ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2080
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Адекватность - умение педагога видеть и понимать индивидуальность ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.
Гибкость - способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его развития и в связи с различными изменениями его жизни. Такая позиция должна быть не только изменчивой в связи с изменениями в личности ребенка, но и предвосхищающей.
Прогностичностъ означает, что стиль общения педагога с детьми должен опережать появление их новых психических и личностных качеств. Только на основе прогностичности позиции можно установить оптимальную дистанцию, снять шаблонность в поведении по отношению к ребенку.
В работе с девиантными детьми очень важно восстановить у них уверенность и самоуважение, не снижая при этом требований к поведению. Классному руководителю нужно заранее трезво определить, что он хочет и чего не хочет от ребенка. Ребенок должен знать, что приемлемо, а что неприемлемо в его поведении. Педагогу нужно быть абсолютно уверенным в том, что ученик в состоянии выполнить требуемое. Требование невозможного - источник постоянных конфликтов: педагог не оставляет ребенку выбора.
Если конфликт возник, то надо как можно скорее погасить его, обсудить и объяснить, к каким последствиям ведет его поведение, обязательно подчеркнуть, что он ответствен за свое поведение.
Надо дать почувствовать ребенку, что его уважают и признают его права. Самая распространенная ошибка педагогов - отказ в признании независимости и зрелости подростков и юношей, против чего они протестуют доступными им средствами, чаще всего негативными. Надо предоставлять детям самостоятельность, конечно, в рамках допустимого. Тогда они сами откажутся от негативных поступков и нелепых выходок, которыми пытались доказать свою значимость.
Классному руководителю следует постараться получить помощь от семьи. Сделать это трудно, потому что подавляющее большинство социокультурно и педагогически запущенных детей -выходцы из педагогически несостоятельных семей, и их родители не стремятся к тесным контактам со школой. Тем не менее нужно попытаться превратить родителей в союзников.
Таким образом будет создано единое воспитательное пространство, в котором реабилитация (перевоспитание) педагогически и социокультурно запущенных детей будет весьма успешной.
К работе с такими детьми и их родителями надо обязательно привлекать психолога. Эффективную помощь классному руководителю в работе с «неблагополучными» семьями может оказать социальный педагог. Он может организовать помощь семье через социальные учреждения и органы попечительства и опеки.
У части учеников имеются большие трудности в обучении. Они проявляются уже в начальной школе. Об этом учитель должен информировать администрацию школы и по согласованию с ней и школьным психологом направить ученика на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для решения вопроса о целесообразности продолжения его обучения в школе. Данный вопрос согласовывается с родителями.
В особо сложных случаях классному руководителю, психологу, социальному педагогу и администрации надо организовать помещение ребенка в центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр). Такие центры работают во всех крупных городах.
ППМС-центры принимают безнадзорных детей, но в них - на некоторый срок, определяемый персоналом центра после всестороннего обследования - можно направить детей, с которыми крайне трудно в семье и школе. В центре дети учатся, трудятся, получают помощь психотерапевта и специфически медицинскую помощь (медикаментозную), что иногда крайне необходимо.
5. Планирование работы классного руководителя
Воспитательная работа классного руководителя ведется по плану. План работы классного руководителя - важный документ. В нем отмечаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности, а также отражаются функции, права и обязанности классного руководителя.
Перед началом учебного года проводятся августовские педчтения, совещания директоров, заместителей директоров школ, школьных психологов, семинары для учителей, конференции, деловые игры, методические чтения. Организуют их Министерство образования, методические центры учебных округов, окружные управления образования.
Работники управления органов народного образования информируют администрацию школы, педагогов об итогах прошедшего учебного года, знакомят с задачами учебно-воспитательной работы на будущий учебный год.
На августовских педагогических советах администрация школы знакомит учительский коллектив с задачами на учебный год, стоящими перед системой образования в целом и перед школой, сообщает о плане учебно-воспитательной работы данной школы.
На основе полученной информации классные руководители разрабатывают свои планы учебно-воспитательной работы.
План учебно-воспитательной работы состоит из нескольких разделов.
