Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 366
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. формулирование конкретного перечня органов местного самоуправления требует выбора точного наименования каждого органа из законодательно допустимых вариантов8.
-
Функции органов местного самоуправления
Особое место в РФ занимают функции государственного управления, реализуемые системой исполнительных, законодательных и судебных органов. Причем властные воздействия как органов, входящих, например, в систему исполнительной власти, так и исполнительной власти как единого субъекта управления, принципиально отличаются как от властных воздействий органов, входящих в систему законодательных органов, так и от воздействий самой системы органов законодательной власти.
Исходя из этого, представляется оправданным введение не
двухуровневой структуры понятий функций государственного управления, а трехуровневой:
интегральные функции государственного управления, которые осуществляются всей организационной структурой государства и представляют собою интегральное воздействие государства как единого субъекта на управляемую общественную среду,
институциональные функции государственного управления, которые осуществляются институтом Президента, системами органов законодательной, исполнительной и судебной власти как целостными субъектами управления, управленческие функции государственных органов, которые осуществляются отдельно взятыми государственными органами.
При этом понятие институциональные функции государственного управления можно определить как юридически выраженное содержание властных, планово–организующих и регулирующих воздействий института
Президента, систем органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляемых постоянно и в условиях непрерывной взаимосвязи между собой и управляемыми объектами9.
Второй способ классификации функций государственного управления основывается на том факте, что в своей совокупности органы президентской власти, системы органов законодательной, исполнительной и судебной властей и все государственные органы образуют сложную управляющую систему, которая оказывает воздействие на управляемые объекты и одновременно обеспечивает (точнее, призвана обеспечивать) собственное эффективное функционирование.
Поэтому обосновано в государственном управлении разграничение двух основных сторон: внутреннее управление деятельностью самого государственного аппарата и внешнее управление общественной жизнедеятельностью. Исходя из этого, как институциональные функции государственного управления, так и управленческие функции государственных органов можно разделить на внутренние и внешние. При этом подчеркнем, что данное разделение справедливо только для институциональных функций государственного управления и управляющих функций государственных органов.
Внутренние управленческие функции отражают процесс управления самой сложно–организационной государственной управляющей системой. Их существование обусловлено многокомпонентным строением государства как субъекта управления, необходимостью управления его подсистемами и звеньями.
Внешние функции характеризуют непосредственно процесс воздействия Президента, ветвей власти и отдельных государственных органов на общественные процессы. В них – основной смысл и содержание государственного управления. Система внешних управленческих функций государственных органов определяется, с одной стороны, вертикальным горизонтальным строением организационной структуры государства, а с другой – особенностями содержания функционирования разных управляемых объектов (экономических, социальных, культурных, политических).
Третий способ классификации основывается на разделении всех функций государственного управления на общие и специфические.
Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий, обусловленное качественным разнообразием многих взаимодействующих в управлении компонентов. Они реализуются, как правило, в определенных сферах, отраслях и на участках государственного управления и детерминированы, в основном, запросами управляемых объектов. Можно выделить подгруппы специфических функций в сфере политики, экономики, социальной сферы. Среди них функции обеспечения научно–технического прогресса, социального обеспечения, налогового регулирования и т.д10.
Общими являются те функции (внешние и внутренние), которые преимущественно отражают сущностные моменты государственного управления, его основные объективно необходимые взаимосвязи. Общие функции – это всеобщие, типичные взаимодействия между субъектами и объектами государственного управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. Каждая функция управления объективно необходима и отличается устойчивостью, стабильностью. Эти функции имеют место практически в любом управленческом взаимодействии ветвей власти, государственных органов между собой и с управляемыми объектами, характерны для функционирования всех компонентов субъекта государственного управления.
