Файл: 1. 1 Школа и семья как субъекты образовательного процесса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приучая ребенка к самостоятельности графа «вместе с мамой» исчезнет вовсе.

Рекомендации родителям мальчиков:

- разговаривайте с сыном уважительно

- доверять своему сыну

- не опекать чрезмерно

- не отмахиваться от вопросов

- в присутствии сына берегите авторитет мужа

- поручите самому себя обслуживать

- вводите сына в курс своих дел и проблем

- чаще советуйтесь с сыном потому, либо иному вопросу

- приучайте ежедневно делать зарядку

- выполняйте свои обещания

- приучайте с детства ухаживать за женским полом

- вместе ходите по магазинам

- не отвергайте его помощь при выполнении домашней работы

- не оскорбляйте и не высмеивайте своего ребенка

- осваивайте с сыном различные инструменты и устройства

- приучите ребенка к аккуратности, старательности и добросовестности

- чаще подбадривайте ребенка, а не отвергайте ребенка

- воспитывайте гармоничную личность

- позвольте действовать методом проб и ошибок, учиться добиваться поставленной цели

Задания по теме  2.1  Психолого-педагогические основы взаимодействия учителя начальных классов с семьей. Возможные основания для работы с родителями

Цель занятия: формирование знаний о специфике «трудных» семей; умений проектировать работу с «трудными» семьями с использованием разнообразных приемов, методов, форм; умений осуществлять диагностику детско-родительских отношений в семьях учащихся.

Задание 6.Решите педагогическую ситуацию.

Перед Вами огорченный или расстроенный ребенок, например, у него забрали машинку. Как выяснить причину обиды, настраиваясь на его «эмоциональную волну»?

В этом случае классный руководитель рекомендует родителям ребенка  освоить способы активного слушания.

Дайте определение понятия «активное слушание».

Предложите не менее 5-ти способов активного слушания в данной ситуации.

Решение.

Следует показать ребенку, что вы принимаете его огорчение, настроиться на эмоциональную волну ребенка.

Фраза- как вопрос, не отразит сочувствие.

После своей реплики немножко выжидать, сделать паузу. Это поможет ребенку разобраться в переживаниях и почувствовать, что рядом взрослый.


Дайте ребенку больше говорить. Лучше прямо назвать то чувство, которое он испытывает, например «тебе обидно, что отняли твою игрушку».

Не оставляйте ребенка наедине с переживаниями.

« Активное слушание»- способ установить контакт с ребенком, показать, что взрослый понимает ребенка.

Кроме всего прочего, чувствуя вашу открытость, доверительность, сам тоже готов открыться.

Уточнение- попросить уточнить все, даже самые мелкие подробности.

Отражение чувств- выражение эмоциональной позиции собеседника на основе наблюдений слушателей не только затем, что говорит ребенок, но и затем, что выражает его тело «Я вижу вас это волнует».

Замечания о ходе беседы- слушатель сообщает о том, как можно осмыслить беседу в целом: «Походу, мы достигли общего понимания проблемы».

Развитие мысли- осуществлении попытки подхвата и продвижение далее хода основной идеи или мысли собеседника.

Паузы- когда человек заканчивает говорить- выдерживайте паузу, она дает возможность подумать, осмыслить, осознать, добавить что- то к рассказу.

 

Задание 7. Какие формы педагогического образования родителей нужны для активизации педагогического всеобуча, цель которого — преодолеть педагогическую и психологическую неграмотность значительной части родителей, способствовать выработке умений и навыков семейного воспитания?

Предложите возможные для решения этой проблемы формы педагогического образования родителей учащихся начальной школы и сформулируйте их цели. Результаты работы оформите в таблице:

Формы педагогического образования родителей

Цели работы

Информационно- аналитическое  

 Выявление интересов, потребностей, запросов родителей уровня их педагогической грамотности .

Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения и построения грамотно общении с родителями.

познавательные

Ознакомления родителей с возрастными психологическими особенностями детей школьного возраста, формирование у родителей практических навыков, воспитания детей.

досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установления теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Наглядно - информационные, информационно - ознакомительный, информационно - просветительские.

Ознакомления родителей с работы учреждений образования, особенностями воспитания детей, формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей нацелены на знакомство родителей с условиями и задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствует преодолению поверхностного суждения про школы, оказывают практическую помощь семье



 

Задание 8. Подберите диагностические методики, которые может использовать в своей работе классный руководитель с целью изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются  дети младшего школьного возраста (не менее 3-х методик).

Оформите подобранные методики следующим образом:

1. Название методики.

2. Цель проведения методики.

3. Оборудование.

4. Содержание методики.

5. Обработка результатов.


