Файл: 1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность за совершенные административные правонарушения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 588
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47.Предупреждение как мера административного наказания
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направления копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.
Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
48.Механизм административно-правового регулирования и его элементы.
Механизм административно-правового регулирования- это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.
С помощью механизма административно-правового регулирования происходит окончательное закрепление предмета административного права.
Механизм административно-правового регулирования представляет собой саму систему административного права, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов, средств административно-правового воздействия, который позволяет урегулировать общественные отношения для достижения задач и целей государственного управления.
административно-правовые элементы
-
нормы административного права; -
акты толкования норм административного права; -
юридические факты; -
административно-правовые отношения (административные правоотношения).
1. Норма административного права — это установленное государством или с его санкции иным публичным образованием общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, и действующее в отношении неопределенного круга субъектов этих отношений.
В целях правильной и единообразной реализации норм административного права необходимо их одинаковое понимание всеми субъектами возникающих на основе этих норм административных правоотношений. Чтобы обеспечить такое единообразие, нередко требуется толкование введенных в действие административно-правовых норм. В этой связи компетентными административными органами, а также судами издаются (принимаются) акты толкования норм административного права, которые являются следующим элементом механизма административно-правового регулирования.
2. Под актами толкования норм административного права понимаются правовые акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания толкуемых норм административного права. Такими актами могут быть указы Президента и постановления Правительства РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие официальные документы.
3. Юридические факты применительно к механизму административно-правового регулирования представляют собой такие жизненные обстоятельства, с наступлением которых нормы административного права связывают возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений в административно-публичной сфере (административных правоотношений).
В качестве юридических фактов, предусмотренных нормами административного права и влекущих возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, могут выступать:
действия физических лиц и организаций (например, подача заявления или жалобы в административный орган, совершение административного правонарушения и т.п.);
властные действия административных органов (например, государственная регистрация транспортного средства, составление протокола об административном правонарушении и т.д.);
издание (принятие) административными органами правовых актов, т.е. властных решений, облеченных в официально-документальную форму (решений, постановлений, приказов, распоряжений и т.п.), направленных на применение норм административного права в отношении индивидуально определенных субъектов (физических лип и организаций) (например, приказа о приеме гражданина на государственную службу, постановления о назначении липу административного наказания и т.п.);
наступление не зависящего от воли субъектов административного права события (например, смерть государственного служащего, истечение срока давности привлечения липа к административной ответственности и т.д.).
Наступление указанных юридических фактов влечет возникновение, изменение или прекращение соответствующих административно-правовых отношений (административных правоотношений), которые являются последним элементом механизма административно-правового регулирования.
4. Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся и развивающиеся в административно-публичной сфере.
Они являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения. В административно-правовом отношении индивидуализируются положения определенной нормы административного права. Например, в ходе применения органами внутренних дел в отношении индивидуально определенных физических и юридических лиц норм Кодекса РФ об административных правонарушениях возникают административные правоотношения по привлечению данных лиц к административной ответственности.
Реализация норм административного права в рамках возникающих на их основе административных правоотношений порождает административный правопорядок, который представляет собой возникающее в результате реального действия норм административного права и постоянно поддерживаемое состояние нормативной упорядоченности совокупности общественных отношений, формирующихся в административно-публичной сфере.
49 .Основания освобождения от административной ответственности: понятие, характеристика
Освободить от административной ответственности— означает не наложить на виновное лицо административное взыскание, несмотря на наличие основания для этого, отменить наложенное взыскание или заменить его более мягким. [85, с.270]
Условия для освобождения от административной ответственности:
· Наличие основания для привлечения к административной ответственности. Им может быть, как известно, только административное правонарушение. Признать присутствие правонарушения может только орган (должностное лицо), компетентный налагать административное взыскание.
· Дело о совершении правонарушения должно быть рассмотрено компетентным органом (должностным лицом).
· Существование убежденности у органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, в том, что цели административной ответственности будут достигнуты без применения административного взыскания.
1) Малозначительность правонарушения (ст. 8.2 КоАП).
Определение малозначительности приводится в части 2 статьи 8.1 КоАП. Малозначительным признается деяние физического лица, содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного КоАП, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить вред охраняемым КоАП правам и законным интересам.
2) Наличие обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 8.3 КоАП).
предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
· добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
· совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
3)Примирение с потерпевшим (ст. 8.4 КоАП).
Статья 8.4 КоАП устанавливает, что физическое лицо, совершившее административное правонарушение, по требованию потерпевшего либо его законного представителя освобождается от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим либо с его законным представителем.
Условия для освобождения от административной ответственности по рассматриваемому основанию:
· совершенное правонарушение должно входить в перечень, данный в статье 4.5 КоАП;
· необходимо примирение физического лица, совершившего административное правонарушение, с потерпевшим либо с его представителем;
· должно быть требование протерпевшего либо его законного представителя.
Освободить от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим возможно только при совершении отдельных видов административных правонарушений. Их насчитывается всего лишь девять: умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1 КоАП); клевета (ст. 9.2 КоАП); оскорбление (ст. 9.3 КоАП); отказ от предоставления гражданину информации (ст. 9.6 КоАП); присвоение найденного имущества (ст. 10.6 КоАП); причинение имущественного ущерба (ст. 10.7 КоАП); уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8 КоАП); умышленное уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП) и разглашение коммерческой или иной тайны (ст. 22.13 КоАП).
4) Наличие таких субъектов ответственности, как военнослужащие или иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 8.5 КоАП).
Освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, является частично новым для административно-деликтного права. К ним относились:
· нарушение правил пожарной безопасности;
· нарушение правил дорожного движения;
· нарушение правил охоты;
· нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов;
· административные таможенные правонарушения;
5) болезнь виновного лица (ст. 8.6 КоАП).
Освобождение от административной ответственности следует отличать от непривлечения к ответственности при наличии обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (имеется в виду необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение) (гл. 5 КоАП), и обстоятельств, исключающих административный процесс (ст. 9.6 ПИКоАП)
50 . Особенности административно-правового статуса государственного служащего.
С момента заключения служебного контракта (контракта) и издания приказа (акта) о назначении на должность государственной службы гражданин РФ приобретает статус государственного служащего. Согласно п. 4 ст. 10 Закона о системе правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Утрата правового статуса государственного служащего происходит с прекращением служебного контракта (контракта), что означает освобождение занимаемой должности и увольнение с государственной службы.
Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.