Файл: Занятие по теме Природа философского познания и предметное самоопределение философии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие по теме: «Природа философского познания и предметное самоопределение философии».
-
Что такое философия?
Философия дословно переводится с греческого как любовь к мудрости. Впервые этот термин был употреблен древнегреческим философом Пифагором в V в. до н.э. Но появление самого явления связывают с представителями Милетской школы, и первым философом считается Фалес.
-
Какое место занимает философия в сфере культуры?
Философия в культуре способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру, позволяет сохранять и передавать культурные ценности и нормы, представления о мире и человеке, традиции и т.д.
-
Как философия соотносится с религией, наукой и искусством?
Философия и наука. И наука, и философия представляют собой область теоретического знания, но ставить философию в один ряд с другими науками нельзя. И философия, и наука стремятся к познанию истины, для этого они используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Но если предмет науки – это всегда конкретная область бытия, то философия исследует мир в целом, а также связку мир-человек. В отличие от науки, которая представляет собой во многом коллективный процесс достижения истины, философия – индивидуальное творчество. Философия всегда носит авторский характер, к одним и тем же проблемам предлагает множество разных подходов, поэтому многие вопросы философии носят «вечный» характер. Часто философская система или теория зависят от особенностей личности ее автора. Это сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии также важны, как и истина.
Философия и религия. Религию и философию сближает задача познать мир как целое, а также выяснить место человека в нем. Но в религии главный метод – вера, а в основе мировоззрения лежит понятие «Бога», бытие которого несомненно. Философия как рациональный способ постижения действительности, опирается на понятия и доказательства.
Философия и искусство. Общим у них является задача понять мир сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять те его аспекты, которые нельзя выразить на языке рациональных схем и логических понятий. Это сферы духовной культуры, связанные с индивидуальным человеческим творчеством. Но в основе искусства лежит художественное переживание, а основной метод философии – рассуждения и доказательства.
-
Назовите разделы философского знания. Какие вопросы они изучают?
Как и любая другая сфера знания, философию можно разделить на следующие сферы.
Онтология (от греч. ontos – сущее, logos - знание) – учение о бытии и его сущности, раздел философии, изучающий фундаментальные закономерности мира. Онтология ищет ответы на вопросы из чего состоит мир и каковы его законы.
Гносеология (от греч. gnosis - познание) – учение о познаваемости и пределах познания мира, раздел философии, выявляющий природу и механизм человеческого познания. Круг вопросов гносеологии связан с возможностями человеческого познания и его осуществления. Что из себя представляют субъект и объект познания? Что есть истина и какими методами ее можно достичь?
Философская антропология (от греч. antropos - человек) – учение о человеке, о его происхождении, становлении и смысле жизни. Эта сфера философского знания изучает природу и сущность человека, пытается понять, каковы цели человеческого существования и в чем смысл его жизни. Отвечает на вопросы – когда возник человек современного вида? Каково соотношение биологического и социального в человеке?
Аксиология (от греч. axis - ценность) – учение о ценностях, раздел философии, анализирующий проблемы оценки человеком окружающего мира и самого себя. Главные вопросы – как можно определить ценность и каково ее реальное отношение к объекту? Ставит вопрос о происхождении и генезисе ценностей, пытается разобраться, можно ли говорить об абсолютных и универсальных ценностях?
Социальная философия – раздел философского знания, занимающийся изучением общества, философским осмыслением социальной жизни. Социальная философия исследует природу общественных отношений и законов, соотношение материальных и духовных факторов в жизни общества? Отдельный раздел социальной философии – философия истории, а рамках которого ставятся проблемы смысла истории, типологии истории и общественного прогресса.
Логика – философская наука о законах и формах мышления, она изучает формальные отношения в языке. Ее вопросы – как возможно построить непротиворечивое знание о мире? Каковы основные законы человеческого мышления и что необходимо для правильного мышления?
Этика – учение о нравственности, морали, практическая философия, которая учит оценивать различные ситуации для возможных правильных поступков. Ищет ответы на вопросы о происхождении нравственности, сущности моральных законов и их соотношении с реальной жизнью, что такое добро и зло.
Эстетика – философская наука о чувственном восприятии мира, исследует категории: прекрасное, безобразное и др. Ее волнуют вопросы – что такое красота и каковы ее критерии? Как определить возвышенное и чем оно отличается от низменного? Что такое комичное и трагичное? Эстетика исследует природу эстетической чувственности человека.
-
Какие функция выполняет философия?
Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели и задачи.
1) Мировоззренческая функция. Благодаря философии индивид получает целостную картину мира, определяет свое место в нем и формирует взаимоотношения с ним. В мировоззрение включены: мироощущение, мировосприятие.
