Файл: Курсовая работа на тему " Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ".doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.
У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, то есть производить простейшие умственные операции.
Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Для психической сферы детей с ЗПР типичным является сочетание частично недостаточных высших психических функций с сохранными. У одних детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости и страдает произвольная регуляция деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности.
У старших дошкольников с ЗПР можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления: детям трудно вычленить составные части многоэлементной фигуры, установить особенности их расположения, они не учитывают малозаметные детали, затруднено синтезирование, т.е. мысленное объединение определенных свойств объекта. Анализ характеризуется непланомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью. Несформированность антиципирующего анализа обусловливает неумение предвидеть результаты своих действий. В связи с этим особые трудности вызывают задания на установление причинно-следственных связей и построение программы событий.
Список используемой литературы
1. Александра, Яковлева und Татьяна Смирнова Изотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития / Александра Яковлева und Татьяна Смирнова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 298 c.
2. Жулина, Елена Изучение и коррекция психического развития детей с задержкой речи / Елена Жулина. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2021. - 328 c.
3. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2017. - 158 c.
4. Кондратьева, С. Карта развития дошкольника с задержкой психического развития / С. Кондратьева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 581 c.
5. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития / С.Ю. Кондратьева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 292 c.
6. Костенкова, Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития: моногр. / Ю.А. Костенкова. - М.: Прометей, 2021. - 776 c.
7. Куимова, Наталья Адаптивность младших подростков с задержкой психического развития / Наталья Куимова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 172 c.
8. Лапп, Елена Готовность учителя к работе с детьми с задержкой психического развития: моногр. / Елена Лапп. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 320 c.
9. Людмила, Владимировна Лопатина Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития / Людмила Владимировна Лопатина. - М.: Каро, 2018. - 317 c.
10. Максимова, Светлана Значение музыкального сопровождения двигательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Светлана Максимова. - М.: Бибком, 2021. - 375 c.
11. Морозова, В.В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ / В.В. Морозова. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 971 c.
12. Речицкая, Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития: моногр. / Е.Г. Речицкая. - М.: Владос, 2018. - 995 c.
13. Речицкая, Екатерина Григорьевна Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития. Гриф МО РФ / Речицкая Екатерина Григорьевна. - М.: Владос, 2021. - 113 c.
14. Ротарь, Н.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь. - М.: Учитель, 2018. - 778 c.
15. Серебрякова, Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Н.В. Серебрякова. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 304 c.
У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, то есть производить простейшие умственные операции.
Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Для психической сферы детей с ЗПР типичным является сочетание частично недостаточных высших психических функций с сохранными. У одних детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости и страдает произвольная регуляция деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности.
У старших дошкольников с ЗПР можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления: детям трудно вычленить составные части многоэлементной фигуры, установить особенности их расположения, они не учитывают малозаметные детали, затруднено синтезирование, т.е. мысленное объединение определенных свойств объекта. Анализ характеризуется непланомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью. Несформированность антиципирующего анализа обусловливает неумение предвидеть результаты своих действий. В связи с этим особые трудности вызывают задания на установление причинно-следственных связей и построение программы событий.
Список используемой литературы
1. Александра, Яковлева und Татьяна Смирнова Изотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития / Александра Яковлева und Татьяна Смирнова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 298 c.
2. Жулина, Елена Изучение и коррекция психического развития детей с задержкой речи / Елена Жулина. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2021. - 328 c.
3. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2017. - 158 c.
4. Кондратьева, С. Карта развития дошкольника с задержкой психического развития / С. Кондратьева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 581 c.
5. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития / С.Ю. Кондратьева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 292 c.
6. Костенкова, Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития: моногр. / Ю.А. Костенкова. - М.: Прометей, 2021. - 776 c.
7. Куимова, Наталья Адаптивность младших подростков с задержкой психического развития / Наталья Куимова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 172 c.
8. Лапп, Елена Готовность учителя к работе с детьми с задержкой психического развития: моногр. / Елена Лапп. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 320 c.
9. Людмила, Владимировна Лопатина Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития / Людмила Владимировна Лопатина. - М.: Каро, 2018. - 317 c.
10. Максимова, Светлана Значение музыкального сопровождения двигательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Светлана Максимова. - М.: Бибком, 2021. - 375 c.
11. Морозова, В.В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ / В.В. Морозова. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 971 c.
12. Речицкая, Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития: моногр. / Е.Г. Речицкая. - М.: Владос, 2018. - 995 c.
13. Речицкая, Екатерина Григорьевна Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития. Гриф МО РФ / Речицкая Екатерина Григорьевна. - М.: Владос, 2021. - 113 c.
14. Ротарь, Н.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь. - М.: Учитель, 2018. - 778 c.
15. Серебрякова, Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Н.В. Серебрякова. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 304 c.