Раздел I. «Сведения о классе»: количество учащихся (списочный состав), краткие сведения о здоровье, поведении, успеваемости, занятости общественной работой, о занятиях в кружках, спортивных секциях; сведения о семьях (количество полных, неполных, есть ли семьи, где родителей замещают другие лица), адреса, место работы, телефоны.
В этот раздел можно включить «социальный паспорт» социокультурно и педагогически запущенных детей и их семей. «Социальные паспорта» можно сделать на всех учащихся класса, оформить их отдельно.
Раздел II. «Цель и задачи учебно-воспитательной работы». В нем определяются цель и задачи работы с учащимися, отмечаются пути и способы достижения цели и решения задач. В раздел рекомендуется внести «Памятку» классного руководителя - краткий свод правил поведения и общения в коллективе учащихся, например: «I. Всегда сохраняй спокойствие. 2. Уважай ребенка. 3. Считайся с его мнением» и т.д. «Памятку» необязательно вводить в раздел плана, лучше записать ее в дневник работы.
Раздел III. «Организационно-воспитательная работа». В него входят:
а) изучение учащихся, их семей;
б) выборы и работа Совета (актива) класса, старосты класса, ответственных за учебную, культурно-массовую, спортивную работу; выборы и работа редколлегии (в средней и старшей школе);
в) выбор деятельности для класса, распределение обязанностей, контроль за их выполнением через актив класса;
г) работа с документами: ведение личных дел, классного журнала, работа с дневниками учащихся; составление списков многодетных, малоимущих, «неблагополучных» семей (часто эти параметры совпадают), план самообразования (может быть включен в раздел «Повышение квалификаций»). Все списки должны быть, как минимум, в двух экземплярах: один сдается заместителю директора, курирующему работу классных руководителей, другой хранится у классного руководителя;
Сюда же входит сотрудничество с внешкольными учреждениями.
Раздел IV. «Учебно-воспитательная работа». Сюда относится:
а) работа с учителями класса (беседа с ними, приглашение на родительские собрания, педагогические консилиумы
, организация консультаций для учеников и родителей);
б) организация дополнительных занятий с отстающими учениками, с учениками, проявившими способности в области некоторых школьных дисциплин (естественно-научного, гуманитарного циклов), организация консультаций специалистов для учащихся старшей школы по избранной специальности, связь с преподавателями курсов для абитуриентов, на которых учатся выпускники;
В раздел также входят: проведение викторин (в классе и по параллелям), тематических вечеров, классных часов (в день, определенный для начальной, средней и старшей школы), а также мероприятий по тому виду деятельности, которым занимается класс; индивидуальная работа с учащимися: беседа с детьми, организация консультаций психолога или социального работника, подбор индивидуальных поручений, подбор художественной литературы для чтения, обсуждение каких-либо проблем (лучше индивидуальное, но иногда надо провести и коллективное);
Если в классе уже сложились определенные традиции, например празднование дня рождения (по месяцам), то это тоже надо отразить в плане.
Раздел V. «Внеклассная работа».
Отмечается участие класса в общешкольных мероприятиях. Составляется план экскурсий по согласованию с учителями-предметниками, а также план экскурсий в другие города. Планируется участие в городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Участие в республиканских конкурсах и соревнованиях, как правило, не планируется: в них участвуют дети, которые занимаются в домах творчества и спортивных школах; в спортивных соревнованиях различных уровней участвуют члены хорошо себя зарекомендовавшей школьной спортивной секции; кроме того, эти дети проходят строгий конкурсный отбор.
Полезно проводить встречи с известными общественными деятелями, деятелями науки и культуры, ветеранами Великой Отечественной войны, вообще с интересными людьми. Такие встречи положительно влияют на коллектив в целом и на отдельных детей: происходит своеобразная «переоценка ценностей», формируется новый взгляд на привычные ситуации, в новом свете предстают хорошо знакомые люди.
Раздел VI. «Работа с родителями». В него входят:
а) работа с активом родителей;
б) проведение родительских собраний (раз в четверть или триместр обязательно; далее можно решить в рабочем порядке); родительские собрания проводятся в определенные дни по плану школы: если проводятся общешкольные родительские собрания, то они тоже включаются в план;