Файл: 1. 1 Школа и семья как субъекты образовательного процесса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приучая ребенка к самостоятельности графа «вместе с мамой» исчезнет вовсе.
Рекомендации родителям мальчиков:
- разговаривайте с сыном уважительно
- доверять своему сыну
- не опекать чрезмерно
- не отмахиваться от вопросов
- в присутствии сына берегите авторитет мужа
- поручите самому себя обслуживать
- вводите сына в курс своих дел и проблем
- чаще советуйтесь с сыном потому, либо иному вопросу
- приучайте ежедневно делать зарядку
- выполняйте свои обещания
- приучайте с детства ухаживать за женским полом
- вместе ходите по магазинам
- не отвергайте его помощь при выполнении домашней работы
- не оскорбляйте и не высмеивайте своего ребенка
- осваивайте с сыном различные инструменты и устройства
- приучите ребенка к аккуратности, старательности и добросовестности
- чаще подбадривайте ребенка, а не отвергайте ребенка
- воспитывайте гармоничную личность
- позвольте действовать методом проб и ошибок, учиться добиваться поставленной цели
Задания по теме 2.1 Психолого-педагогические основы взаимодействия учителя начальных классов с семьей. Возможные основания для работы с родителями
Цель занятия: формирование знаний о специфике «трудных» семей; умений проектировать работу с «трудными» семьями с использованием разнообразных приемов, методов, форм; умений осуществлять диагностику детско-родительских отношений в семьях учащихся.
Задание 6.Решите педагогическую ситуацию.
Перед Вами огорченный или расстроенный ребенок, например, у него забрали машинку. Как выяснить причину обиды, настраиваясь на его «эмоциональную волну»?
В этом случае классный руководитель рекомендует родителям ребенка освоить способы активного слушания.
Дайте определение понятия «активное слушание».
Предложите не менее 5-ти способов активного слушания в данной ситуации.
Решение.
Следует показать ребенку, что вы принимаете его огорчение, настроиться на эмоциональную волну ребенка.
Фраза- как вопрос, не отразит сочувствие.
После своей реплики немножко выжидать, сделать паузу. Это поможет ребенку разобраться в переживаниях и почувствовать, что рядом взрослый.
Дайте ребенку больше говорить. Лучше прямо назвать то чувство, которое он испытывает, например «тебе обидно, что отняли твою игрушку».
Не оставляйте ребенка наедине с переживаниями.
« Активное слушание»- способ установить контакт с ребенком, показать, что взрослый понимает ребенка.
Кроме всего прочего, чувствуя вашу открытость, доверительность, сам тоже готов открыться.
Уточнение- попросить уточнить все, даже самые мелкие подробности.
Отражение чувств- выражение эмоциональной позиции собеседника на основе наблюдений слушателей не только затем, что говорит ребенок, но и затем, что выражает его тело «Я вижу вас это волнует».
Замечания о ходе беседы- слушатель сообщает о том, как можно осмыслить беседу в целом: «Походу, мы достигли общего понимания проблемы».
Развитие мысли- осуществлении попытки подхвата и продвижение далее хода основной идеи или мысли собеседника.
Паузы- когда человек заканчивает говорить- выдерживайте паузу, она дает возможность подумать, осмыслить, осознать, добавить что- то к рассказу.
Задание 7. Какие формы педагогического образования родителей нужны для активизации педагогического всеобуча, цель которого — преодолеть педагогическую и психологическую неграмотность значительной части родителей, способствовать выработке умений и навыков семейного воспитания?
Предложите возможные для решения этой проблемы формы педагогического образования родителей учащихся начальной школы и сформулируйте их цели. Результаты работы оформите в таблице:
Формы педагогического образования родителей | Цели работы |
Информационно- аналитическое | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей уровня их педагогической грамотности . Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения и построения грамотно общении с родителями. |
познавательные | Ознакомления родителей с возрастными психологическими особенностями детей школьного возраста, формирование у родителей практических навыков, воспитания детей. |
досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установления теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. |
Наглядно - информационные, информационно - ознакомительный, информационно - просветительские. | Ознакомления родителей с работы учреждений образования, особенностями воспитания детей, формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей нацелены на знакомство родителей с условиями и задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствует преодолению поверхностного суждения про школы, оказывают практическую помощь семье |
Задание 8. Подберите диагностические методики, которые может использовать в своей работе классный руководитель с целью изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста (не менее 3-х методик).
Оформите подобранные методики следующим образом:
1. Название методики.
2. Цель проведения методики.
3. Оборудование.
4. Содержание методики.
5. Обработка результатов.
