Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1169
Скачиваний: 40
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Экология
Группа ММ20ГУ161
Студент
В.Ю.Вирченко
МОСКВА 2023
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ СИБИРИ
Содержание
Введение
1. Общая характеристика Сибирского Федерального округа
2. Природно–ресурсный потенциал Сибирского Федерального округа
3. Управление природными ресурсами. Проблемы охраны и воспроизводства природных ресурсов Сибирского Федерального округа и пути их решения
4.Потенциал и перспективы экономического развития Сибирского Федерального округа
Заключение
Список литературы
Введение
Природа постоянно оказывает огромное влияние на жизнь человека. С давних времен человек поклоняется природе, ее силе. И в настоящее время, даже научившись, частично, использовать силу природы, ее потенциал во благо, мы не смогли полностью понять природу, окружающий нас мир, контролировать природные процессы.
Остаются актуальными проблемы разведки, добычи и рационального использования природных ресурсов, не изжил себя, в полной мере, экстенсивный тип производства. Учитывая изложенное, считаю, что каждый человек, живущий в нашей стране, в том числе в нашем регионе, должен задумываться о проблемах и перспективах дальнейшего развития своей страны и региона, связанных, в первую очередь, с ограниченностью природных ресурсов их рациональном использовании.
Сибирский Федеральный округ – это наиболее мощный, в ресурсном отношении, регион.
Объектом исследования данной работы является один из самых крупных Федеральных округов Российской Федерации, округ, обладающий наиболее перспективной природно–ресурсной базой – Сибирский Федеральный округ.
Предметом изучения является управление природно–ресурсным потенциалом округа.
Целью работы является анализ природно–ресурсного потенциала Сибирского Федерального округа, а также основные направлений его эффективного использования.
-
Рассмотреть общую характеристику Сибирского Федерального округа; -
Проанализировать природно–ресурсный потенциал Сибирского Федерального округа; -
Рассмотреть существующие проблемы охраны и воспроизводства природных ресурсов Сибирского Федерального округа и пути их решения; -
Выявить потенциал и перспективы дальнейшего экономического развития Сибирского Федерального округа.
Общая характеристика Сибирского Федерального округа
Сибирский федеральный округ был образован 13 мая 2000 года. В Сибирский федеральный округ входит 12 субъектов РФ. Центром Сибирского федерального округа является г. Новосибирск. Округ занимает площадь 5118,4 тыс. км2, что составляет примерно 30% территории Российской Федерации, расположен между экономически развитой Европейской частью страны и Дальним Востоком. На севере он омывается водами Северного Ледовитого океана, на юге его территория примыкает к государственной границе с Казахстаном, Монголией и Китаем. 1
В межрайонном территориальном разделении труда федеральный округ специализируется на производстве топлива и электроэнергии, продукции черной и цветной металлургии, машиностроения, химии, заготовке и переработке леса, заготовке пушнины.
Из-за экстремальных естественно- биологических условий на большей части территории сельское хозяйство федерального округа сосредоточено в его южных зонах, вдоль Транссибирской магистрали. Тем не менее, значимость сельскохозяйственного производства в регионе велика – это один из важнейших районов производства и переработки зерна, производства разнообразной животноводческой продукции.
Население Сибирского федерального округа – 4,3% общероссийского – 21 млн. человек – это значительные трудовые ресурсы. Основная часть сосредоточена на юге. Заселение Сибири началось усиленно где-то с 30-х годов. Средняя плотность населения мала – 3,9 чел. на 1 кв.км., но в связи с неравномерным размещением плотность расселения колеблется от 1 чел, на 1 кв.км. В национальном составе преобладают русские (свыше 80% населения). Относительно многочисленны украинцы, алтайцы, шорцы, буряты, хакасы, тувинцы. На территории района живут многочисленные народности Севера: эвенки, селькупы, кеты, нганасаны, долганы и др. Возрастной состав характеризуется высокой долей молодых трудоспособных возрастов. Но, несмотря на это, федеральный округ дефицитен по трудовым ресурсам. Среднегодовая численность занятых в экономике составляет 13,8% (на 1.01.2012) от российского показателя. Этот фактор тормозит хозяйственное развитие округа, освоение богатых природных ресурсов. Введение льгот и районных коэффициентов не компенсирует тяжелых социально-экономических условий жизни населения, поэтому здесь наблюдается высокая миграция и текучесть рабочей силы. Размещение трудоемких отраслей по этим причинам ограничено. В дальнейшем необходимо коренное улучшение условий жизни населения округа, актуально проведение активной трудосберегающей политики (высокой автоматизации и механизации производственных процессов). 2
Ведущими индустриальными, а также научными и культурными центрами являются города – Новосибирск, Иркутск, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Томск.
