Файл: 1. 1 Школа и семья как субъекты образовательного процесса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ, КАСАЮЩИХСЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

1)     Каждое утро молодая мама силой тащила  ребенка в детский сад, не обращая никакого внимания на его рыдания.

2)     На автобусной остановке молодая женщина кричала на мальчика. Тот плакал, пытаясь увернуться от ударов. Прохожие вмешались и потребовали прекратить издевательства. Молодая женщина ответила : «Это мой сын, и я воспитываю его, как считаю нужным».

3)       Распалась семья. 14 летняя дочь тайком встречается с отцом, так как мать с угрозами наложила запрет на любые контакты с отцом.

4)     Мама часто обещает забрать дочку из детского сада в три часа дня, но не забирает. Только к шести часам приходит за ней, да еще не сама, а бабушка.

5)     Ребенок в первый раз за время учебы получил «5» по истории (с этим предметом он был в не ладах ). Его ликование папа, не отвлекаясь от газеты, встретил коротким «хорошо», мама вопросом «а посуду ты помыла?». Ребенок тихо отправился в свою комнату. 

6)     За «2» папа наказал сына ремнем.

 ЗАВЕРШАЮЩИЕ СЛОВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Конечно же, вы, уважаемые родители, обычно своим детям желаете только счастья и добра. Ваше нетерпение объясняется стремлением как можно быстрее добиться хороших результатов в воспитании. Да, в семье не всегда выполняются перечисленные выше законы, так как отношения, которые устанавливались веками, не так уж просто изменить. И в наше время встречаешься с мнением, что ленив тот родитель, который не использует розог при воспитании детей. В ответ вспомним народную поговорку: «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта родительского собрания, опираясь на знания о сущности сотрудничества школы и семьи в правовом воспитании.

2. Как Вы считаете, насколько родительские собрания эффективны в решении задач правового воспитания?

3. Какие формы сотрудничества школы и семьи предложили бы Вы? Обоснуйте свой ответ.

4. Если учитель обнаружит факты физического насилия ребенка в семье, как он должен поступить?  Знание каких федеральных и международных нормативных документов поможет учителю защитить права ребенка?

 

Задание 4.  Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.


Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей:

1. Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. Повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании.

3. Педагогический такт со стороны классного руководителя, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4. Ориентация на успешное развитие личности младшего школьника.

Раскройте содержание каждого правила. Результаты работы оформите в таблице

  1. Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, которая в мире имеет свою позицию, умеет выбирать приоритеты, находить собственный смысл жизни. Семья это первая ступень в жизни человека. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. И каким ребенок вырастет, озлобленным или нет, зависит от родителей.

  2. Родительское собрание является основной формой коллективной работы с родителями. Собрание способствует созданию единого коллектива педагогов и родителей, мобилизации его на решение конкретных проблем жизни и воспитании детей в семье.

  3. - родительский лектории

- конференции по обмену опытом

- вечера вопросов и ответов

- диспуты по проблемам воспитания детей

- групповые консультации

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их культуру, помогает вырабатывать единые педагогические ходы к воспитанию детей.

Конференции по обмену опытом мероприятие, где можно обсудить один или несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт и традиции семейного воспитания.

Вечера вопросов и ответов проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы.

Диспуты по проблемам воспитания детей- размышления над проблемами воспитания, которые приходятся в неформальной обстановке.

Групповые консультации- выделение определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей и так далее).

  1. Если обнаружен факт насилия над ребенком, учителю следует:

- отнестись к ребенку серьезно

- оставайтесь спокойными

- успокойте и поддержите ребенка словами: «хорошо, что ты мне сказал, ты правильно сделал, ты в этом не виноват, не ты один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»

- сказать: « бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»



- терпеливо отвечаете на вопросы ребенка и рассеивайте тревогу ребенка

- разговаривайте с ребенком наедине

- поддерживайте связь с ребенком, которому нужна поддержка, скажите ему «если захочешь поговорить я в твоем распоряжении»

- не давать обещания, которые вы не сможете исполнить

- не отправляете ребенка домой, если он боится туда возвращаться

- осмотрите повреждения

- если нет возможности устроиться ребенка на ночлег к родственникам или в другое безопасное место обратитесь в полицию, в органы опеки и попечительства

- в медучреждения, чтобы зафиксировать травмы.

Будьте внимательны к своим ученикам!

Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников.

Социально- правовые аспекты регулирования жестокого обращения с детьми подростками закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка, в Семейном и Уголовном кодексах РФ.

Правила взаимодействия классного руководителя с семьей

Содержание правил

Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

- Родительские собрания должны просвещать родителей , а не констатировать ошибки и неудачи детей, собрание должно носить теоретический, практический характер: анализ ситуации и тренинги, дискуссии и так далее

-день открытых дверей- где можно индивидуально встретиться с учителями, обсудить проблемы и разработать совместный план по их решению, посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия, кружки и секции.

- организация консультаций- оказание семьи информационно- педагогическую поддержку и эмоциональную.

-повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитание

Повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании.

