается на фоне равнодушного отношения к ним окружающих: родителей, учителей, знакомых. Дети глубоко переживают это безразличие. Они чувствуют себя одинокими, ненужными, беззащитными. В этом случае наносится ущерб личности, часто необратимый.
При работе с девиантными детьми классному руководителю необходимо определить оптимальную позицию по отношению к ним и убедить учителей класса принять ее. Таким образом сформируется единая воспитательная система, которая сама по себе благотворно влияет на ребенка.
Оптимальная позиция по отношению к девиантным детям в самом общем виде должна отвечать требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.