Файл: Прибыль и рентабельность как важнейшие показатели коммерческой деятельности торгового предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Введение

  2. Глава 1. Прибыль и рентабельность как важнейшие показатели коммерческой деятельности торгового предприятия

  3. 1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности

  4. 1.2 Показатели прибыли и рентабельности. Модель формирования и распределения прибыли

  5. 1.3 Методика анализа показателей прибыли и рентабельности для целей выявления резервов их роста

  6. Глава 2. Практические аспекты формирования и повышения прибыли и рентабельности на примере ООО «Эльдорадо»

  7. 2.1 Организация финансов и экономические показатели деятельности предприятия

  8. 2.2 Анализ финансовых результатов ООО «Эльдорадо»

  9. 2.3 Предложения и рекомендации по увеличению прибыли и рентабельности ООО «Эльдорадо»

  10. Заключение

  11. Список использованных источников



Введение

Актуальность исследования. В условиях рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности деятельности торгового предприятия. Эффективность коммерческой, финансовой и экономической деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. Общим финансовым результатом является прибыль, а показателем, характеризующим эффективность достигнутых финансовых результатов, рентабельность.

Говоря о рентабельном предприятии, подразумевают, что оно прибыльное. Эти категории и в самом деле состоят в смысловом родстве. Жизнеспособность любой коммерческой структуры напрямую зависит от её способности не только самоокупаться, но и приносить доход, позволяющий развиваться и расти. Однако это не означает тождественности понятий рентабельности и прибыли. Прибыль: определение и её виды Кажется, что расшифровка этой экономической категории настолько очевидна, что не требует определений и пояснений, однако это не так. Прибыль составляет основу экономического развития предприятия, ибо рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, технического переоснащения его, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Поэтому в условиях рынка ориентация хозяйствующих субъектов на получение прибыли является непременным условием успешной предпринимательской деятельности.


Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, представляет собой важнейший показатель оценки его коммерческой деятельности, деловой активности и финансовой устойчивости, благосостояния трудового коллектива.

В условиях рыночной экономики большое значение приобретают также показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. прибыль рентабельность коммерческий магазин

Исходя из всего вышесказанного, цель данной дипломной работы - проведение анализа и выявление путей повышения прибыли и рентабельности на примере торгового предприятия ООО «Эльдорадо».

Для достижения намеченной цели потребуется решение следующих задач:

  1. Дать определение понятиям прибыль и рентабельность, изучить систему показателей, провести анализ показателей прибыли и рентабельности.

  2. Рассмотреть результат коммерческой деятельности ООО «Эльдорадо» по показателям прибыли и уровню рентабельности, провести анализ данных показателей.

  3. Разработать мероприятия по увеличению уровня прибыли и рентабельности.

Объектом исследования данной работы является ООО «Эльдорадо»

Предметом исследования выступают показатели прибыли и рентабельности.

Структура работы: ведение, две главы, заключение, список литературы

Глава 1. Прибыль и рентабельность как важнейшие показатели коммерческой деятельности торгового предприятия

1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности

Прибыль – одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых предприятиями различных отраслей экономики[1]. Она занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены прямо или косвенно связаны с прибылью. За счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, а от их увеличения в значительной степени зависят темпы экономического развития как России в целом, так и отдельных регионов, темпы приумножения общественного богатства и, в конечном счете, повышение уровня жизни населения.



На самом деле это определение – лишь самое общее отражение сути термина, которым оперируют не только профессиональные экономисты, но и люди, далёкие по роду деятельности от финансов. Даже краткое ознакомление с общей экономической теорией приводит к выводу о многообразии видов и форм прибыли. Она может быть: Балансовой, то есть выявленной в результате проведения учёта коммерческих операций и отражённой в бухгалтерском балансе. Валовой – представляющей собой разницу между суммарной выручкой и всеми затратами за отчётный период. Чистой, остающейся после отчисления расходов и фискальных платежей. Маржинальной, высчитываемой как разница между выручкой и переменными производственными затратами.

Номинальной, то есть обозначенной в отчетности в соответствии с балансовой прибылью. Реальной – практически равной номинальной, но скорректированной согласно уровню инфляции. В этом случае она отражает покупательскую способность заработанных денег. Нераспределенной – с вычетом обязательных платежей, в том числе наложенных санкций и штрафов (почти то же, что чистая прибыль). Капитализированной, вложенной в дальнейшее развитие предприятия. Список можно продолжить, но главное, что следует усвоить в этой части статьи о прибыли – это то, что она выражается в денежных единицах и может подсчитываться по-разному. Чем отличается прибыль от рентабельности Главное отличие прибыли от рентабельности в самой природе этих экономических категорий. Рентабельность – это отношение прибыли к ресурсам, её формирующим.

По той причине, что и числитель, и знаменатель такой дроби выражены в денежных единицах, сам получаемый результат безразмерен и является коэффициентом: Возможно его процентное выражение – в этом случае цифру необходимо умножить на сто. Исключение составляет рентабельность персонала, измеряемая в рублях (или других денежных единицах), зарабатываемых средним сотрудником (на человека). По своей сути рентабельность – это прибыльность каждой единицы вложенного капитала предприятия. В зависимости от природы формирующего ресурса, различают следующие её виды: Рентабельность маржинальной прибыли; Активов; Текущих издержек; Собственного капитала, включая заёмный; Основных производственных фондов; Продукции; Реализации[2].