2) Гносеологическая (познавательная) функция. Одна из важнейших функций философии, связана с проблемой познания. Задачей гносеологической функции является правильное и достоверное познание окружающей действительности.
3) Методологическая функция. Философское познание нуждается в особых методах, с помощью которых осуществляются исследования мира и человека.
4) Критическая функция. Философия никогда не останавливается на достигнутом знании. Задача критической функции постоянно осуществлять ревизию полученного знания, не дать ему превратиться в догмы, способствовать развитию знания и увеличивать его достоверность.
5) Аксиологическая функция. Она связана с соотнесением вещей и явлений окружающего мира к различным ценностям – моральным, нравственных, социальных, религиозных и др. В разные эпохи формируется разная иерархия ценностей. Эта функция начинает усиливаться во время серьезных исторических изменений (например, смена теологического мировоззрения на антропоцентрическое в эпоху Возрождения).
6) Социальная функция. Ее задача – объяснить общество, причины его возникновения, генезис, современное состояние. Эта функция занимается анализом структуры общества, выявлением его элементов, помогает вскрыть противоречия и указать пути их устранения, определяет возможности совершенствования общества.
7) Прогностическая функция. Связана с выработкой прогнозов и тенденций, по которым будет осуществляться дальнейшее развитие знаний о мире и человеке.
-
Что такое мировоззрение?
Мировоззрение представляет собой целостный взгляд на мир и место человека в нем, демонстрирует отношение человека к окружающему его миру. Через свое мировоззрение человек заявляет свою позицию по различным вопросам индивидуального и социального существования.
-
Какие исторические формы мировоззрения выделяют? Охарактеризуйте их.
К историческим формам мировоззрения относятся:
-
мифологическое; -
религиозное; -
философское.
Самым древним типом мировоззрения является мифология – это способ представления о мире, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Человек в мифологии – единое целое с миром, и миф помогает человеку понять свое место в этом мире. Миф универсален, присущ всем культурам.
Мифы пытаются дать ответ на следующие вопросы:
-
откуда появились мир и человек; -
объяснение явлений природы; -
проблемы, связанные с жизнью и смертью; -
вопросы морали и др.
Характерные черты мифа:
-
неразделимость объективного и субъективного; -
мышление неотъемлемо от эмоций; -
образность мышления; -
отсылка к авторитетам; -
одушевление природных форм и космоса; -
миф направлен на решение конкретных практических задач, связанных с хозяйственной деятельностью, здоровьем и т.д.; -
сюжеты мифов однообраны и поверхностны.
Следующая историческая форма мировоззрения – религиозное мировоззрение. В его основе лежит вера в нечто сверхъестественное, оказывающее влияние на природу и человека. Этот тип мировоззрения отличается (впрочем, как и миф) чувственным и образным восприятием действительности.
Религию интересуют те же вопросы, что и миф:
-
как возникла Вселенная и человек; -
как устроена природа; -
от чего или кого зависит жизнь человека; -
проблемы морали.
Основными функциями религии считаются:
-
мировоззренческая; -
консолидирующая (объединяет людей одних взглядов); -
регулятивная (создание и обоснование норм социального
поведения);
-
культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру, позволяет сохранять и передавать культурные ценности и нормы, представления о мире и человеке, традиции и т.д.); -
нравственно-воспитательную (формирует в обществе идеалы); -
экзистенциальная (философский аспект религии, попытка объяснить место человека в мире).
Религии делятся на мировые и национальные. К мировым относятся буддизм, христианство и ислам. А наиболее распространенными национальными религиями являются индуизм, иудаизм, синтоизм.
Философское мировоззрение – особый тип мировоззрения. Оно отличается от религиозного и мифологического и имеет следующие черты:
-
опирается на знание; -
систематизировано и непротиворечиво; -
рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); -
использует не образы, а понятия и доказательства.
-
Каковы условия возникновения, развития и многообразия мировоззрений?
Мы можем выделить три этапа в развитии философского мировоззрения:
Космоцентризм. Мироустройство связано с понятием «космос», внешние силы окружающего мира, которые, тем не менее, тесно связаны с человеком. Комоцентричным, например, было мировоззрение древних греков. Под «космосом» они понимали порядок окружающего мира, а человека определяли как «микрокосм» - космос в миниатюре.
Теоцентризм. Это тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога. Бог понимается как абсолютное, совершенное, наивысшее бытие, источник всей жизни и любого блага. Теоцентризм – мировоззрение средневековой Европы.
Антропоцентризм. Такое мировоззрения помещает в центр своего внимания проблему человека, человек провозглашается высшей ценностью и источником преобразования мира. Оно возникает в Европе в эпоху Возрождения, и продолжает главенствовать в Новее и Новейшее время.