-Уважение и эмоциональная близость, доверие к ребенку- не задирать планку требований слишком высоко и не сравнивать его с другими детьми

- уважать потребности ребенка- интересоваться его жизнью, увлечениями, интересами

- защищаете. не разрешайте другим людям обижать и унижать ребенка

- не обманывать, исполняйте свои обязательства

- разрешайте ему ошибаться, учите признавать свои ошибки и просить прощения, расскажите ребенку, что любая ошибка- это возможность набраться опыта

- подавайте пример- делаете сами все то, чему бы вы хотели научить его

- будьте умными- делитесь знаниями, терпеливо отвечаете на все вопросы детей и не ленитесь искать информацию, когда вы не знаете ответа

- умейте слушать ребенка- старайтесь угадывать чувства ребенка, которые стоят за его словами

- четко выстраиваете границы дозволенного- бывают ситуации, когда «нет» должно означать твердое «нельзя» 

Педагогический такт со стороны классного руководителя, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

- Обладать культурой общения

- соблюдать уважительное отношение к личности собеседника

- отказываться от форм конфликтной субкультуры

- проявлять интерес к мнению собеседника

- доверие к воспитательным возможностям родителей

- недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи

- не поучать родителей, не подсказывать решение

- не угрожать- угроза- это провокация конфликта

- не выпытывать- так как, излишнее любопытство разрушает взаимодействия между семьей и школой, не разглашать семейную тайну

- не оправдывать и не оправдываться, четко занимать выраженную позицию

- не провоцировать конфликты 

Ориентация на успешное развитие личности младшего школьника.

- Гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого

- становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности, умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку

- формировать готовность к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры интересов 


 

Задание по теме  1.3 Психология взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в семье

Цель: формирование знаний о стилях семейного воспитания, о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста и их проявлениях в общении со взрослыми; умений анализировать и определять стили семейного воспитания; умений планировать и осуществлять работу классного руководителя по коррекции детско-родительских отношений.

Задание 5. Проанализируйте ситуационные задачи.



Ситуация 1.

Мама Коли уверена, что помогает сыну в выполнении домашних заданий. Мама сама активна и подчеркивает это: «Смотри, у меня все получается». Медлительность же Коли ее раздражает. Она в сердцах может сказать: «Ну, в кого ты у меня такой уродился?»

·       Какой стиль общения матери с ребенком проявляется в этом случае? 

·       Дайте психологический анализ такому воспитанию мамы.

·       Предположите, к каким последствиям приведет воспитание ребенка в таком стиле. Опишите последствия такого стиля воспитания как для ребенка, так и для матери.

Авторитарный стиль общения у мамы с ребенком проявляется в этом случае.

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, они подавляют ребенка, решают за ребенка.

При таком стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу.

У ребенка развивается слабая жизненная позиция, потеря способности принимать решения, отвечать за выбор, самооценка.

Совет маме: станьте терпимее к недостаткам ребенка. Замечайте, как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре.



Ситуация 2.

Мама Вани, активно помогает сыну выполнять домашние задания, поддерживает его интеллектуально и эмоционально, объясняет сыну задания. Но мама не стремится к телесным контактам, никогда не погладит сына по головке, она не занимается формированием личности ребенка.

·       Как Вы думаете, какой стиль родительского общения сложился в данном случае между матерью и ребенком?

·       Предположите особенности развития ребенка при таком стиле детско-родительских отношений.

Демократический стиль общения у мамы с ребенком.

При такой ответственной помощи ребенку в выполнении домашних заданий, в сочетании с безответственным отношением к личности формирующегося ребенка будет способствовать тому, что такие дети будут менее приспособленные, будут испытывать неуверенность.


Не будь уверенный в себе, они не сумеют справиться с трудностями, может возникнуть потеря интереса к работе.



Ситуация 3.

Ученик 2 класса Ваня выполняет домашнее задание. Одна из задач у него не получилась. Просит маму о помощи, а она ему в ответ: «Ты уже не маленький, сам разбирайся». В результате Ваня перестал совсем выполнять задание.

·       Права ли в этом случае мама ребенка?

·       Обоснуйте свой ответ, воспользовавшись теорией Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития».

·       Проанализируйте следующие рекомендации классного руководителя родителям мальчика в этом случае с точки зрения их целесообразности и эффективности:

1. Сравните эффективность самостоятельного выполнения домашнего задания ребенком и совместного.

2. Придумайте внешнее средство, которое заменило бы участие родителя (будильник, табель, что-то еще...). Обыграйте с ребенком такое вспомогательное средство.

3. Лист бумаги разделите на 2 части. На левой части напишите «САМ». На правой «ВМЕСТЕ». Посмотрите, что из колонки «вместе» можно перенести в колонку «сам».

·       Какие еще рекомендации Вы предложили бы родителям мальчика?

 

В этом случае мама ребенка не права.

Конечно хорошо, что из лучших побуждений мама хочет приучить ребенка к самостоятельности и не боится трудностей.

Если у ребенка возникают затруднения и он готов принять помощь от мамы, надо обязательно ему помочь.

Согласно теории Л.С. Выгодского о «Зоне ближайшего развития». То, что ребенок сможет выполнить сам- это его зона активного развития, а то, что за пределами этой зоны, ребенку нужно помощь оказать, и тогда это будет зона его актуального развития.

Ребенок может освоить более сложный материал при участии взрослого. Зона ближайшего развития различных детей разная, у кого- то шире, у кого- то уже.

Такой ребенок будет развиваться быстрее, будет уверенным и успешным, поэтому оказываете ему помощь, там где ему трудно.

Самостоятельное выполнение домашнего задания укрепляет знания, умения, навыки приобретенные на уроках. Развивается самостоятельность мышления.

Научить ребенка самостоятельно делать домашние задания- родительская обязанность.

Это самая полезная помощь, которую вы можете оказать вместо того, чтобы совместно выполняют домашнюю работу.

Можно с ребенком составить таблицу, где есть графа «я сам» и « вместе с мамой» и прописать с ребенком, что он делает сам, а что с мамой и добиваться того, чтобы графа «вместе с мамой» уменьшалась, а графа «я сам» увеличивалась.