Транспортный комплекс в Сибирском федеральном округе развит недостаточно, и это тормозит дальнейшее развитие его производительных сил.
Основной вид транспорта – железнодорожный. Важнейшие магистрали, обеспечивающие перевозки запад – восток: Сибирская (Челябинск - Владивосток), Южносибирская (Павлодар – Барнаул – Новокузнецк - Абакан), Среднесибирская (Кустанай - Барнаул). От Новосибирска через Барнаул на Семипалатинск проходит Туркестано-Сибирская магистраль. В этом направлении также действует железная дорога Усть-Кут – Ташкент – Абакан – Новокузнецк, западный участок БАМа. В направлении юг – север перевозки осуществляются в основном по Енисею, достроен небольшой меридиональный участок железной дороги Ачинск – Лесосибирск. Функционирует Байкало-Амурская железная дорога. От основных железнодорожных магистралей отходят небольшие ветки к местам разработки природных ресурсов и в Монголию, Китай. В транспортной системе Сибири самыми грузонапряженными является участок Транссиба от Новосибирска до Омска и Новокузнецк - Новосибирск. Транссибирская магистраль полностью электрифицирована.
Наряду с железнодорожным транспортом развит речной и воздушный. Водный транспорт представлен перевозками в основном лесных, минеральных, строительных грузов по Оби, Енисею, Ангаре, Иртышу, Лене и их притокам, а также по Байкалу. Большое значение имеет Северный морской путь, который обеспечивает снабжение и вывоз продукции северных территорий. В перспективе его роль может возрасти и в международных перевозках из Европы в Японию (стоимость перевозок на 40% ниже, а экономия по срокам – 15 суток по сравнению с морским путем через Суэцкий канал). Проблемы на сегодня – резкое повышение транспортных тарифов, что мешает расширению объемоперевозок.
Международная и внешнеэкономическая деятельность регионов Сибирского федерального округа является составной частью внешней политики России и реально влияет на формирование и реализацию внешнеполитического курса страны, наполняя конкретным содержанием международные связи.
В сфере внешнеэкономической деятельности основные перспективы связаны с расширением торговли с Китаем, Казахстаном, Украиной, Киргизией и Монголией, а также с развитием сотрудничества деловых кругов Сибири с предпринимателями из Италии, Франции и ФРГ.
В экспорте сибирской продукции учитывается тот факт, что все сибирские ресурсы очень транспортоемки: руда, уголь, нефть, газ требуют высоких затрат на перемещение. Эго утяжеляет продукцию по стоимости. Конкурентоспособность сибирских ресурсов, несмотря на их востребованность, достигается с большим трудом - в основном, путём снижения издержек за счет больших объемов. При этом, чем меньше будет транспортная составляющая в цене этих ресурсов, тем они будут конкурентоспособнее. Таким образом, экспортерам Сибирского федерального округа приходится ориентироваться со временем все больше не на рынок США, Европы или Японии, а на значительно более близкий Китай - страну с растущей экономикой, которая нуждается в угле, лесе, нефти и полезных ископаемых.
Природно–ресурсный потенциал Сибирского Федерального округа
Природные условия округа разнообразны: от арктических тундр до сухих степей и полупустынь. На большей части района они суровы и неблагоприятны для жизни человека и хозяйственного освоения территории из–за резкой континентальности климата и присущей ей большой амплитуды годовых и суточных температур, открытости влиянию холодных воздушных масс Северного Ледовитого океана, широкого распространения вечной мерзлоты. Разнообразен рельеф Федерального округа: здесь расположены южная часть Западно–Сибирской равнины, горы Алтая, Кузнецкого Алатау, Салаирского кряжа; огромную территорию занимает Средне–Сибирское плоскогорье, которое к северу сменяется Северо–Сибирской низменностью, а к югу – системой горных хребтов Западного и Восточного Саяна, гор Забайкалья. Основой хозяйственного комплекса округа является его уникальный природно–ресурсный потенциал, и прежде всего запас каменных и бурых углей, нефти и газа, гидроэнергии, древесины хвойных пород, здесь также сосредоточены значительная часть руд черных и цветных металлов и крупные запасы химического сырья.
