ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2079
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) собеседования с родителями и консультации для них, которые может проводить классный руководитель, учителя, работающие в данном классе, психолог, социальный работник, представитель администрации школы;
г) посещение семей учащихся - для этого можно выделить определенный день и проводить с определенной периодичностью (например, каждая вторая среда месяца);
д) необязательно, но можно внести такой пункт, как психолого-педагогическое просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей может входить в общешкольный план и проводится по четкому графику для начальной, средней, старшей школы (названия могут быть различными: «Лекторий для родителей», «Родительский клуб», «Университет для родителей», «Педагоги - родителям» и т.д.). Его можно ввести по личной инициативе классного руководителя для родителей учащихся его класса или параллели, по договоренности с коллегами, составив для этой цели график. Можно приглашать специалистов - педагогов, психологов, медиков - на родительские собрания. (Такие же встречи можно организовать и с учащимися, они пользуются большой популярностью.)
Кроме того, в план надо включать и нетрадиционные формы работы с семьей: «День семьи», «Мама, папа, я - дружная семья», «Наши бабушки и дедушки», конференции «Отец как воспитатель» «Многодетная семья» и др.; диспуты, например, «Семейное счастье... что это (в чем оно?)»; «Ринг между родителями и детьми», когда соревнуются две команды - родителей и детей, «Родительская суббота», «Праздник во дворе», который проводят жители дома и дети, живущие в доме (часто они ходят в одну школу, а некоторые - и в один класс), в празднике могут принять участие и дети, занимающиеся в дворовых клубах «Дог-шоу» и «Кот-шоу». Эти и аналогичные мероприятия надо тщательно подготовить, их сценарий нужно прописать во всех деталях. Желательно провести одну-две репетиции.
Раздел VII. «Работа с психологом и социальным педагогом».
Основное в этом разделе - выработать единый подход к воспитанию детей, единую стратегию и тактику воспитания и соответствующим образом организовать работу учителей данного класса и родителей.
Этот раздел можно включить как составляющий в раздел III «Организационно-воспитательная работа».
Раздел VIII. «Повышение квалификации»: поступление в институт и получение высшего педагогического образования (если педагог имеет среднее специальное образование), участие в семинарах объединений классных руководителей (начальной, средней, старшей школы), подготовка
статей для педагогических журналов и газет, разработка авторских программ, участие в различных конкурсах (от школьных до республиканских), учеба на курсах и в институтах повышения квалификации, стажировки (все это по согласованию с администрацией и общешкольному плану), учеба в заочной аспирантуре или подготовка диссертации в качестве соискателя - формы повышения квалификации не ограничены.
В раздел входят изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Это в первую очередь статьи в журналах «Педагогика», «Воспитание школьников», «Магистр» (издается с 1991 г.), «Обруч» (издается с 1995 г.), «Классный руководитель» (издается с 1997 г.), «Учитель» (возобновлен в 1997 г., основан в 1917 г.).
План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы - по четвертям или триместрам, внутри этого разделения - календарный.
Это была модель плана работы классного руководителя по разделам.
Существует еще ряд моделей составления плана. К ним относится модель по целевым программам типа: «Здоровье», «Учение», «Общение», «Помощь»; модель плана по «ключевым делам» (месяца), модель по видам деятельности.
План «Ключевые дела» выглядит примерно так:
Примерный план «Виды деятельности»
Название пунктов плана в разных моделях могут располагаться по степени важности, которую придает им классный руководитель или по традициям школы; то же самое касается составляющих плана: их иерархия (или последовательность) определяется целью и задачами, которые ставит перед собой классный руководитель.
На основе любой модели плана классный руководитель может подготовить свою программу воспитательной работы как для всего класса, так и для отдельных учеников, чаще всего для социо-культурно и педагогически запущенных (по их реабилитации или перевоспитанию).
В программу также входят цель и задачи. Они носят более общий характер, чем в плане. Программа позволяет добиваться воспитательного результата с более точным учетом конкретных обстоятельств жизнедеятельности коллектива и развития личности. Программа состоит из тех разделов и того их числа, которые педагог считает наиболее оптимальными.
Большую помощь классному руководителю оказывает дневник воспитательной работы, куда записываются результаты наблюдения за учащимися, их поведением, общением, размышления по этому поводу, идеи по подбору методов, средств, форм воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей детей. Это поможет классному руководителю избежать рутины в работе и применять нестандартные способы воспитательной работы с детьми.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие типы классного руководства существуют в современной школе?
2. Назовите функции классного руководителя.
3. Какова основная цель деятельности классного руководителя?
4. Какие направления можно выделить в работе классного руководителя?
5. Как планируется деятельность классного руководителя?
Литература
1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. - М.: Просвещение, 1971.
2. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. - М., 1997.
3.Голикова М.И., Кирсанова О. А. Организация работы с «трудными» детьми // Классный руководитель. - 1999. - № 1.
4. Горшкова Е.А. Работа классного руководителя с коллективом класса по ранней профилактике правонарушений учащихся. -Тамбов, 1990.
5. Добсон Д. Непослушный ребенок. - СПб., - 1995.
6. Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя // Классный руководитель. - 1997. - № 2.
7. Классному руководителю об изучении передового педагогического опыта и проблемах воспитательной работы в школе (Метод, рекомендации для кл. руководителей) / Под общ. редакцией В. И. Сметанина, В. Ф. Кривошеева. - М., 1987.
8. Кузнецов Ю.К. План работы классного руководителя: Учеб. пособие. -Калинин,1982.
9. Миллс Д., Кроули Д. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М., 1996.
10. Пезешкиан X. Основы позитивной психотерапии. - Висбаден - Архангельск, 1994.
11. Соколинская Г. К. Планирование воспитательной работы в начальных классах // Классный руководитель. - 1998. - № 5.
12. Шуркова Н. Е. Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель. - 1998. -№ 1.
13. Шуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руководитель. - 1998.-№ 1.
14. Эриксон М., ХейлиДж. Необычайная психотерапия. - СПб., 1995.
Глава 18 ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
1. Сущность внеклассной воспитательной работы
Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Прежде всего следует определить место внеклассной воспитательной работы в педагогическом процессе школы.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Рассмотрим эти возможности.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
В I классе одной из подмосковных школ за несколько минут до новогоднего огонька выяснилось, что испортилась электрическая гирлянда. Учительница пошла за помощью. Когда она вернулась со старшеклассником, оказалось, что гирлянда уже работает, потому что ее починил ученик I класса - недисциплинированный, неаккуратный, смышленый, но неусидчивый на уроках Кирюша. Так учительница узнала об увлечении ребенка электротехникой и в дальнейшем создавала ситуации, позволяющие развить его технические способности.
В этом классе, но уже на втором году обучения, удивила всех «почти двоечница» Таня К. На работе в лесничестве при посадке елочек она так ловко, быстро, красиво работала, что обогнала многих ребят из средних и старших классов, и уже невозможно стало смотреть на нее как на «отъявленную лентяйку».
Вспомните подобные примеры из своего школьного опыта, и вы убедитесь, что внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
Например, в «секретной мастерской» второклассники после уроков вместе с учительницей изготавливают различные сувениры из «киндер-сюрпризов», пластмассовых бутылок, а на общеклассном занятии «Мы идем в гости» учатся преподносить подарки, заботиться о других и т.д.
В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.
Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения -опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое «один за всех, все за одного», «чувство локтя». В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.
Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
2. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы
Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.