ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 768
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг». В этой связи, админи- стративные правонарушения в области налогов и сборов представляется необ-
ходимым выделить в отдельную главу особенной части КоАП РФ, в которой по аналогии с нормами Налогового Кодекса Российской Федерации разделить ад- министративные правонарушения, заключающиеся в неисполнении налогопла- тельщиками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ, и административные правонарушения, заключающиеся в неиспол- нении банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ.
Представляется очевидной важность выработки и использования еди- нообразного подхода в правовом регулировании ответственности за адми- нистративные правонарушения в области налогов и сборов и налоговые правонарушения, что послужит основой эффективного механизма функцио- нирования указанных норм.
В рамках придания единообразия правовому регулированию представляет- ся необходимым законодательно закрепить в КоАП РФ и НК РФ единый пере- чень составов правонарушений в области налогов и сборов, являющихся нака- зуемыми.
Важно также использовать единые формулировки диспозиций норм, пре- дусматривающих ответственность за административные правонарушения в об- ласти налогов и сборов и налоговые правонарушения, имеющие одинаковый
объект посягательства, что требует внесения соответствующих изменений в диспозиции норм КоАП РФ и НК РФ.
Совершенствование правового регулирования институтов администра- тивной и налоговой ответственности за правонарушения в области налогов и сборов должно исходить из принципа, что каждой норме законодательства о налогах и сборах РФ, закрепляющей соответствующую обязанность участника налоговых правоотношений, должна корреспондировать норма, предусматри- вающая соответствующую ответственность.
Наряду с ответственностью за нарушение сроков представления налого- вых деклараций в налоговый орган, предлагается законодательно предусмот- реть административную и налоговую ответственность в случае обнаружения налоговым органом факта непредставления налоговых деклараций.
Существенным недостатком КоАП РФ и НК РФ является отсутствие чет- кого разграничения ответственности за нарушение правил ведения «бухгалтер- ского учета» и правил ведения «налогового учета». Исходя из этого, предлага- ется законодательно закрепить две группы наказуемых деяний: «грубое нару- шение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», к которому относить деяния, связанные с нарушением правил ве- дения «бухгалтерского учета», и «грубое нарушение правил ведения учета до- ходов и расходов и объектов налогообложения», к которому относить деяния, связанные с нарушением правил ведения «налогового учета».
Представляется необходимым предусмотреть исчерпывающий перечень деяний, относящихся к указанным группам правонарушений. В частности, к
«грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности», возможно относить следующие деяния: отсутствие первичных документов; отсутствие регистров бухгалтерского учета; отсутствие
бухгалтерской отчетности; систематическое (два раза и более в течение кален- дарного года) несвоевременное и неправильное отражение в первичных доку- ментах, на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйст- венных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериаль- ных активов и финансовых вложений; нарушение установленных законодате- льством о бухгалтерском учете сроков представления бухгалтерской отчетнос-
ти; нарушение установленных законодательством порядка и сроков хранения бухгалтерской отчетности.
В свою очередь, к «грубому нарушению учета доходов и расходов и объек- тов налогообложения», следует относить: отсутствие первичных документов; отсутствие счетов-фактур; отсутствие утвержденных регистров налогового уче- та; систематическое (два раза и более в течение налогового периода) несвоев- ременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и налого- вой отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплатель- щика.
Представляется важным, наряду с административной ответственностью должностных лиц, закрепить в НК РФ ответственность налогоплательщиков за включение в бухгалтерскую отчетность искаженной информации о хозяйствен- ных операциях.
Подчеркнута важность законодательного закрепления в КоАП РФ нормы, регламентирующей порядок исчисления сроков, предусмотренных законода- тельством об административных правонарушениях.
С учетом специфики обнаружения административных правонарушений в области налогов и сборов, обоснован вывод, что административные правона- рушения в области налогов и сборов носят длящийся характер, срок давности привлечения к ответственности за которые следует исчислять с момента обна- ружения указанных правонарушений.
Существенным недостатком признано отсутствие в КоАП РФ и НК РФ определения понятий «день совершения» и «день обнаружения» правонаруше- ний законодательства о налогах и сборах РФ. В связи с этим, критическому анализу подвергнуты нормы законодательства и соответствующие судебные акты, обосновывающие, что правонарушения в области налогов и сборов могут быть обнаружены на следующий день после истечения сроков, предусмотрен- ных законодательством о налогах и сборах для исполнения соответствующей обязанности.
На основе анализа норм законодательства и правоприменительной практики отмечено, что одного лишь факта истечения срока, установленного законом для исполнения предусмотренной законом обязанности, явно недоста- точно для осуществления процесса применения норм ответственности. Более обоснованной представляется позиция, согласно которой день совершения и день обнаружения административных правонарушений в области налогов и сборов не совпадают.
Днем совершения правонарушения является день, следующий за послед- ним днем срока, установленного законодательством о налогах и сборах для ис- полнения соответствующей обязанности. Днем обнаружения правонарушения является день, когда правонарушение прекращено самим правонарушителем в виде фактического исполнения соответствующей обязанности, предусмотрен- ной законодательством о налогах и сборах, либо пресечено налоговым органом в результате проведения налоговой проверки.
Таким образом, сформулированные в диссертации предложения по со-
вершенствованию норм об ответственности за правонарушения в области на- логов и сборов будут способствовать обеспечению гибкого и эффективного ме-
ханизма реализации указанных норм. Последнее, в свою очередь, послужит ва- жным фактором в реализации принципа законности при привлечении к ответс- твенности за правонарушения в области налогов и сборов, создаст гарантии для соблюдения прав и законных интересов всех участников правоотношений, ре- гулируемых законодательством о налогах и сборах, и, в целом, будет способст- вовать надлежащему функционированию налоговой системы Российской Феде- рации.
ходимым выделить в отдельную главу особенной части КоАП РФ, в которой по аналогии с нормами Налогового Кодекса Российской Федерации разделить ад- министративные правонарушения, заключающиеся в неисполнении налогопла- тельщиками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ, и административные правонарушения, заключающиеся в неиспол- нении банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ.
-
На основе изучения норм КоАП РФ и НК РФ, регламентирующих ответ- ственность за правонарушения в области налогов и сборов, следует вывод, что различия между составами правонарушений, имеющих тождественный объект посягательства, заключаются не только в субъектах, привлекаемых к ответст- венности и размерах штрафных санкций, но и в объективной стороне правона- рушений. Нормы Налогового Кодекса РФ предусматривают ответственность за более широкий круг правонарушений, связанных с несоблюдением законодате- льства о налогах и сборах РФ, нежели нормы КоАП РФ.
Представляется очевидной важность выработки и использования еди- нообразного подхода в правовом регулировании ответственности за адми- нистративные правонарушения в области налогов и сборов и налоговые правонарушения, что послужит основой эффективного механизма функцио- нирования указанных норм.
В рамках придания единообразия правовому регулированию представляет- ся необходимым законодательно закрепить в КоАП РФ и НК РФ единый пере- чень составов правонарушений в области налогов и сборов, являющихся нака- зуемыми.
Важно также использовать единые формулировки диспозиций норм, пре- дусматривающих ответственность за административные правонарушения в об- ласти налогов и сборов и налоговые правонарушения, имеющие одинаковый
объект посягательства, что требует внесения соответствующих изменений в диспозиции норм КоАП РФ и НК РФ.
Совершенствование правового регулирования институтов администра- тивной и налоговой ответственности за правонарушения в области налогов и сборов должно исходить из принципа, что каждой норме законодательства о налогах и сборах РФ, закрепляющей соответствующую обязанность участника налоговых правоотношений, должна корреспондировать норма, предусматри- вающая соответствующую ответственность.
Наряду с ответственностью за нарушение сроков представления налого- вых деклараций в налоговый орган, предлагается законодательно предусмот- реть административную и налоговую ответственность в случае обнаружения налоговым органом факта непредставления налоговых деклараций.
Существенным недостатком КоАП РФ и НК РФ является отсутствие чет- кого разграничения ответственности за нарушение правил ведения «бухгалтер- ского учета» и правил ведения «налогового учета». Исходя из этого, предлага- ется законодательно закрепить две группы наказуемых деяний: «грубое нару- шение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», к которому относить деяния, связанные с нарушением правил ве- дения «бухгалтерского учета», и «грубое нарушение правил ведения учета до- ходов и расходов и объектов налогообложения», к которому относить деяния, связанные с нарушением правил ведения «налогового учета».