  1. Методика 1. «Мера заботы»

  2. помочь разобраться родителям, на сколько верна их воспитательная позиция

  3. Оборудование: родителям раздаются бланке с 15 утверждениями.

  4. Содержание: перед вами 15 утверждений, на первый взгляд может показаться, что все они имеют отношение к воспитанию, тем не менее, против каждой фразы отметьте числом баллов, соответствующих вашему суждению по данному вопросу.

« категорически не согласен»- 1 балл

«я не спешил бы с этим согласиться»- 2 балла

«это пожалуй, верно»- 3 балла

« совершенно верно, я считаю именно так»- 4 балла

- родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь их преодолеть

- для хорошей матери достаточно общения только собственной семьей

- маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и ушибся

- когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив

- хорошо, если ребенок занимается спортом, но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушением психики

- воспитание- это тяжелый труд

- у ребенка не должно быть тайн от родителей

- если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это скорее всего означает что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи

- материнская любовь не может быть чрезмерной: любовь не ребенка не испортишь

- родители должны ограничивать ребенка от негативных сторон жизнь

-не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе

- если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организовано

- в рационе семье все самое вкусное и полезное должно в 1 очередь доставаться ребенку

- лучшая защита от инфекционных заболеваний- ограничение контактов с окружающими

- родители должны активно влиять на, то чего из сверстников выбирать ребенок себе в друзья.

  1. обработка результатов


Если вы набрали выше 40 баллов, то вашей семью можно назвать детоцентристкой, то есть интерес ребенка главный мотив вашего поведения, такая позиция достойна одобрения. однако у вас она несколько заострена, психологи называют это чрезмерной опекой. В этих семьях взрослые все выполняет за ребенка, стремятся следовать его от мнимых опасностей, заставляет следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется рассеянная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствуют личному росту; вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его интересам. Верно замечено «Воспитывать детей- значит учить его обходиться без нас»

От 20 до 40 баллов- вашему ребенку не грозит стать распущенным и разбалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание, сохраните этот уровень отношений.

Менее 25 баллов - вы явно недооцениваете себя как воспитатель, слишком полагайтесь на случае и благоприятное стечение обстоятельств, проблемах деловых и супружеских взаимоотношений часто отвлекает ваше внимание от ребенка, а он вправе ожидать от вас большего участия и заботы.
Методика 2

  1. «Особенности родительской любви»

  2. данный опросник поможет родителям оценить на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку

  3. Родителям раздаются бланки с 15 утверждениями

  4. если вы согласны с приведенными утверждениями, поставьте себе 1 балл, если не согласны баллов не ставьте. Ответив на все вопросы посчитайте баллы, общую сумму


- повзрослев ребенок неизбежно столкнуться в жизни с трудностями, поэтому долг родителей- до поры его от них ограждать

- иногда немного жаль, что ребенок вырастает и станет взрослым, ведь он так мил своих детские годы

- если малыш говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух

- современные школьные программы чересчур сложны

-мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что сам вообще свойственно излишняя строгость

- если ребенок занялся чем- то полезным, то никакого успеха не достиг его все равно надо похвалить за усилия

- наивная непосредственность- это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток

- ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно

- у каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важней недостатков


- когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильно прислушаться к мнению матери, поскольку женщины- природные воспитатели

- в детстве занятия спортом нужны не только ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития

- за семейным столом лучше куски должны доставаться детям

- детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого

- если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу- ночник

- многие детские шалости объяснимо но дурным влиянием сверстников.


  1. 12- 15 баллов если эту сумму набрал отец: своем отношении к ребенку вы значимой мере материально позицию, это с одной стороны неплохо вы недооцениваете традиционно мужскую роль в воспитании, ваше требовательность к ребенку чаще бывает продуктивно вашим настроением, чем его поведением. Вероятно, чуть больше доброжелательности требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу.

Мать набрав эту сумму, вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы, не забывайте только, что заострение такого подхода последствия чревато недостаточной самостоятельности ребенка, а ведь им предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому

9- 12 баллов, если отец и мать набрали эту сумму, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишь бесшумно и крайностей. этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств- однако, не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам не ждите идет ли он от вас большего участия.

Менее 8 баллов

Отец- вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и успевающей личностью, ваше требование оценке служит мощным стимулятором его достижений. постарайтесь не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей.

Мать- вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему, ваши цели вполне оправданы, но достичь их вы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.
Методика 3

  1. Автор А. Колеченко «Насколько вы готовы быть родителем школьника»

  2. Цель: выявить, готовы ли вы родители к принятию новой социальной роли их ребенка

  3. Оборудование- бланк- анкета

  4. родителям предлагается заполнить анкету и ответить «да» или «нет» на утверждение