Файл: Прибыль и рентабельность как важнейшие показатели коммерческой деятельности торгового предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ рентабельности

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается относительными показателями системы показателей рентабельности.Для оценки конечных финансовых результатов экономического субъекта кроме абсолютных показателей необходимо использовать показатели рентабельности. Рентабельность показывает, сколько руб. приходится на рубль авансированного капитала. При этом можно использовать либо валовую прибыль, либо чистую прибыль.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается системой показателей рентабельности.

Понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и, кроме того, сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля, вложенного капитала. Расчет перечисленных показателей рентабельности позволяет оценить финансовую отдачу средств, инвестированных в текущую, капитальную и финансовую деятельность предприятия. И поскольку это относительные показатели – они практически не подвержены влиянию инфляции. Показатели рентабельности используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

  • показатели рентабельности продаж;

  • показатели, определяющие доходность капитала и его частей.

Предприятие считается:

- низкорентабельным, если рентабельности продаж находится в пределах от 1 до 5 %;

среднерентабельным, при рентабельности продаж от 5 до 20 %;

высокорентабельным при рентабельности продаж от 20 до 30 %.

Анализ рентабельности ООО «Эльдорадо» представлен в таблице 10. Таблица 10

Динамика показателей рентабельности ООО «Эльдорадо»

Показатели

2016г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение 2018г. от 2016г. (+-)

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2055

904

1608

- 447

Чистая прибыль, тыс. руб.

88

6

52

- 36

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб.

75505

64390

90408

+ 14903

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб.

71693

62000

86543

+ 14850

Собственный капитал, тыс. руб.

157

164

217

+ 60

Стоимость имущества, тыс. руб.

38313

45356

55849

+ 17536

Рентабельность продаж, %

2,7

1,4

1,8

- 0,9

Рентабельность основной деятельности, %

2,9

1,5

1,8

- 1,1

Рентабельность собственного капитала, %

56,1

3,7

24,0

- 32,1

Экономическая рентабельность, %

0,23

0,01

0,01

- 0,22


В 2016 -2018гг. ООО «Эльдорадо» является рентабельным предприятием, но уровень рентабельности очень низкий.

Рентабельность основной деятельности показывает, сколько прибыли от продажи приходится на один рубль затрат. В 2018 г. в ООО «Эльдорадо» на один рубль вложенных затрат приходилось 0, 18 руб. прибыли.

Экономическая рентабельность характеризует эффективность использования всего имущества ООО «Эльдорадо» В 2018 г. данный показатель составил 0,01 %.

Снижение рентабельности продаж свидетельствует о снижении конкурентоспособности предприятия, так как позволяет предположить упадок потребительского спроса на товары и продукцию.

Таблица 11

Расчет и оценка рентабельности объема продаж в ООО «Эльдорадо»

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение 2018г. от 2017г. (+-)

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб.

75505

64390

90408

+ 14903

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб.

73450

63485

88800

+ 15350

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2055

904

1608

- 447

Рентабельность продаж, %

2,7

1,4

1,8

- 0,9

По данным таблицы 11 видим, что уровень рентабельности продаж ООО «Эльдорадо» в 2018 г. составил 1,8%, что на 0,9% ниже показателя 2016г.

На снижение рентабельности продаж оказали влияние такие факторы, как снижение продажных цен, а также изменение себестоимости проданных товаров и услуг.

В 2018 г. по сравнению с 2016 г. выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг возросла на 19,7% раза или на 14903 тыс. руб., а себестоимость товаров, продукции, работ и услуг увеличилась на 20,0% или на 15350 тыс. руб.

Прибыль от продажи товаров снизилась с 2055 тыс. руб. в 2016 г. до 1608 тыс. руб. в 2018 г.

Рентабельность продаж в 2018 г. очень низкая.

В данной ситуации ООО «Эльдорадо» необходимо принять ряд мер для повышения прибыли и рентабельности.


  1. Повышение товарооборота ООО «Эльдорадо» в 2019 году;

  2. Получение от поставщиков дополнительных скидок;

  3. Оптимизация ассортимента, путем выявления наименее рентабельного вида товара и перенос акцента на более рентабельный.

2.3 Предложения и рекомендации по увеличению прибыли и рентабельности ООО «Эльдорадо»

Прибыль как основная форма денежных накоплений ООО «Эльдорадо» представляет собой разницу между продажной и покупной ценой товара.

Отсюда основными источниками роста прибыли являются увеличение объема товарооборота, снижение издержек обращения, оптимизация ассортимента продукции.В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факторов.

Основной источник денежных накоплений ООО «Эльдорадо» выручка от реализации товаров и услуг, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на приобретение и реализацию товаров различных категорий и услуг.

Поэтому для увеличения размера выручки от реализации товаров и соответственно прибыли нужно увеличить количество продаж или оптимизировать ассортимент товара.

Важная задача предприятия - получить прибыль при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Чтобы обеспечить стабильный прирост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее дополнительного получения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов.

Определение резервов роста прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов. На третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

Планируемые изменения определяются экспертным путём, в зависимости от рейтингов и категории обособленного подразделения.


Рассмотрим конкретные мероприятия по повышению прибыли и рентабельности ООО «Эльдорадо» и сделаем прогноз на 2019 год.

Выделим основные из них:

1. повышение товарооборота ООО «Эльдорадо» в 2019 году, за счет пересмотра маркетинговой политики и разработки новых рекламных мероприятий, с целью привлечения большего количества покупателей;

2. Получение от поставщиков дополнительных скидок;

3.Оптимизация ассортимента, путем выявления наименее рентабельного вида товара и перенос акцента на более рентабельный;

Во-первых, рассмотрим возможные пути повышения товарооборота ООО «Эльдорадо» в 2019 году. Принимая во внимание тот факт, что компания занимается торговлей товара не первой необходимости, можно сделать вывод, что привлечь внимание покупателя будет особенно сложно. Соответственно, есть необходимость анализировать расположение имеющихся торговых точек, с целью выявления тех, где меньше проходимость. Поскольку в компании «ООО «Эльдорадо» представлены различные виды аудио, видео, компьютерной, крупной бытовой и мелкой бытовой техники, следовательно потенциальными покупателями являются широкие группы граждан. Об этом свидетельствует и тот факт, что большинство торговых точек ООО «Эльдорадо» представлены в крупных торговых центрах, таких как «Дарс», «Гранд», «Альянс Центральный». Но помимо этого, необходимо еще обращать внимание, на наличие конкурентов, а также выбирать этаж, где потенциально больше проходимость, например первый. В крупных торговых центрах привлечь покупателя именно в магазин «Эльдорадо» также непросто, но этого можно добиться, если разместить красочный, яркий рекламный стенд при входе в торговый центр.

Также, для привлечения покупателей целесообразно проведение широкомасштабных акций. Одним из вариантов является проведение акций с широкой рекламной поддержкой СМИ.

Все эти мероприятия привлекут большее количество покупателей, тем самым повысив товарооборот и, соответственно, прибыль.

При подсчете резервов роста прибыли (ΔПв) за счет возможного роста товарооборота используются результаты анализа выпуска и реализации продукции. Но если прибыль рассчитана на рубль товарооборота, сумма резерва ее роста за счет увеличения товарооборота определяется по формуле:

ΔПв=Вп*(Пр1/Вр1) (17)

где: Вп - потенциально возможное увеличение товарооборота(резерв роста), тыс.руб.;

Пр1- фактическая прибыль от продажи товаров в отчетном году, тыс. руб.;