По содержанию следует различать три группы общих функций [5]:
а) ориентирования системы:
прогнозирование,
планирование,
нормативное регулирование,
методическое руководство,
б) обеспечения системы:
кадровая,
материально–технического обеспечения,
финансирования,
организационно-структурного обеспечения. Эта функция включает в себя создание организаций, их структурных подразделений, реорганизацию систем, определение, перераспределение полномочий и т.д.,
информационного обеспечения,
в) оперативного управления системой:
непосредственного регулирования деятельностью (текущее распорядительство), учета,
контроля,
оценки.
В завершение подчеркнем, что все виды функций государственного управления не только имеют свою специфику, но и значительные линии соприкосновения, пересечения. Общее в них проявляется, во-первых, в содержании, характере отражающих свойств управления, ибо и те, и другие являются управляющим воздействием государства. Во-вторых, в направленности, целевом назначении – их смысл оказывать влияние на развитие общественной системы, обеспечивать выполнение актуальных государственных задач. Все они являются частями одного целого.
Заключение
В данной работе были рассмотрены_ основные положения о понятии, а также система_ и функции местного самоуправления.
Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную_ деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражением_ народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Прежде всего следует отметить, что Конституцией Российской Федерации устанавливаются_ основные постулаты местного самоуправления. Не регулируя общественные_ отношения в области местного самоуправления детально, тем не менее, Конституция Российской Федерации задает вектор развития муниципального права в целом.
Конституция_ Российской Федерации распространяет на местное самоуправление республиканскую_ организацию аппарата власти, но выводит его из сферы действия принципа_ разделения власти; учреждает институт муниципальной собственности, указывая, что муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной, иными формами собственности.
Местное самоуправление_ осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящейся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 12 Конституции_ Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе_ с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.
В Российской Федерации_ местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами_ власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, причем_ гарантии местного самоуправления_ могут быть общеполитические, морально - этические, а также более конкретные - экономические, юридические, организационные и т.п.
Список литературы
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). -
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). -
Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. N 2. С. 32. -
Потапова А. А. Муниципальное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М: Проспект. 2017. 112 с. -
Петров Г.И., Усиевич И.Б. Административное право. Часть общая и особенная / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юридическая литература, 1968. С. 116. -
Нечкин А. В., Кожевников О. А.Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. — М: Юрайт, 2020. 268 с. -
Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Бондаря. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт", 2013. 721 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. -
Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М.: Акад. прав. ун-т, 1998. С. 81. -
Манохин В.М. Советское административное право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1977. С. 106 - 107; Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2003. С. 72. -
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Бек, 1996. С. 572 - 573. -
Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов: Пробл. совершенствования орг. и деятельности / [И.Ф. Бутко, Л.В. Николаева, Н.А. Пухтинский и др.; Отв. ред. И.Ф. Бутко]. Киев: Наук. думка, 1980. С. 108. -
Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право: Учебник. М.: Госюриздат, 1959. С. 100. -
Вишняков В.Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. М.: Наука, 1972. С. 10. -
Административное право: Учебник / М.И. Еропкин, Т.И. Козырева, М.И. Козырь, Б.М. Лазарев [и др.]; Под ред. А.Е. Лунева. М.: Юридическая литература, 1970. С. 71.
1 Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. N 2. С. 32.
2 Потапова А. А. Муниципальное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М: Проспект. 2017. 112 с.
3 Петров Г.И., Усиевич И.Б. Административное право. Часть общая и особенная / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юридическая литература, 1968. С. 116.
4 Нечкин А. В., Кожевников О. А.Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. — М: Юрайт, 2020. 268 с.
5 Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Бондаря. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт", 2013. 721 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
6 Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М.: Акад. прав. ун-т, 1998. С. 81.
7 Манохин В.М. Советское административное право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1977. С. 106 - 107; Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2003. С. 72.
8 Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право: Учебник. М.: Госюриздат, 1959. С. 100.
9 Вишняков В.Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. М.: Наука, 1972. С. 10.
10 Административное право: Учебник / М.И. Еропкин, Т.И. Козырева, М.И. Козырь, Б.М. Лазарев [и др.]; Под ред. А.Е. Лунева. М.: Юридическая литература, 1970. С. 71.