ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2071
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Формы индивидуальной внеклассной работы
В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель - обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности - достигается через формирование у ребенка положительной «Я-концепции» и развитие разнообразных сторон его личности, индивидуального потенциала.
Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности.
В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям.
Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности («Не навреди!»), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:
1. Полное принятие ребенка, т.е. его чувств, переживаний, желаний. Нет детских (незначительных) проблем. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей -импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом -переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому очень важно учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять - не значит согласиться.
2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. В воспитании совершенно неприемлем девиз «Цель оправдывает средства!». Ни в коем случае учитель не должен принуждать ребенка, заставлять признаться в чем-либо. Всякое давление исключается. Неплохо учителю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное.
Задача педагога - не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.
3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, скорее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность человека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия - умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность - умение быть самим собой, доброжелательность и искренность.
Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка (см.: Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? - М., 1995). Рассмотрим действие этих барьеров на следующем примере.
Представьте, что на перемене к вам подходит плачущая семилетняя Ира и говорит: «Таня не хочет со мной дружить».
Ваши первые слова, коллега? Наверняка, кто-то из вас предложит спросить: «Что случилось, почему она не хочет дружить?», кто-то предложит найти другую подружку, кто-то попытается отвлечь Иру. Это и есть барьеры в общении, потому что все эти и другие действия, которые мы охарактеризуем ниже, направлены на прекращение плача ребенка, они не соответствуют тому, что на самом деле ждет от педагога ребенок.
Предлагаем вербальное (словесное) выражение барьера.
Утешение на словах: «Успокойся, не плачь, все будет хорошо».
Выспрашивание: «Почему Таня не хочет с тобой дружить? Что случилось? Вы поссорились? Ты обидела ее?» и т.д.
Совет: «Перестань плакать, еще раз подойди к Тане и узнай, почему она не хочет дружить с тобой, найди себе другую подружку» и т.д.
Уход от проблемы: «Давай сейчас с тобой поиграем, сделаем... и пр.» (игнорирование слез ребенка).
Приказ: «Прекрати сейчас же! Ну-ка, перестань реветь, слышишь, что я тебе говорю?!»
Нотации: «Нужно дружно играть, не жаловаться, хорошие девочки не ссорятся, они умеют дружить и сами разбираются в своих трудностях, хорошие девочки никогда...» и т.д.
Догадки: «Наверное, ты сама что-то сделала, если Таня не хочет с тобой дружить, может ты обидела ее?»
Обвинения: «Сама виновата, раз она не хочет с тобой дружить».
Отрицание чувств ребенка: «Не плачь, не расстраивайся, не стоит переживать из-за такого пустяка, подумаешь, горе какое -Таня не хочет дружить!»
Критика: «Конечно, никто не будет дружить с такой плаксой-ваксой».
Что же делать в такой ситуации?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните аналогичную ситуацию, в которой вы испытали и боль, и обиду от своего близкого человека и пришли с этими переживаниями к другому своему близкому человеку. Зачем? Что обычно ждут от человека, которому доверяют свои переживания? Понимания.
4. Что значит «слушать» и «слышать»? Способность слышать -физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков. Слушание - волевой акт, требующий от человека определенных волевых усилий.
Слушание - это активный процесс, поэтому в психологии общения существует такое понятие, как «активное слушание», которое бывает двух видов - рефлексивное и нерефлексивное.
Нерефлексивное слушание применяется в том случае, когда рассказчик переживает сильную отрицательную (обиду, горе, агрессию и т.д.) или положительную (любовь, радость, счастье и т.д.) эмоцию и нуждается в понимающем слушателе.
От понимающего слушателя требуется:
1) всем своим видом демонстрировать рассказчику, что его внимательно слушают и пытаются понять;
2) не перебивать репликами и рассказами о себе;
3) не давать оценок;
4) оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика, т.е. мимикой, жестами и другими средствами невербального общения передавать чувства, испытываемые рассказчиком, как бы выполнять роль зеркала его чувств, или с помощью высказываний такого типа: «Да, ты сейчас очень... слегка... (в зависимости от степени переживаемого чувства) расстроен, обижен, рад, счастлив» и т.п. передавать эмоциональное состояние рассказчика;
5) не давать советов, если в них не нуждаются.
Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спорных ситуация, так как оно предупреждает конфликты, непонимание между людьми, т.е. когда первостепенное значение имеет само содержание беседы, а не ее контекст, когда нужно выяснить точки зрения собеседников, совместно решить что-то, договориться о чем-либо.
Рефлексивное слушание сходно с нерефлексивным своей установкой «я весь внимание», но отличается особыми приемами: уточнение, выяснение - «Встречаемся...в...?», «Что вы имеете в виду?», «Я не понял, объясните еще раз», перефразирование -«Другими словами можно сказать...», «Итак, вы считаете...» и т.д. Эти приемы направлены на то, чтобы исключить ошибки в восприятии собеседника и непонимание.
Активное слушание - основной путь преодоления барьеров в общении педагога и ребенка. Восточная мудрость гласит: «Не зря Бог дал только один орган для говорения, а для слушания - два».
В индивидуальной воспитательной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма.
Алгоритм решения педагогических ситуаций. В целях эффективного воспитательного воздействия в «нештатной» ситуации на личность ребенка мы предлагаем алгоритм решения педагогической ситуации. Это совокупность последовательных действий, направленных, с одной стороны, на достижение воспитательного эффекта, а с другой - на укрепление контакта в общении между ребенком и взрослым. Систематическое применение алгоритма делает воспитательный процесс более целенаправленным, последовательным и гуманным, предупреждает педагогические ошибки и помогает лучше понять ребенка.
Применять алгоритм решения педагогической ситуации настоятельно рекомендуется начинающим педагогам для лучшего овладения профессионализмом.
Применение алгоритма рассмотрим на примере.
Внеклассное занятие во II классе «Мой любимый город». Во время беседы педагог заметил, что мальчик Вася с увлечением вырезает на столе свое имя красивым перочинным ножом.
Первый этап, условно называемый «стоп!», направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка или окружающих, нужно действовать быстро и решительно, например, когда ребенок пытается засунуть тот же нож в электрическую розетку. Но такие ситуации встречаются не так часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу? Что я делаю?», после чего можно переходить ко второму этапу.
Второй этап начинается с вопроса «почему?», задаваемого педагогом самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как именно причины определяют средства педагогического воздействия. Каждая причина требует особого подхода.