Топливно–энергетические ресурсы Сибири огромны. Запасы углей, по различным оценкам, составляют от 3,8 до 4,4 трлн. т, потенциальные запасы гидроэнергии – около 1 трлн. кВт. ч. Многочисленные угольные месторождения содержат разнообразные по качеству и количеству, условиям залегания угли. Среди них выделяется уникальный по геологическим запасам, качеству и условиям залегания каменных углей Кузнецкий бассейн. Запасы угля оцениваются в 600 млрд. т, мощность пластов в среднем до 4 м, а отдельные пласты – до 20м, угли обладают высокой теплотворной способностью – до 8,6 тыс. ккал/кг, залегают относительно не далеко, что дает возможность разрабатывать их не только шахтным, но и открытым способом.
Ценность бассейна высока и благодаря наличию коксующихся углей (примерно 30% всех запасов), которые являются дефицитным технологическим топливом для черной металлургии. Марочный состав бассейна также не имеет аналогов. Себестоимость добычи коксующихся углей в бассейне – самая низкая в стране. Значение Кузбасса в экономике трудно переоценить – это главный угольный бассейн России.
К числу уникальных относится и другой буроугольный Канско–Ачинский бассейн. Общегеологические запасы угля составляют 600 млрд. тонн. Бассейн протянулся на 800 км, ширина его достигает местами 200 км. Угольные пласты мощностью до 100 м залегают неглубоко и почти горизонтально, что позволяет использовать наиболее экономичный, открытый способ добычи. Высокая концентрация угольных запасов позволит создать 200 мощных карьеров с общей годовой добычей в 1 млрд. тонн. Угли Канско–Ачинского бассейна – энергетические, их теплотворная способность – от 2,8 до 4,7 тыс. ккал/кг; они малозольны (6–12%) и низкосернисты (менее 1%), но содержат повышенное количество влаги (21–44%), при низких температурах зимой смерзаются, а при высыхании рассыпаются в пыль, приобретают способность самовозгораться и поэтому мало приспособлены к транспортировке, их выгодно использовать на месте. Бассейн располагается в наиболее обжитой и экономически развитой части Восточной Сибири – вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, что и позволило начать его интенсивное использование. Крупнейшие месторождения угля на западе – Березовское, Назаровское, Урюпинское, Итатское, на востоке – Ирша–Бородинское и Абанское. Другие угольные месторождения Сибирского Федерального округа имеют внутрирайонное значение. Среди них следует отметить Горловский бассейн, Иркутский бассейн с каменными углями Черемховского месторождения и бурыми углями Азейского месторождения, Минусинский бассейн в Хакасии, Харановское месторождение в Читинской области, Тунгуйское и Гусиноозерское в Бурятии.
Территория Федерального округа очень богата нефтью. Почти 95% разведанных запасов нефти Восточной Сибири сосредоточены в крупнейшем Юрубчено–Тохомском и семи крупных месторождениях. В Таймырском автономном округе открыты крупные Сузунское и Пайяхинское месторождения с запасами нефти по категориям С1+С2 соответственно 43,4 и 33,6 млн. тонн. Залежи полупромышленного характера открыты в прибрежных районах Хатангского залива. К настоящему времени в Таймырском автономном округе пробурен почти 1 млн. метров глубоких скважин, но изученность этой большой территории (563 тыс. кв.км.) остается в целом низкой. Прогнозные ресурсы нефти оцениваются более чем в 1,5 млрд. При надлежащем развитии геолого–разведочных работ здесь возможно крупномасштабное наращивание запасов и создание на их базе мощного нефтедобывающего комплекса. Эвенкийский автономный округ находится в пределах центрального района Сибирской платформы. Эта территория имеет еще меньшую (по сравнению с Таймырским АО) общую геологическую изученность при неадекватном повышении сложности строения. Открыто 4 нефтяных месторождения, в том числе крупнейшее в Восточной Сибири Юрубчено–Тохомское с запасами нефти по категориям В+С1 около 360 млн. тонн. Оно относится к высшей категории геологической сложности. Прогнозные ресурсы нефти Эвенкии превышают 5 млрд. тонн. На остальных территориях Красноярского края открыты крупные Лодочное, Тагульское и Ванкорское нефтегазовые месторождения. Причем на Ванкорском запасы нефти по категориям С1+С2 превышают 200 млн. тонн. Определенные перспективы сохраняются и в