Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2062

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюже­тами («Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход») и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка.

Немаловажную роль играет характер размещения игрового, физкультурного и другого оборудования в помещениях детского сада, которое должно обеспечивать ребенку свободный доступ к играм и игрушкам, к материалам и орудиям для рисования, лепки, конструирования, а также удобство их использования. В привыч­ной практике карандаши, краски, бумага для рисования, пласти­лин, глина для лепки выдаются детям, как правило, лишь на спе­циальных занятиях, ограничивая их нерегламентированную само­стоятельную деятельность.

Игры и игрушки, особенно новые, зачастую экспонируются на полках или заперты в шкафах с ориентацией на проверяющего. Ка­чество игрушек и оборудования далеко не всегда соответствует не­обходимым психолого-педагогическим требованиям. Однако в дет­ских садах появляются оборудование и игрушки нового поколения, способствующие развитию ребенка, которых, к сожалению, недос­таточно. Педагоги преодолевают эти трудности путем самостоя­тельного изготовления, в том числе и с привлечением родителей, авторского оригинального оборудования и игрушек, обмениваются чертежами и выкройками, благодаря чему этот позитивный опыт распространяется в других детских садах. Профессиональное от­ношение к качеству игрушек и оборудования предполагает отбор педагогически ценных образцов (полифункциональных, развиваю­щих), а также соблюдение принципа их возрастной адресованности. Особое значение в развитии ребенка играют так называемые пред­меты-заместители (неоформленный или природный материал), спо­собствующие развитию воображения, знаковой символической функции мышления в игре. К сожалению, в большей части дошко­льных учреждений предметы-заместители отсутствуют, что сущест­венно обедняет развивающую среду. К негативным явлениям следу­ет отнести также использование старых, изношенных игрушек, не­достаточное количество их в целом, неразборчивость при комплек­товании игрового оборудования с точки зрения его педагогической значимости.

Среди новых, прогрессивных тенденций следует отметить соз­дание условий для проведения лечебных и профилактических процедур (оборудование физиотерапевтического, массажного, зубоврачебного кабинетов, сауны, фитобара и пр.).


5. Перспективные ориентиры построения развивающей среды

Создание развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим направлением реформы дошко­льного образования в России. Основные подходы к осуществлению реформы были сформулированы в Концепции дошкольного воспи­тания, которая была утверждена в 1989 г. Государственным коми­тетом СССР по народному образованию. Особое место в Концеп­ции занимает раздел, посвященный созданию развивающей среды, которая призвана обеспечить личностно-ориентированные отно­шения между специалистами детского сада и его воспитанниками. В этот период во многих детских садах России уже начался процесс обновления предметно-развивающей среды, однако педагогиче­ским работникам не хватало конкретных ориентиров для этой но­вой для них деятельности. Именно поэтому Министерством обра­зования РФ был сформирован заказ и впервые создан творческий коллектив ученых - представителей разных профессий: психологов, дизайнеров, архитекторов (В.А.Петровский, Л. П. Стрелкова, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина и др.) с целью разработки Концеп­ции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду. В разработанной Концепции опреде­лены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. В современном детском саду эти принципы могут осуществляться (и уже осуществляются) лишь частично. Для более полной их реа­лизации потребуются инновационное архитектурное проектирова­ние, новый дизайн, промышленная продукция (оборудование, ме­бель, игрушки и др.) нового поколения.

Рассмотрим эти принципы.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первооче­редное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей - установление контакта между ними. Установ­лению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок - «снизу». Такая позиция воспи­тателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога - партнерская. Ее мож­но обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции - обще­ния с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при ко­торых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».



Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществле­ния контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфорт­ности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка по­мещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно уда­ленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предмет­ного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимо­действия - творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия - легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломасте­рами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Для самых маленьких детей (2-4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помо­щью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразо­вываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т.д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразо­вывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мел­кой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и на­строения детей является освещение. Оно должно быть разнооб­разным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми свето-цветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реализа­ции режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей -взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание ку­кол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соот­ветствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разно­образных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использо­вание помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).


Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемо­сти, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержа­нием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисо­ваны «загадочные растения» и пр.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Этот принцип тесно связан с предыдущим принципом стабильности-динамичности и более широко раскрывает именно динамич­ность. Он более подробно раскрыт в предыдущих параграфах.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными ви­дами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть следующие функциональные по­мещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; му­зыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, иг­рами, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др.

Устройство этих помещений должно создавать разный эмоцио­нальный настрой, т.е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т.д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только твор­чески строить, но и разбирать построенное, видеть не только пре­красное, но и безобразное.

Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участ­ка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное обору­дование - ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т.п.

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортно­сти и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать ра­дость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебе­лью и
другими элементами, способствующими отдыху. Жела­тельно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», ку­да имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой про­фессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмо­циональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено лич­ное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фото­графии его семьи и т.д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует нали­чие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспониро­вания детских работ, в котором отводится место каждому вос­питаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т.п.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», свое­образного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, аб­страктных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерь­ере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансио­натов и т.д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абст­рактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку пред­ставление об основах графического языка и о различных куль­турах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реали­стическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети (с помо­щью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая на­чала специфики разных жанров.

7. Принцип открытости - закрытости. Этот принцип представ­лен в нескольких аспектах.

Открытость Природе - такое построение среды, которое спо­собствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - де­ревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с деть­ми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети уха­живают.