-
Методика 1. «Мера заботы» -
помочь разобраться родителям, на сколько верна их воспитательная позиция -
Оборудование: родителям раздаются бланке с 15 утверждениями. -
Содержание: перед вами 15 утверждений, на первый взгляд может показаться, что все они имеют отношение к воспитанию, тем не менее, против каждой фразы отметьте числом баллов, соответствующих вашему суждению по данному вопросу.
« категорически не согласен»- 1 балл
«я не спешил бы с этим согласиться»- 2 балла
«это пожалуй, верно»- 3 балла
« совершенно верно, я считаю именно так»- 4 балла
- родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь их преодолеть
- для хорошей матери достаточно общения только собственной семьей
- маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и ушибся
- когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив
- хорошо, если ребенок занимается спортом, но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушением психики
- воспитание- это тяжелый труд
- у ребенка не должно быть тайн от родителей
- если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это скорее всего означает что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи
- материнская любовь не может быть чрезмерной: любовь не ребенка не испортишь
- родители должны ограничивать ребенка от негативных сторон жизнь
-не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе
- если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организовано
- в рационе семье все самое вкусное и полезное должно в 1 очередь доставаться ребенку
- лучшая защита от инфекционных заболеваний- ограничение контактов с окружающими
- родители должны активно влиять на, то чего из сверстников выбирать ребенок себе в друзья.
-
обработка результатов
Если вы набрали выше 40 баллов, то вашей семью можно назвать детоцентристкой, то есть интерес ребенка главный мотив вашего поведения, такая позиция достойна одобрения. однако у вас она несколько заострена, психологи называют это чрезмерной опекой. В этих семьях взрослые все выполняет за ребенка, стремятся следовать его от мнимых опасностей, заставляет следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется рассеянная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствуют личному росту; вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его интересам. Верно замечено «Воспитывать детей- значит учить его обходиться без нас»
От 20 до 40 баллов- вашему ребенку не грозит стать распущенным и разбалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание, сохраните этот уровень отношений.
Менее 25 баллов - вы явно недооцениваете себя как воспитатель, слишком полагайтесь на случае и благоприятное стечение обстоятельств, проблемах деловых и супружеских взаимоотношений часто отвлекает ваше внимание от ребенка, а он вправе ожидать от вас большего участия и заботы.
Методика 2
-
«Особенности родительской любви» -
данный опросник поможет родителям оценить на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку -
Родителям раздаются бланки с 15 утверждениями -
если вы согласны с приведенными утверждениями, поставьте себе 1 балл, если не согласны баллов не ставьте. Ответив на все вопросы посчитайте баллы, общую сумму
- повзрослев ребенок неизбежно столкнуться в жизни с трудностями, поэтому долг родителей- до поры его от них ограждать
- иногда немного жаль, что ребенок вырастает и станет взрослым, ведь он так мил своих детские годы
- если малыш говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух
- современные школьные программы чересчур сложны
-мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что сам вообще свойственно излишняя строгость
- если ребенок занялся чем- то полезным, то никакого успеха не достиг его все равно надо похвалить за усилия
- наивная непосредственность- это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток
- ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно
- у каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важней недостатков
- когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильно прислушаться к мнению матери, поскольку женщины- природные воспитатели
- в детстве занятия спортом нужны не только ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития
- за семейным столом лучше куски должны доставаться детям
- детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого
- если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу- ночник
- многие детские шалости объяснимо но дурным влиянием сверстников.
-
12- 15 баллов если эту сумму набрал отец: своем отношении к ребенку вы значимой мере материально позицию, это с одной стороны неплохо вы недооцениваете традиционно мужскую роль в воспитании, ваше требовательность к ребенку чаще бывает продуктивно вашим настроением, чем его поведением. Вероятно, чуть больше доброжелательности требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу.
Мать набрав эту сумму, вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы, не забывайте только, что заострение такого подхода последствия чревато недостаточной самостоятельности ребенка, а ведь им предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому
9- 12 баллов, если отец и мать набрали эту сумму, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишь бесшумно и крайностей. этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств- однако, не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам не ждите идет ли он от вас большего участия.
Менее 8 баллов
Отец- вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и успевающей личностью, ваше требование оценке служит мощным стимулятором его достижений. постарайтесь не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей.
Мать- вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему, ваши цели вполне оправданы, но достичь их вы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.
Методика 3
-
Автор А. Колеченко «Насколько вы готовы быть родителем школьника» -
Цель: выявить, готовы ли вы родители к принятию новой социальной роли их ребенка -
Оборудование- бланк- анкета -
родителям предлагается заполнить анкету и ответить «да» или «нет» на утверждение