К примеру: Коэффициент рентабельности маржинальной прибыли (чаще называемой маржинальной рентабельностью) рассчитывается как отношение её же к сумме прямых затрат на производство. Валовая рентабельность считается как отношение прибыли к себестоимости, причём берутся суммарные значения обоих показателей по предприятию. Коэффициент рентабельности операционной прибыли определяется делением её (суммы операционной прибыли) на сумму выручки. Понятно, что такое соотношение характеризует степень выгодности (доходности) канала, дающего своё название коэффициенту. Валовая прибыль Значение этого показателя трудно переоценить. Он важен в первую очередь для анализа макроэкономических параметров крупных предприятий. Формула, которой рассчитывается рентабельность по валовой прибыли, изящна в своей простоте: GMR = GM / SR Где: GMR – Коэффициент валовой прибыли (Gross Margin Ratio); GM – Валовая прибыль (Gross Margin); SR – Выручка от продаж (Sales Revenue). При этом не учитываются никакие второстепенные факторы: важен лишь конечный результат. В сумму валовой прибыли входят все заработанные предприятием деньги. Валовая выручка вбирает в себя все входящие денежные потоки.


По показателю GMR можно судить о выгодности обобщённого продукта крупной компании, а, следовательно, и об экономической эффективности этой бизнес-структуры в целом. Рентабельность чистой прибыли Этот показатель показывает, сколько именно чистой прибыли (оставшейся после необходимых отчислений) содержится в каждой денежной единице выручки:

NIM = NP / NR Где:

NIM – Коэффициент рентабельности чистой прибыли (Net Income Margin);

NP – Чистая прибыль (Net Profit);

NR – Сумма выручки (Net Revenue). Важно знать, какими цифрами заполняется эта формула. По балансу чистой прибыли отведена строка 2400, а выручке – строка 2110. До 2011 года (тогда был принят такой порядок учёта) бухгалтеру приходилось заниматься подсчётами, вычитая из суммы выручки издержки.

Факторный анализ Каждое предприятие в процессе работы подвергается воздействию многих факторов (как внутренних, так и внешних), оказывающих влияние на его экономическую эффективность. Фактором называют причину (движущую силу) процесса (явления), влияющую на характер протекающих в системе процессов. Задача финансового аналитика состоит в установлении наличия причинно-следственных связей и степени их интенсивности между факторами, воздействующими на предприятие, и конечным результатом в виде величины показателя рентабельности. Для её решения используется метод комплексно-системного измерения. Цели факторного анализа: Определение количества каналов воздействия на рентабельность; Их классификация; Создание математической модели всех взаимных связей между факторами; Оценка степени влияния на себестоимость по различным факторным каналам. В целом факторный анализ является инструментом определения «узких мест» и выработки мер по нивелированию негативных влияний. Планирование прибыли и рентабельности Основу планового обоснования рентабельности и прибыли составляет прогнозирование наиболее вероятных значений: Объема производства, издержек; Суммы денежного оборота предприятия; Скорости оборачиваемости капитала; Уровня цен. А также других факторов, влияющих на экономическую эффективность.

В настоящее время в наиболее распространённый инструментарий решения этих задач входят следующие методы: Формула безубыточности Согласно этому способу, прогнозируемая прибыль составит сумму, вычисляемую по формуле:

NPP = V x (1 – CP – T) – CC

Где: NPP – Планируемая прибыль;


V – Плановый объём производства;

CP – Переменные затраты;

T – Налог на добавленную стоимость; CC – Постоянные издержки. Так как показатель прибыли в данном случае задаёт уровень рентабельности, то для получения её значения нужно поделить NPP на сумму целевых или валовых затрат (в зависимости от определения прогнозируемой величины). Это правило применяется и для остальных методов, перечисленных ниже. Экономическо-статистическое прогнозирование Метод полностью построен на графическом подходе к фактической динамике (экстраполяции) показателя. Анализируя тенденции, специалист, как правило, может с той или иной вероятностью предвидеть направление тренда в ближайшем будущем. Прямой счёт Очень простой по принципу, но довольно сложный в исполнении метод. Для его реализации необходимо умножить количество каждой из производимых номенклатурных позиций сначала на цену реализации, а потом на её себестоимость и отнять одно от другого. Если предприятие начинает выпуск новой продукции, то эти значения нужно спрогнозировать, что бывает проблематично. Также необходимо предсказать изменение (или стабильность) суммы постоянных издержек, вероятные движения цен на сырьё и другие статьи калькуляции. Нормативный метод Этот способ прогнозирования называют также технико-экономическим планированием[3]. Метод сходен по принципу с «прямым счётом», но в отличие от последнего, использует не фактические показатели прошлых отчётных периодов, а принятые на предприятии нормативы. К ним относятся, в частности, наивысшая достигнутая рентабельность капитала. Исходя из данных норм прибыли, производится планирование будущих периодов. Оптимальная целевая прибыль Метод основан на минимальном уровне прибыли, необходимом для исполнения налоговых обязательств, покрытия других издержек, выплаты необходимых отчислений по кредитам, погашения задолженностей по зарплате, обеспечения развития и пр. В результате, устанавливается сумма прибыли, меньше которой предприятие не может себе позволить. Эта цифра становится базовой для расчётов. Уровень рентабельности обычно соответствует коэффициенту, высчитанному по формуле безубыточности.

По маржинальному доходу Прибыль прогнозируется по расчётным переменным издержкам на производство каждого вида продукции. Плановая прибыль вычисляется как разница предполагаемого маржинального дохода и постоянных затрат с учётом НДС:

MC = V — CP- T Где:

MC – Сумма маржинального дохода;