ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2063
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.3. Имеется сауна.
4.4. Имеется фитобар.
5. В ДОУ имеются специальные помещения для коррекционной работы с детьми.
5.1. Кабинет логопеда.
5.2. Кабинет психолога.
5.3. Комната психологической разгрузки.
5.4. Другое.
6. В ДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей.
6.1. Имеется специально оборудованное помещение для изостудии.
6.2. Эстетическое оформление помещений способствует художественному развитию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества; выставки авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр.).
6.3. В группах в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал и др.).
7. В ДОУ созданы условия для развития театрализованной деятельности детей.
7.1. Имеется специальное помещение для театрализованной деятельности.
7.2. Имеются подсобные помещения (костюмерная, гримерная и пр.).
7.3. Имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный и пр.).
7.4. Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.).
7.5. В группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления.
8. В ДОУ созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности.
8.1. Имеется музыкальный зал.
8.2. Имеются музыкальные инструменты (пианино, рояль, аккордеон и др.).
8.3. Имеются детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны и др.).
8.4. Имеются музыкально-дидактические игры и пособия (в том числе альбомы, открытки, слайды и др.).
8.5. В группах оборудованы музыкальные уголки.
8.6. В группах имеются музыкальные игрушки.
8.7. Создана музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, режимные моменты, звучит колыбельная при укладывании спать и др.).
9. В ДОУ созданы условия для развития конструктивной деятельности детей.
9.1. В группах имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительные материалы.
9.2. В группах имеются разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей).
9.3. Имеются мозаики, танграммы, разрезные картинки.
9.4. Имеется бросовый и природный материал для художественного конструирования.
10. В ДОУ созданы условия для развития экологической культуры детей.
10.1. Имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.).
10.2. В группах имеются уголки озеленения (комнатные растения).
10.3. В дошкольном образовательном учреждении содержатся животные (птицы, рыбки, черепаха и пр.).
10.4. На участке созданы условия для выращивания и ухода за растениями (сад, огород, цветники, ягодники и пр.).
10.5. Имеется отдельное помещение, оборудованное под уголок живой природы (зимний сад, зооуголок и др.).
10.6. На участке имеется уголок леса.
10.7. На участке имеется экологическая тропа.
10.8. Другое.
11. В ДОУ созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре.
11.1. Имеются подборки книг и открыток, комплекты репродукций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества.
11.2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и пр.).
11.3. Имеются образцы предметов народного быта.
11.4. Имеются образцы национальных костюмов (куклы в национальных костюмах и др.).
11.5. Имеется художественная литература (сказки и легенды народов мира, популярные издания античных, библейских, евангельских сюжетов, Корана и пр.).
11.6. В группах имеются настольно-печатные и дидактические игры, знакомящие с правилами дорожного движения.
11.7. На участке имеется автогородок, моделирующий транспортную среду города.
11.8. Другое.
12. В ДОУ созданы условия для физического развития детей.
12.1. Имеется спортивный зал.
12.2. Имеется плавательный бассейн.
12.3. На участке имеется плескательный бассейн.
12.4. В группах имеются инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа (мини-стадионы, спортивный инвентарь, массажные коврики, маты, тренажеры и т. п.).
12.5. Имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке (мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды и т.п.).
12.6. На участке созданы условия для физического развития детей (стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма для прыжков и др.).
12.7. Другое.
13. В ДОУ созданы условия для формирования у детей элементарных математических представлений.
13.1. В группах имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме.
13.2. Имеются материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.).
13.3. Имеется материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами и др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с циферблатом и др.) представлений.
13.4. Оборудован компьютерный класс.
13.5. Другое.
14. В ДОУ созданы условия для развития у детей элементарных естественно-научных представлений.
14.1. Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, настольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и др.).
14.2. Имеются уголки для детского экспериментирования (в том числе для игр с водой, с песком и др.).
15. В ДОУ созданы условия для развития речи детей.
15.1. Имеется библиотека для детей.
15.2. Имеется специальное помещение для занятий иностранным языком (в том числе оборудованное как лингафонный кабинет).
15.3. Имеется библиотека для сотрудников, родителей.
15.4. Имеются наборы картин и настольно-печатные игры по развитию речи.
15.5. Другое.
16. В ДОУ созданы условия для игровой деятельности детей.
16.1. Имеется специальное помещение, оборудованное для игр («комната сказок» и др.).
16.2. На участках имеется игровое оборудование.
16.3. В групповых комнатах, раздевалках, спальнях и пр. выделено пространство для игры и имеется игровое оборудование.
16.4. В ДОУ имеются игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевой, подвижных, спортивных, дидактических и пр.
16.5. В группах имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей.
