Файл: 1. 1 Школа и семья как субъекты образовательного процесса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ, КАСАЮЩИХСЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
1) Каждое утро молодая мама силой тащила ребенка в детский сад, не обращая никакого внимания на его рыдания.
2) На автобусной остановке молодая женщина кричала на мальчика. Тот плакал, пытаясь увернуться от ударов. Прохожие вмешались и потребовали прекратить издевательства. Молодая женщина ответила : «Это мой сын, и я воспитываю его, как считаю нужным».
3) Распалась семья. 14 летняя дочь тайком встречается с отцом, так как мать с угрозами наложила запрет на любые контакты с отцом.
4) Мама часто обещает забрать дочку из детского сада в три часа дня, но не забирает. Только к шести часам приходит за ней, да еще не сама, а бабушка.
5) Ребенок в первый раз за время учебы получил «5» по истории (с этим предметом он был в не ладах ). Его ликование папа, не отвлекаясь от газеты, встретил коротким «хорошо», мама вопросом «а посуду ты помыла?». Ребенок тихо отправился в свою комнату.
6) За «2» папа наказал сына ремнем.
ЗАВЕРШАЮЩИЕ СЛОВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Конечно же, вы, уважаемые родители, обычно своим детям желаете только счастья и добра. Ваше нетерпение объясняется стремлением как можно быстрее добиться хороших результатов в воспитании. Да, в семье не всегда выполняются перечисленные выше законы, так как отношения, которые устанавливались веками, не так уж просто изменить. И в наше время встречаешься с мнением, что ленив тот родитель, который не использует розог при воспитании детей. В ответ вспомним народную поговорку: «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».
Вопросы и задания:
1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта родительского собрания, опираясь на знания о сущности сотрудничества школы и семьи в правовом воспитании.
2. Как Вы считаете, насколько родительские собрания эффективны в решении задач правового воспитания?
3. Какие формы сотрудничества школы и семьи предложили бы Вы? Обоснуйте свой ответ.
4. Если учитель обнаружит факты физического насилия ребенка в семье, как он должен поступить? Знание каких федеральных и международных нормативных документов поможет учителю защитить права ребенка?
Задание 4. Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей:
1. Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
2. Повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании.
3. Педагогический такт со стороны классного руководителя, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
4. Ориентация на успешное развитие личности младшего школьника.
Раскройте содержание каждого правила. Результаты работы оформите в таблице
-
Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, которая в мире имеет свою позицию, умеет выбирать приоритеты, находить собственный смысл жизни. Семья это первая ступень в жизни человека. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. И каким ребенок вырастет, озлобленным или нет, зависит от родителей. -
Родительское собрание является основной формой коллективной работы с родителями. Собрание способствует созданию единого коллектива педагогов и родителей, мобилизации его на решение конкретных проблем жизни и воспитании детей в семье. -
- родительский лектории
- конференции по обмену опытом
- вечера вопросов и ответов
- диспуты по проблемам воспитания детей
- групповые консультации
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их культуру, помогает вырабатывать единые педагогические ходы к воспитанию детей.
Конференции по обмену опытом мероприятие, где можно обсудить один или несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт и традиции семейного воспитания.
Вечера вопросов и ответов проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы.
Диспуты по проблемам воспитания детей- размышления над проблемами воспитания, которые приходятся в неформальной обстановке.
Групповые консультации- выделение определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей и так далее).
-
Если обнаружен факт насилия над ребенком, учителю следует:
- отнестись к ребенку серьезно
- оставайтесь спокойными
- успокойте и поддержите ребенка словами: «хорошо, что ты мне сказал, ты правильно сделал, ты в этом не виноват, не ты один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»
- сказать: « бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»
- терпеливо отвечаете на вопросы ребенка и рассеивайте тревогу ребенка
- разговаривайте с ребенком наедине
- поддерживайте связь с ребенком, которому нужна поддержка, скажите ему «если захочешь поговорить я в твоем распоряжении»
- не давать обещания, которые вы не сможете исполнить
- не отправляете ребенка домой, если он боится туда возвращаться
- осмотрите повреждения
- если нет возможности устроиться ребенка на ночлег к родственникам или в другое безопасное место обратитесь в полицию, в органы опеки и попечительства
- в медучреждения, чтобы зафиксировать травмы.
Будьте внимательны к своим ученикам!
Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников.
Социально- правовые аспекты регулирования жестокого обращения с детьми подростками закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка, в Семейном и Уголовном кодексах РФ.
