Файл: 1. Административнопроцессуальное право понятие, предмет, метод, задачи. Административнопроцессуальное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 493
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, предусмотренными законом.
Согласно ст. 25.4 КоАП законными представителями юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица – потерпевшего являются руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно ст. 25.5 КоАП защитником по делу об административном правонарушении является лицо, уполномоченное оказывать юридическую помощь физическому или юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Представителем по делу об административном правонарушении является лицо, уполномоченное оказывать юридическую помощь потерпевшему (физическому или юридическому лицу).
В качестве защитника или представителя допускается адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, или иное лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делам об административных правонарушениях с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания – с момента составления протокола об административном задержании.
Лицами, которые содействуют осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, являются: свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик.
Согласно ст. 25.6 КоАП свидетелем по делу об административном правонарушении является любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Свидетель по делу об административном правонарушении предупреждается об административной ответственности за дачу ложных показаний.
Опрос несовершеннолетнего свидетеля проводится обязательно в присутствии педагога или психолога, а в случае необходимости – в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
Согласно ст. 25.7 КоАП понятым но делу об административном правонарушении является любое совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в исходе дела, которое привлекается при совершении процессуальных действий в случаях, установленных КоАП. Понятой может быть опрошен в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении в случае необходимости.
Согласно ст. 25.8 КоАП специалистом по делу об административном правонарушении является совершеннолетнее, не заинтересованное в исходе дела, лицо, которое обладает познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и несет административную ответственность за отказ или уклонение от исполнения процессуальных обязанностей по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 25.9 КоАП экспертом по делу об административном правонарушении является совершеннолетнее, не заинтересованное в исходе дела, лицо, которое обладает специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Он может отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения. За необоснованный отказ или уклонение от процессуальных обязанностей по делу об административном правонарушении эксперт несет административную ответственность согласно КоАП.
Согласно ст. 25.10 КоАП переводчиком по делу об административном правонарушении является совершеннолетнее, не заинтересованное в деле, лицо, которое владеет языками или навыками сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода и несет административную ответственность за отказ или уклонение от исполнения процессуальных обязанностей по делу об административном правонарушении согласно КоАП.
Перечисленные участники производства но делу об административном правонарушении наделяются процессуальными правами и обязанностями.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делам об административных правонарушениях, имеет право:
• знакомиться со всеми материалами дела;
• давать объяснения;
• представлять доказательства;
• заявлять ходатайства и отводы;
• пользоваться помощью защитника;
• пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП (ч. 1 ст. 25.1).
Потерпевший имеет право:
• знакомиться со всеми материалами дела;
• давать объяснения;
• представлять доказательства;
• заявлять ходатайства и отводы;
• пользоваться помощью представителя;
• обжаловать постановление по делу;
• пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП (ч. 2 ст. 25.2).
Законные представители потерпевших и лиц, в отношении которых ведется основное производство по делам об административных правонарушениях, имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц (ч. 4 ст. 25.3).
Защитник и представитель, допущенные к участию в основном производстве по делу об административном правонарушении, имеют право:
• знакомиться со всеми материалами дела;
• представлять доказательства;
• заявлять ходатайства и отводы;
• участвовать в рассмотрении дела;
• обжаловать процессуальные действия по делу;
• обжаловать постановление по делу;
• пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП (ч. 5 ст. 25.5).
Свидетель в основном производстве по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 3 ст. 25.6 КоАП имеет право:
• не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков);
• давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
• пользоваться бесплатной помощью переводчика;
• делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.6 КоАП свидетель обязан:
1) являться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении;
2) сообщать все известное по делу;
3) отвечать на поставленные вопросы и удостоверять своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Понятой в основном производстве по делам об административных правонарушениях вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий для занесения в соответствующий протокол (ч. 4 ст. 25.7 КоАП).
Специалист в основном производстве по делам об административных правонарушениях имеет право:
1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету действий, совершенных с его участием;
2) с разрешения лица, в производстве которого находится дело, задавать вопросы, относящиеся к предмету действий, совершаемых с его участием, потерпевшему, свидетелю, лицу, привлекаемому к административной ответственности;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых действий для занесения в соответствующий протокол.
Эксперт в основном производстве по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 5 ст. 25.9 КоАП имеет право:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы;
2) заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для заключения;
3) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, потерпевшему, свидетелям, лицу, привлекаемому к административной ответственности;
4) указывать в своем заключении имеющие для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
Переводчик в основном производстве по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 3 ст. 25.10 КоАП обязан:
1) являться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении;
2) полно и точно выполнять порученный ему перевод;
3) удостоверять верность перевода своей подписью.
3.Общая характеристика стадий производства по делам об АП.
Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.
Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:
1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.
2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:
- подготовка к рассмотрению дела;
- анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;
- принятие и оформление решения (постановления) по делу;
- доведение принятого решения до сведения.
3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:
- обжалование, опротестование постановления;
- подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;
- рассмотрение жалобы (протеста);
- решение по жалобе (протесту) и его оглашение;
- пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.
4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:
- обращение постановления к исполнению;
- реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);
- окончание производства по исполнению постановления (решения).