4. Традиционные и новые подходы к созданию развивающей среды
В дошкольном образовании за последние годы сложилась новая система нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, позволяющая дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений среды развития ребенка. Здесь наблюдаются новые позитивные изменения при сохранении лучших традиций системы.
Работники дошкольных учреждениях стараются создать домашнюю и уютную обстановку в детском саду. В некоторых детских садах экспонируются фотографии детей и членов их семей, детские рисунки. Причем рисунки каждого ребенка независимо от качества время от времени участвовали в этих экспозициях. Появляются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, повышает самооценку ребенка, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.
В последние годы в некоторых детских садах появились общие столовые: выделяется и оборудуется специальное помещение, куда приходят на завтрак или обед дети из разных возрастных групп. Такая организация среды создает широкие возможности для приобщения ребенка к культуре поведения во время еды, приобретения социального опыта младшими детьми на примере старших. Это также способствует поддержанию чистоты в групповых помещениях и разгрузке персонала.
Современные формы организации среды в ряде детских садов предусматривают также оборудование и использование участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и реализации разных видов их активности. С этой целью на участке выделяются спортивные площадки, оснащенные стационарным и выносным (велосипеды, педальные машины, самокаты, мячи, скакалки, лыжи и др.) оборудованием для проведения подвижных игр, спортивных развлечений, в том числе подгрупповых и индивидуальных; элементов спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис и пр.); утренней гимнастики и физкультурных занятий. Кроме того, для реализации двигательной активности детей на участке оборудуют «полосу препятствий», размечают беговую (зимой лыжную) дорожку, заливают зимой каток, сооружают плескательный бассейн. Для охраны и укрепления здоровья детей проводится озеленение участка, при этом создаются уголки-огороды, цветники, ягодники; «уголки» сада, леса, поля, которые могут использоваться в педагогическом процессе для развития у ребенка основ экологического сознания. С этой же целью оформляется «экологическая тропа» - сочетание природного ландшафта, растительного и животного мира (например, насекомых, земноводных и др.).
Для ознакомления детей с правилами уличного движения создаются «автодромы» и «площадки ГАИ» со светофорами, дорожными знаками и др.
К сожалению, большинство дошкольных учреждений не использует достаточно эффективно участок в педагогическом процессе, ограничиваясь традиционными прогулками и подвижными играми на воздухе. Кроме того, в современных условиях социальной нестабильности оптимальные модели устройства участка реализуются с большими трудностями из-за недостаточного финансирования, разных правонарушений (воровство, разрушение и пр.).
К позитивным традициям следует отнести появление изостудий, компьютерных классов; залов для занятий хореографией, оборудованных станками, зеркалами; «комнат сказок», в которых организуются коллективные игры детей и их театрализованная деятельность. В ряде случаев специально оборудуются театральные студии, комнаты национального быта, где дети приобщаются к фольклору, национальным традициям, элементарным основам домоводства.
Во многих дошкольных учреждениях групповые помещения, как правило, были организованы на основе выделения зон для разных видов детской деятельности - игры, конструирования, двигательной активности, для наблюдения и ухода за растениями и животными и пр. Эти положительные традиции сохраняются. В новых условиях раскрепощения системы дошкольного образования педагоги проявляют творческий подход и высокую изобретательность. В детских садах имеются мольберты, кусочки линолеума на полу и на стене для рисования карандашами и мелками, станки для лепки и другое оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности детей; уголки с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, теневой и др.) и наборами музыкальных инструментов; уголки природы, в том числе для игр с водой и песком, не только позволяющие ухаживать за растениями и животными, но и обеспечивающие детям возможность релаксации и отдыха.
Новые модели устройства помещения позволяют ребенку, с одной стороны, участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а с другой - побыть одному, что очень важно для детей ослабленных. С этой целью создаются разнообразные «уголки уединения» с использованием ширм, стенных шкафов, нестандартного оборудования для игры и отдыха ребенка. В группах имеются мини-стадионы и спортивный инвентарь, позволяющие реализовать ребенку двигательную активность. Более рационально стали использоваться все помещения - групповые комнаты, спальни, раздевалки, коридоры для размещения этих разнообразных зон. Именно такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет создать условия для развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, вступать в общение с детьми других возрастных групп и с разными взрослыми, делает его истинным хозяином дошкольного учреждения.
Вместе с тем во многих дошкольных учреждениях жизнь одновозрастных групп организуется по принципу закрытой системы, что ограничивает социальные контакты ребенка с другими детьми и взрослыми. Практикуется также негибкое использование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Например, фиксированное расположение столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что маленькие дети сидят «за партами» в неудобных застывших позах, что отрицательно сказывается на их осанке, физическом и психологическом самочувствии, не способствует реализации их индивидуальных творческих способностей.