Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2075

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежден­ностью в успешном овладении им тем или иным видом деятель­ности; в) чувством собственной значимости. Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к са­мому себе и объективность его самооценки. Она является осно­вой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учеб­ной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессиона­лизма учителя и др.) не всегда удается сформировать положитель­ную «Я-концепцию» у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллектив­ного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ре­бенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение дру­гого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успеш­ной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, соци­ально-одобряемой деятельности через непосредственное зна­комство с различными видами деятельности, формирование ин­тереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, не­обходимых умений и навыков. Другими словами, во внекласс­ной работе ребенок должен научиться заниматься полезной дея­тельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравст­венными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эс­тетические представления в творческой деятельности.


5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче вне­классной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с вос­питательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познава­тельного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Перечисленные задачи определяют основные направления вне­классной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они долж­ны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и пр.


Функции внеклассной воспитательной работы. Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический ха­рактер функциям целостного педагогического процесса - обу­чающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспи­тывающей и развивающей функций. Обучающая функция внекласс­ной работы заключается не в формировании системы научных зна­ний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими спо­собностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный мар­шрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуаль­ной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.

Развивающая функция внеклассной работы заключается в вы­явлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить, дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компе­тентность по данному вопросу, т.е. педагог открывает новые воз­можности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Как же можно использовать информацию о функциях вне­классной работы при подготовке конкретной деятельности? Для того чтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Допустим, вы хотите провести с детьми беседу о правилах поведения в гостях. Вы ставите цель: сооб­щить детям знания о правилах поведения. Эта цель направлена на реализацию обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель ва­шей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функ­ции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах поведения в гостях будет одной из задач этой беседы. Это может быть: формировать у детей желание при­держиваться определенных правил при хождении в гости; развивать интерес к правилам этикета; формировать этическое понятие «норма поведения», скорректировать имеющиеся представления детей о правилах поведения в гостях и т.д. Цель
, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптиро­ванный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализо­ванные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты челове­ческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодей­ствие между людьми, мораль и пр.

Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характеризуется:

-во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над ин­формативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);

- во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнооб­разных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуют­ся учебные навыки («Занимательная азбука», «Веселая математика» и т.д.), отрабатываются умения самостоятельной работы при поис­ке информации, организации различных внеклассных дел («Вечер сказок», викторина «Мой любимый город»), коммуникативные («общенческие») умения, умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные, сюжетно-ролевые походы, игры); умения со­блюдать этические нормы (повседневное общение, «Этикет и мы», «Путешествие в страну дорожных знаков» и пр.). Поскольку в со­держании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с пози­ции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интере­са, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятель­ности с использованием иных форм. Это может быть «Клуб поче­мучек», «Турнир любознательных», «Что? Где? Когда?», экскур­сии в Политехнический музей, на производство, посещение раз­нообразных выставок и т.д.

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положи­тельных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Эффективны такие формы, как «Игроград», «Огонек», «Юморина», «День варенья», дискотеки и пр. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два аспекта - познавательный и развлекательный. Например, «Поле чудес», «Занимательная... (математика, история, география и т.д.)», конкурс фантазеров, викторины, «Вечер загадок» и пр. Для того чтобы определить, какой из аспектов преобладает,
нужно проанализировать цели, задачи, приоритетную функцию, реализуемые педагогом в конкретной форме.

Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внекласс­ной работе необходима для их полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высо­кая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здо­ровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в спортив­ных, подвижных играх, спартакиадах, походах и пр.

Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает со­держание различных видов труда: бытового, ручного, обществен­но полезного, обслуживающего. Для педагога представляет опре­деленные трудности организация трудовой деятельности во вне­классной работе, но его усилия стоят того воспитательного резуль­тата, который дает разнообразная систематическая трудовая дея­тельность школьников.

Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя. Трудолюбие, трудовые умения и на­выки формируются в мастерской Деда Мороза, кружках «Иголочка и ниточка», «Шпунтик и Винтик», «Книжкиной больнице», ре­монтной мастерской класса, при регулярном проведении Дня чис­тоты. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу, работу по облагораживанию своего города и т.д.

Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Творче­ская деятельность отражается в таких формах, как концерты, кон­курсы песни, чтецов, рисунка и пр., театр, дизайн-клуб.

Перед вышеперечисленными деятельностями в качестве одной из задач стоит задача формирования нравственного, эмоциональ­ного и волевого компонентов мировоззрения школьников.

Нравственная сфера формируется через знакомство и принятие нравственных понятий и освоение норм поведения: в беседах, диспутах, игровых занятиях и других формах.

Важнейшими составляющими мировоззрения школьников вы­ступают экономические, экологические взгляды и убеждения. Они формируются при использовании таких форм, как «Экономи­ческая школа Скруджа Мак Дака», беседа «Что такое экономи­ка?», «Операция "Дерево в городе"», экологическая экспедиция «В гостях у старичка-лесовичка», беседа «Наши домашние лю­бимцы», посещение театров, обсуждение кинофильмов, мульт­фильмов и пр.