Правила взаимодействия классного руководителя с семьей | Содержание правил |
Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. | - Родительские собрания должны просвещать родителей , а не констатировать ошибки и неудачи детей, собрание должно носить теоретический, практический характер: анализ ситуации и тренинги, дискуссии и так далее -день открытых дверей- где можно индивидуально встретиться с учителями, обсудить проблемы и разработать совместный план по их решению, посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия, кружки и секции. - организация консультаций- оказание семьи информационно- педагогическую поддержку и эмоциональную. -повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитание |
Повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании. | -Уважение и эмоциональная близость, доверие к ребенку- не задирать планку требований слишком высоко и не сравнивать его с другими детьми - уважать потребности ребенка- интересоваться его жизнью, увлечениями, интересами - защищаете. не разрешайте другим людям обижать и унижать ребенка - не обманывать, исполняйте свои обязательства - разрешайте ему ошибаться, учите признавать свои ошибки и просить прощения, расскажите ребенку, что любая ошибка- это возможность набраться опыта - подавайте пример- делаете сами все то, чему бы вы хотели научить его - будьте умными- делитесь знаниями, терпеливо отвечаете на все вопросы детей и не ленитесь искать информацию, когда вы не знаете ответа - умейте слушать ребенка- старайтесь угадывать чувства ребенка, которые стоят за его словами - четко выстраиваете границы дозволенного- бывают ситуации, когда «нет» должно означать твердое «нельзя» |
Педагогический такт со стороны классного руководителя, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. | - Обладать культурой общения - соблюдать уважительное отношение к личности собеседника - отказываться от форм конфликтной субкультуры - проявлять интерес к мнению собеседника - доверие к воспитательным возможностям родителей - недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи - не поучать родителей, не подсказывать решение - не угрожать- угроза- это провокация конфликта - не выпытывать- так как, излишнее любопытство разрушает взаимодействия между семьей и школой, не разглашать семейную тайну - не оправдывать и не оправдываться, четко занимать выраженную позицию - не провоцировать конфликты |
Ориентация на успешное развитие личности младшего школьника. | - Гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого - становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности, умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку - формировать готовность к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры интересов |
Задание по теме 1.3 Психология взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в семье
Цель: формирование знаний о стилях семейного воспитания, о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста и их проявлениях в общении со взрослыми; умений анализировать и определять стили семейного воспитания; умений планировать и осуществлять работу классного руководителя по коррекции детско-родительских отношений.
Задание 5. Проанализируйте ситуационные задачи.
Ситуация 1.
Мама Коли уверена, что помогает сыну в выполнении домашних заданий. Мама сама активна и подчеркивает это: «Смотри, у меня все получается». Медлительность же Коли ее раздражает. Она в сердцах может сказать: «Ну, в кого ты у меня такой уродился?»
· Какой стиль общения матери с ребенком проявляется в этом случае?
· Дайте психологический анализ такому воспитанию мамы.
· Предположите, к каким последствиям приведет воспитание ребенка в таком стиле. Опишите последствия такого стиля воспитания как для ребенка, так и для матери.
Авторитарный стиль общения у мамы с ребенком проявляется в этом случае.
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, они подавляют ребенка, решают за ребенка.
При таком стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу.
У ребенка развивается слабая жизненная позиция, потеря способности принимать решения, отвечать за выбор, самооценка.
Совет маме: станьте терпимее к недостаткам ребенка. Замечайте, как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре.
Ситуация 2.
Мама Вани, активно помогает сыну выполнять домашние задания, поддерживает его интеллектуально и эмоционально, объясняет сыну задания. Но мама не стремится к телесным контактам, никогда не погладит сына по головке, она не занимается формированием личности ребенка.
· Как Вы думаете, какой стиль родительского общения сложился в данном случае между матерью и ребенком?
· Предположите особенности развития ребенка при таком стиле детско-родительских отношений.
Демократический стиль общения у мамы с ребенком.
При такой ответственной помощи ребенку в выполнении домашних заданий, в сочетании с безответственным отношением к личности формирующегося ребенка будет способствовать тому, что такие дети будут менее приспособленные, будут испытывать неуверенность.
Не будь уверенный в себе, они не сумеют справиться с трудностями, может возникнуть потеря интереса к работе.
Ситуация 3.
Ученик 2 класса Ваня выполняет домашнее задание. Одна из задач у него не получилась. Просит маму о помощи, а она ему в ответ: «Ты уже не маленький, сам разбирайся». В результате Ваня перестал совсем выполнять задание.
· Права ли в этом случае мама ребенка?
· Обоснуйте свой ответ, воспользовавшись теорией Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития».
· Проанализируйте следующие рекомендации классного руководителя родителям мальчика в этом случае с точки зрения их целесообразности и эффективности:
1. Сравните эффективность самостоятельного выполнения домашнего задания ребенком и совместного.
2. Придумайте внешнее средство, которое заменило бы участие родителя (будильник, табель, что-то еще...). Обыграйте с ребенком такое вспомогательное средство.
3. Лист бумаги разделите на 2 части. На левой части напишите «САМ». На правой «ВМЕСТЕ». Посмотрите, что из колонки «вместе» можно перенести в колонку «сам».
· Какие еще рекомендации Вы предложили бы родителям мальчика?
В этом случае мама ребенка не права.
Конечно хорошо, что из лучших побуждений мама хочет приучить ребенка к самостоятельности и не боится трудностей.
Если у ребенка возникают затруднения и он готов принять помощь от мамы, надо обязательно ему помочь.
Согласно теории Л.С. Выгодского о «Зоне ближайшего развития». То, что ребенок сможет выполнить сам- это его зона активного развития, а то, что за пределами этой зоны, ребенку нужно помощь оказать, и тогда это будет зона его актуального развития.
Ребенок может освоить более сложный материал при участии взрослого. Зона ближайшего развития различных детей разная, у кого- то шире, у кого- то уже.
Такой ребенок будет развиваться быстрее, будет уверенным и успешным, поэтому оказываете ему помощь, там где ему трудно.
Самостоятельное выполнение домашнего задания укрепляет знания, умения, навыки приобретенные на уроках. Развивается самостоятельность мышления.
Научить ребенка самостоятельно делать домашние задания- родительская обязанность.
Это самая полезная помощь, которую вы можете оказать вместо того, чтобы совместно выполняют домашнюю работу.
Можно с ребенком составить таблицу, где есть графа «я сам» и « вместе с мамой» и прописать с ребенком, что он делает сам, а что с мамой и добиваться того, чтобы графа «вместе с мамой» уменьшалась, а графа «я сам» увеличивалась.