Файл: Искусство в первобытном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Сильнее, чем прежде, развилось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды).

За каменным веком следовал бронзовый . Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью.

Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений.

В III-II тыс. до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, обязанные своим появлением также первобытным верованиям . К мегалитическим сооружениям относятся менгиры - вертикально стоящие камни высотой более двух метров. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены - несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений.

Искусство каменного века имело огромное положительное значение для истории древнейшего человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.

4. Культура в период разложения первобытного общества

Процесс разложения первобытнообщинного строя и зарождения классового общества привели к развитию материальной и духовной культуры горского населения той эпохи.

В эпоху классообразования появились новые виды искусства, а искусство в целом стало диффе­ренцироваться на элитарное и простонародное.

Возникла монументальная архитектура. Прототипом ее были известные уже в неолите мегалитические соору­жения: монолиты - менгиры, их параллельные ряды ­алиньеманы, составленные из них круги - кромлехи, вертикальные плиты, перекрытые горизонтально уложенными плитами -дольмены.

Выделение ремесла сопровождалась замечательным расцветом прикладного искусства, лучшие образцы которого создавались опять-таки для нужд вождей. Эта были изукрашенная одежда, ювелирные изделия, доро­гое оружие, домашняя утварь и т. п. Получили распро­странение художественное литье, торевтика, тиснение, золочение металлических изделий, применение эмали; инкрустация драгоценными камнями, перламутром, костью, рогом и т. д.


Устное творчество характеризуется рождением таких новых жанров, как героический эпос и волшебная сказка. Героический эпос уходит корнями еще в первобытную мифологию. Таково основное содержание богатырских поэм тюрко-монгольских кочевников и на­ртских сказаний кавказских горцев. На долю простого народа оста­вались попытка самоутверждения и мечта о восстановлении социальной справедливости в волшебной сказке.

Процессы превращения первобытного общества в классовое получали отражение в адекватных им формах религиозных представлений и культов. С более заметным, чем прежде, выделением и самоутверждением личности развивалась вера в личных покровителей. С переходом к патриархату возникли представления о семейных, патронимических и родовых мужских предках-покровителях, ставших объектом почитания.

С распространением скотоводства утвердились присущие уже первобытной соседской общине культы плодородия. Для них характерны эротические обряды и человеческие жертвоприношения, символизирующие передачу земле половой потенции человека, а также связанные с земле­дельческим циклом образы умирающих и воскресающих духов. С уси­лением племенной организации и образованием объеди­нений племен получил распространение культ племен­ных покровителей, в которых соединились черты куль­турных героев, олицетворенных явлений природы, духов инициаций, духов-воителей и т. д.

Постепенно возникала иерархия объектов культа - от обычных духов до нескольких особенно мо­гущественных божеств и поклонение этим божествам. Божества - космические, природных яв­лений, плодородия, воины и другие - также образовы­вали определенную иерархию, во главе которой с развитием военной активности часто становилось божество войны.