4.Процессуальный порядок реализации обеспечения производства по делам об АП.
Доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:
Согласно ст. 25.4 КоАП законными представителями юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица – потерпевшего являются руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно ст. 25.5 КоАП защитником по делу об административном правонарушении является лицо, уполномоченное оказывать юридическую помощь физическому или юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Представителем по делу об административном правонарушении является лицо, уполномоченное оказывать юридическую помощь потерпевшему (физическому или юридическому лицу).
В качестве защитника или представителя допускается адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, или иное лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делам об административных правонарушениях с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания – с момента составления протокола об административном задержании.
Лицами, которые содействуют осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, являются: свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик.
Согласно ст. 25.6 КоАП свидетелем по делу об административном правонарушении является любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Свидетель по делу об административном правонарушении предупреждается об административной ответственности за дачу ложных показаний.
Опрос несовершеннолетнего свидетеля проводится обязательно в присутствии педагога или психолога, а в случае необходимости – в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
Согласно ст. 25.7 КоАП понятым но делу об административном правонарушении является любое совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в исходе дела, которое привлекается при совершении процессуальных действий в случаях, установленных КоАП. Понятой может быть опрошен в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении в случае необходимости.
Согласно ст. 25.8 КоАП специалистом по делу об административном правонарушении является совершеннолетнее, не заинтересованное в исходе дела, лицо, которое обладает познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и несет административную ответственность за отказ или уклонение от исполнения процессуальных обязанностей по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 25.9 КоАП экспертом по делу об административном правонарушении является совершеннолетнее, не заинтересованное в исходе дела, лицо, которое обладает специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Он может отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения. За необоснованный отказ или уклонение от процессуальных обязанностей по делу об административном правонарушении эксперт несет административную ответственность согласно КоАП.
Согласно ст. 25.10 КоАП переводчиком по делу об административном правонарушении является совершеннолетнее, не заинтересованное в деле, лицо, которое владеет языками или навыками сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода и несет административную ответственность за отказ или уклонение от исполнения процессуальных обязанностей по делу об административном правонарушении согласно КоАП.
Перечисленные участники производства но делу об административном правонарушении наделяются процессуальными правами и обязанностями.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делам об административных правонарушениях, имеет право:
• знакомиться со всеми материалами дела;
• давать объяснения;
• представлять доказательства;
• заявлять ходатайства и отводы;
• пользоваться помощью защитника;
• пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП (ч. 1 ст. 25.1).
Потерпевший имеет право:
• знакомиться со всеми материалами дела;
• давать объяснения;
• представлять доказательства;
• заявлять ходатайства и отводы;
• пользоваться помощью представителя;
• обжаловать постановление по делу;
• пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП (ч. 2 ст. 25.2).
Законные представители потерпевших и лиц, в отношении которых ведется основное производство по делам об административных правонарушениях, имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц (ч. 4 ст. 25.3).
Защитник и представитель, допущенные к участию в основном производстве по делу об административном правонарушении, имеют право:
• знакомиться со всеми материалами дела;
• представлять доказательства;
• заявлять ходатайства и отводы;
• участвовать в рассмотрении дела;
• обжаловать процессуальные действия по делу;
• обжаловать постановление по делу;
• пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП (ч. 5 ст. 25.5).
Свидетель в основном производстве по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 3 ст. 25.6 КоАП имеет право:
• не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков);
• давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
• пользоваться бесплатной помощью переводчика;
• делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.6 КоАП свидетель обязан:
1) являться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении;
2) сообщать все известное по делу;
3) отвечать на поставленные вопросы и удостоверять своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Понятой в основном производстве по делам об административных правонарушениях вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий для занесения в соответствующий протокол (ч. 4 ст. 25.7 КоАП).
Специалист в основном производстве по делам об административных правонарушениях имеет право:
1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету действий, совершенных с его участием;
2) с разрешения лица, в производстве которого находится дело, задавать вопросы, относящиеся к предмету действий, совершаемых с его участием, потерпевшему, свидетелю, лицу, привлекаемому к административной ответственности;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых действий для занесения в соответствующий протокол.
Эксперт в основном производстве по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 5 ст. 25.9 КоАП имеет право:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы;
2) заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для заключения;
3) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, потерпевшему, свидетелям, лицу, привлекаемому к административной ответственности;
4) указывать в своем заключении имеющие для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
Переводчик в основном производстве по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 3 ст. 25.10 КоАП обязан:
1) являться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении;
2) полно и точно выполнять порученный ему перевод;
3) удостоверять верность перевода своей подписью.
3.Общая характеристика стадий производства по делам об АП.
Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.
Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:
1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.
2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:
- подготовка к рассмотрению дела;
- анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;
- принятие и оформление решения (постановления) по делу;
- доведение принятого решения до сведения.
3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:
- обжалование, опротестование постановления;
- подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;
- рассмотрение жалобы (протеста);
- решение по жалобе (протесту) и его оглашение;
- пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.
4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:
- обращение постановления к исполнению;
- реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);
- окончание производства по исполнению постановления (решения).
4.Процессуальный порядок реализации обеспечения производства по делам об АП.
Доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется: