Файл: Httpscyberleninka ruarticlenaspektygradostroitelnoydeyatelnostivliyayuschienaformirovaniekomfortnoygorodskoysredyviewer.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-gradostroitelnoy-deyatelnosti-vliyayuschie-na-formirovanie-komfortnoy-gorodskoy-sredy/viewer

file:///C:/Users/админ/Downloads/prostranstvo-dosuga-kak-territorialnaya-sotsiokulturnaya-organizatsiya.pdf

https://kubsu.ru/sites/default/files/users/27068/portfolio/merged_pdf.io_.pdf

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10196/2/16Melnikova.pdf

https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=05AD2C71-4A94-4FD4-9ADD-878ED910FCA3

https://www.dissercat.com/content/dosug-v-strukture-gorodskogo-prostranstva

http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2019/11/sociology/makarova-artyushenkova-krikunova-pelmeneva.pdf

https://science-education.ru/ru/article/view?id=9485

https://4brain.ru/urban/space.php

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/35772/1/978-5-7996-1471-3_2015.pdf

https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002816176.pdf

https://infourok.ru/proekt-sozdanie-kulturnyh-prostranstv-dlya-tvorchestva-v-gorode-zachem-kak-i-gde-6352857.html

http://old.archvuz.ru/PDF/%23%2043%20PDF/ArchPHE%2343pp61-73Mastalerzh.pdf

https://www.myunivercity.ru/Строительство/Элементы_и_функции_городской_среды/458446_3356619_страница3.html

https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002751920.pdf

https://el2019.kimep.kz/pluginfile.php/125248/mod_resource/content/0/Al%20Farabi.pdf











Процесс урбанизации влияет на многие сферы жизни человека. Происходящие изменения не всегда сказываются благоприятно в жизни городского населения. В то же время город может предлагать прекрасные возможности для отдыха и развлечений. Горнова Г.В. в книге «Феномен города в духовном мире человека» считает, что город является результатом и объектом творческой деятельности человека. Более того, в нем сосредоточены практически все виды деятельности. В основе градостроительства ле­жат три важнейших социальных фактора  труд, быт и отдых на­селения. Естественно, что элементарным было представление и об отдыхе в эпоху, когда ещё не был известен телевизор — и благо, и зло наших дней. Отдых сегодня понимается ведь не только как передышка между напряженными часами труда. Это ещё и время досуга, когда наше поведение отнюдь не замыкается в четырёх стенах комнаты или на площадке под окнами. /Мир архитектуры (Лицо города). Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. 1990/. В современной градостроительной деятельности особое значение имеет такое понятие, как «устойчивое развитие», целью которого является создание комфортной городской среды для проживания, удовлетворяющая потребностям общества.
Особенности городской среды влияют на личность, сознание и поведение детей. По мнению Дж. Квортруп, дети – это активная часть общества. Одним из основных принципов данной концепции является то, что детство и условия жизни детей определяются влиянием тех же факторов, которые создают структуру взрослой жизни. А. Джеймс и А. Праут считают, что «детство должно расцениваться как часть общества и культуры, а не как нечто, предшествующее им; и что дети должны рассматриваться в качестве социальных деятелей уже в процессе становления» [4, с. 95]./




Процесс урбанизации является весьма актуальным предметом научных исследований Активно изучаются его социальные, экономические, демографические, экологические аспекты. Наряду с ними весьма актуальным, хотя и малоисследованным, является духовный аспект урбанизации, те изменения, которые урбанизация вносит в духовную культуру/ГОРНОВА Галина Владимировна ФЕНОМЕН ГОРОДА В ДУХОВНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА/
Целью деятельности государства Аль-Фараби называет как раз то самое достижение счастья каждого человека. Для общего обозначения государства и общества он вводит понятие «город» (Ал-Мадина). Город бывает двух видов: «добродеятельный» и «невежественный», который характеризовался безнравственностью, невежественностью, звероподобными людьми, которые жаждали только власти, денег, плотских утех. Недобродеятельные города имели свои разновидности: Невежественный Город, Город Обмена, Властолюбивый Город, Безнравственный Город. Все эти города объединяет стремление к материальному богатству, власти, стремление к удовлетворению материальных потребностей прежде всего. Каким же должен быть Добродеятельный, идеальный город – государство? На этот вопрос Аль-Фараби дает следующий ответ, сравнивая его с человеческим организмом, в котором все органы человека взаимодействуют друг с другом, помогают, защищают здоровье, сохраняют человеческий организм здоровым5 . Именно так должны взаимодействовать все люди – жители этого города – государства, 3 Нагиев Г.Г. Указ. соч. С. 243–247. 4 Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата : Наука, 1973. 436 c. 5 Сперанская Н.В. Эпистрофе как восстание. Добродетельный Град Аль-Фараби // Материалы семинаров по проблемам современной философии и социологии. М., 2011. Вып. 2. С. 186–190. обеспечивая при этом его благосостояние, счастье. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в представлении Аль-Фараби идеальное общество – это и есть идеальное государство. Он также, как и Аристотель, отождествляет данные понятия. Идеальное общество – государство представляет собой такое объединение «добродеятельных» людей, которые целью своего объединения имеют достижение всеобщего счастья, достижение справедливости и процветания, посредством взаимной помощи, взаимного уважения друг другу, поддержки и понимания, отбрасывая все низменные потребности, отбрасывая влечение к материальной выгоде, славе и богатству./ ПРОЕКТ ИДЕАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (ГОРОД – ГОСУДАРСТВО) АЛЬ-ФАРАБИ МАМОНКИНА Анастасия Алексеевна/


Свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (когда свободен). Провести свой д. с пользой.