Представляется необходимым предусмотреть исчерпывающий перечень деяний, относящихся к указанным группам правонарушений. В частности, к
«грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности», возможно относить следующие деяния: отсутствие первичных документов; отсутствие регистров бухгалтерского учета; отсутствие
бухгалтерской отчетности; систематическое (два раза и более в течение кален- дарного года) несвоевременное и неправильное отражение в первичных доку- ментах, на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйст- венных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериаль- ных активов и финансовых вложений; нарушение установленных законодате- льством о бухгалтерском учете сроков представления бухгалтерской отчетнос-
ти; нарушение установленных законодательством порядка и сроков хранения бухгалтерской отчетности.
В свою очередь, к «грубому нарушению учета доходов и расходов и объек- тов налогообложения», следует относить: отсутствие первичных документов; отсутствие счетов-фактур; отсутствие утвержденных регистров налогового уче- та; систематическое (два раза и более в течение налогового периода) несвоев- ременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и налого- вой отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплатель- щика.
Представляется важным, наряду с административной ответственностью должностных лиц, закрепить в НК РФ ответственность налогоплательщиков за включение в бухгалтерскую отчетность искаженной информации о хозяйствен- ных операциях.
Подчеркнута важность законодательного закрепления в КоАП РФ нормы, регламентирующей порядок исчисления сроков, предусмотренных законода- тельством об административных правонарушениях.
-
Пробелом действующего административно-деликтного законодательс- тва РФ является отсутствие в нем понятия «длящееся административное пра- вонарушение». В связи с этим, ст.2.1 КоАП РФ предлагается дополнить частью 4, содержащей понятие «длящееся административное правонарушение», кото- рым следует признать «деяние, предусмотренное Кодексом об административ- ных правонарушениях Российской Федерации, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновное лицо за- коном под угрозой административного наказания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчива- ется вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прек- ращении им продолжения административного правонарушения, или наступле- ния событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения».
С учетом специфики обнаружения административных правонарушений в области налогов и сборов, обоснован вывод, что административные правона- рушения в области налогов и сборов носят длящийся характер, срок давности привлечения к ответственности за которые следует исчислять с момента обна- ружения указанных правонарушений.
Существенным недостатком признано отсутствие в КоАП РФ и НК РФ определения понятий «день совершения» и «день обнаружения» правонаруше- ний законодательства о налогах и сборах РФ. В связи с этим, критическому анализу подвергнуты нормы законодательства и соответствующие судебные акты, обосновывающие, что правонарушения в области налогов и сборов могут быть обнаружены на следующий день после истечения сроков, предусмотрен- ных законодательством о налогах и сборах для исполнения соответствующей обязанности.
На основе анализа норм законодательства и правоприменительной практики отмечено, что одного лишь факта истечения срока, установленного законом для исполнения предусмотренной законом обязанности, явно недоста- точно для осуществления процесса применения норм ответственности. Более обоснованной представляется позиция, согласно которой день совершения и день обнаружения административных правонарушений в области налогов и сборов не совпадают.
Днем совершения правонарушения является день, следующий за послед- ним днем срока, установленного законодательством о налогах и сборах для ис- полнения соответствующей обязанности. Днем обнаружения правонарушения является день, когда правонарушение прекращено самим правонарушителем в виде фактического исполнения соответствующей обязанности, предусмотрен- ной законодательством о налогах и сборах, либо пресечено налоговым органом в результате проведения налоговой проверки.
Таким образом, сформулированные в диссертации предложения по со-
вершенствованию норм об ответственности за правонарушения в области на- логов и сборов будут способствовать обеспечению гибкого и эффективного ме-
ханизма реализации указанных норм. Последнее, в свою очередь, послужит ва- жным фактором в реализации принципа законности при привлечении к ответс- твенности за правонарушения в области налогов и сборов, создаст гарантии для соблюдения прав и законных интересов всех участников правоотношений, ре- гулируемых законодательством о налогах и сборах, и, в целом, будет способст- вовать надлежащему функционированию налоговой системы Российской Феде- рации.