Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2067

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера: вместо задачи «воспитывать любовь к родному городу» лучше ста­вить задачи «развивать интерес к истории города», «формировать желание у детей внести свой посильный вклад в подготовку города к юбилею», «способствовать формированию у детей чувства уваже­ния к знаменитым горожанам прошлого» и т.д.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литера­тура и пр. Следует указывать не только название литературного источника, но и его автора, место, год издания.

Формой проведения общеклассного занятия может быть экс­курсия, викторина, конкурс, спектакль и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, на­пример: «Математическая викторина», «Конкурс фантазеров», «Экскурсия в зоопарк». Если общеклассное занятие объединяет в себя несколько форм проведения, то указывается способ разме­щения детей: круг, команды и т.д.

Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последо­вательное изложение занятия педагогом от первого лица, так и тезисный план с основным содержанием на карточках (в зависи­мости от личности педагога). При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Обще­классное воспитательное занятие может быть от 15-20 мин для шестилеток до 1-2 ч для детей десяти - одиннадцати лет, если это «Огонек».

В целях эффективной практической реализации в разнообраз­ных по содержанию и методам общеклассных занятиях следует придерживаться 4 основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить детей с учебной деятельно­сти на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.

Рекомендации: эффективному переключению детей на вне-учебную деятельность способствует сюрпризность в организационном моменте, т.е. использование загадки, проблемного во­проса, игрового момента, звукозаписи и др.; изменение условий организации детей; переход детей в другое помещение (в класс биологии, физики, музыки, библиотеку, школьный музей) или просто расположение детей на ковре в классе, кругом и т.д. Это вызывает интерес к предстоящему занятию, положительные эмоции.


2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относитель­но возможностей детей, их личностных качеств, уровня осведом­ленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня ак­тивности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только «зажечь» детей, но и определить, нужно ли ему внести коррективы по ходу занятия и какого характера должны быть эти коррективы. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию и др. Таким образом, цель вводной части - «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме занятий.

Типичная ошибка - игнорирование этого этапа из-за боязни пе­дагога неожиданной реакции детей, т.е. дети могут сказать или сде­лать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя детям роль пассивных слушателей. Педагог не прида­ет значения эмоциональному настрою детей.

Рекомендации: вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседу (познавательные, эс­тетические, этические занятия) или разминку (викторины, кон­курсы, КВН).

В первом случае вопросы, во втором - задания должны быть не только интересны детям, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности учащихся к вос­приятию подготовленного материала. В вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем заня­тии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды. При традиционной системе оценки педагог должен дать четкие критерии, объяснить необходимые правила.

Когда дети разбиваются на команды, нужно построить их дей­ствия не на соперничестве, а на сотрудничестве. Для этого эффек­тивен такой прием: командам вместо очков за правильные ответы раздаются кусочки разрезанной картины. При подведении итогов в заключительной части собирается из этих кусочков общая кар­тина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат.

В вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации детей: проблемную беседу, ребус, кросс­ворд, задание на смекалку, ловкость и т.д.



3. Основная часть по времени должна стать самой продолжи­тельной (2/4, чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи занятия.

Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности детей. Однообразие методов - только рас­сказ или беседа. Отсутствие наглядности и общая бедность ис­пользования средств воспитания. Преобладание методов фор­мирования сознания над методами формирования поведения. Создание учебной атмосферы урока. Назидательность, морали­заторство.

Методические рекомендации: воспитательный эффект в реали­зации развивающей, корректирующей, формирующей, воспиты­вающей, обучающей функций выше, если дети максимально ак­тивны на занятии. В активизации детей на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку, вставать. Для поддержания дисциплины вводят­ся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр. Оптимально, когда несколько детей высказывают свое мнение по одному вопросу. Созданию теплой, доброжелательной атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «глупо», «молодец», а ис­пользование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных, непосредственных реакций, выражающих чувства педагога: «Да? Как интересно!», «Спасибо за новую версию», «Надо же! Вот это да!» - с восхищением, а не сарказмом, и пр.

Эффективность основной части возрастает, если педагог задей­ствует в ней по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, воспитывающую ситуа­цию, игру, приучение, поручение; включает различные виды дея­тельности: трудовую, творческую, спортивную и др. Объединяя детей в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить детей так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом (недопустимо объединение по рядам, ко­гда дети сидят друг за другом), распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут дети. Только в этом случае у детей есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

Методы формирования сознания должны способствовать фор­мированию у детей убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообще­ние, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внекласс­ных массовых формах воспитательной работы следует обучать детей правилам дискуссии:


1. Помнить, что спорящие ищут истину, но видят ее по-разному; следует выяснить общее, а потом разность во взглядах и отнестись к этому с уважением.

2. Цель дискуссии - установить истину, а не правоту одной из сторон.

3. Истину нужно искать с помощью фактов, а не обвинений против личности оппонента.

4. Сначала с уважением выслушать, а потом высказать свою точку зрения.

4. Заключительная часть (от 1/5-1/4 времени до менее 1/3).

Педагогическая цель: настроить детей на практическое приме­нение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и опреде­лить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким обра­зом, заключительная часть дает педагогу возможность реализо­вать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.

Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?»

Рекомендации: конкретные задания тестового характера в при­влекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретен­ного опыта в их личной жизни. Это может быть показ книг по дан­ной проблеме, также обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы детям по применению полученного опыта: что они могут расска­зать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскры­тии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы детей в про­ведении последующих общеклассных занятий.

Индивидуальная и массовые формы внеклассной воспитатель­ной работы будут более эффективны в воспитательном воздейст­вии на детей, если в их организации и проведении примут непо­средственное участие родители.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение внеклассной воспитательной работе педагога на­чальных классов.

2. Что нужно знать вам как будущему педагогу о внеклассной воспита­тельной работе в 1-ю, 2-ю... очередь? (Составьте список на основании мате­риала данной главы.) Обоснуйте свой выбор. Если считаете, что ничего не нужно, также обоснуйте свое решение.


3. В чем заключаются особенности внеклассной воспитательной работы?

4. Какие требования к организации внеклассной работы вам хотелось бы запомнить? Почему?

5. Что бы вы стали использовать из данной главы при организации и про­ведении индивидуальной формы внеклассной воспитательной работы?

6. Составьте конспект общеклассного воспитательного занятия на любую тему в любом классе или проанализируйте имеющийся с позиции требований, изложенных в данной главе.

7. С помощью алгоритма решения педагогической ситуации проанализи­руйте любую ситуацию из личного опыта или воспользуйтесь работой Г. А. Засобиной и др.

Литература

Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993. - Ч. 2.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986.

Богданова О. С., Калинина О.Д, Рубцова М. Б. Этические беседы с подрост­ками. - М. 1987.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком как?- М., 1995.

Засобина Г. А., Кабыльницкая С.Л., Савик Н. В. Практикум по педагогике. –М., 1986.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

Караковский В. А. Любимые мои ученики. - М., 1987.

Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педа­гога. - М., 1994.

Методика воспитательной работы / Под ред. Л.И.Рувинского. - М., 1989.

Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е.Шуркова, В.Н.Шнырева.-М., 1991.

Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.-М., 1995.-С. 429-442.

Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. - М., 1992.

Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. - М., 1990.