2. в знач. сказ.кому, с неопред. Есть, имеется свободное время (устар.). Гуляют и веселятся, когда им д. Д. ли мне разбирать ваши споры! (т. е. недосуг, нет времени).

/ Толковый словарь ОжеговаС.ИОжеговН.ЮШведова1949-1992./

Досуг — это социальное пространство, в котором культурные ценности могут находить свою реализацию.

«Досуг, часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания)». [50]/ Мельникова Анастасия Ильинична, Досуг студенческой молодёжи в городском пространстве Выпускная квалификационная работа/

Досуг молодёжи - своего рода «зона невмешательства» необходимая молодым людям для того чтобы оценить своё «Я» производить своего рода самопроверку своих возможностей. Досуговое время является очень ценным для социализации личности молодого человека, в свободной творческой деятельности раскрываются генетически запрограммированные задатки, а также формируются способности, позволяющие реализоваться личности молодого человека в обществе. Досуг — это возможность для молодого человека раскрыть себя в новых ролях, проявить свою независимость, свободу, активную деятельность.

В.Т. Лисовский в своих исследованиях отмечает группы занятий, которые для студенческой молодёжи являются основными, формы ценностных ориентаций, места, реализующие культурно досуговую деятельность молодёжи: Во-первых, это занятия, направленные на удовлетворение личных потребностей, а также на удовлетворение общественных потребностей. Такие занятия отличаются попытками к созиданию новых духовных ценностей для удовлетворения в самовыражении. Такой вид досуговой деятельности развивает личность и ее ценностные запросы нравственно, интеллектуально и эстетический. Данный вид досуговой деятельности реализуется на базе культурных центров и в творческих коллективах. Во-вторых, такие занятия направлены на то, чтобы личность обогащалась духовными ценностями: посещение театров, музеев, чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач. В-третьих, это активные виды отдыха: спорт, туризм, развлечения, различные активные игры. Реализация данного вида досуговой активности возлагается на спортивные заведения, на существующий широкий спектр молодёжных клубов, стимулирующих активную досуговую деятельность. Такой отдых способствует восстановлению физических психических сил молодёжи, способствуя реализации потребности в общении, посредством 14 самовыражения, формируя представление о собственном «Я» способствующей оценке личных качеств. [14]


Идеальный город и, соответственно, идеал городской жизни подробно исследовался в трудах Платона, Аристотеля. Обращение к проблемам полиса характерно и для школ софистов, киников, стоиков. Ангифонт, Гиппий, Теофраст, Диоген Синопский, Псевдо-Гераклит, Кратет, Телет, Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека рассматривали различные аспекты городской жизни. Цицерон, Квинтиллиан считали, что связь человека с городом является определяющим условием его цивилизованности и характеризует меру его развития. В средние века Блаженный Августин и Аль-Фараби разрабатывали концепции идеального города, в Новое время - Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон представили свои утопические проекты/ ГОРНОВА Галина Владимировна ФЕНОМЕН ГОРОДА В ДУХОВНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА/

Горнова Г.В. в книге «Феномен города в духовном мире человека» описывает о том, что городское пространство становится главным показателем современного образа жизни и мировоззрения, являясь объектом 15 разнообразной деятельности и возможностей, пространство города насыщенно культурной интеграцией, а также социальной информацией. По мнению Горнова Г.В. развлекательные формы разнообразной активности отражают в городе внутреннее состояние молодёжи

В больших городах открываются разнообразные возможности, что, прежде всего, сказывается в том, что досуг наполнен разнообразием. Города предоставляют огромные возможности проведения досуга. Город наполняют разнообразные учреждения культуры. Досуговые центры, театры, парки, музеи, кинотеатры, библиотеки, концертные площадки, спортивные секции все это позволяет выбирать на любой вкус и реализовывать свои досуговые предпочтения. [18] В больших городах молодёжь значительно больше включена в процесс досугового потребления. Хотя существует несколько факторов ограничивающих возможности потребления в городском пространстве — это нехватка свободного времени и ограниченность в материальных средствах./ Мельникова Анастасия Ильинична, Досуг студенческой молодёжи в городском пространстве Выпускная квалификационная работа//

Чаще всего досуг в городском пространстве направлен на обеспеченных клиентов, а это влечёт за собой исчезновение клубов молодёжного творчества, доступных досуговых центров и простых аттракционов. На их месте возникает заманчивые, яркие, соблазнительные элитные бары, рестораны, казино, ночные клубы, и дискотеки. Не каждый молодой человек студенческого возраста может позволить себе стать клиентом дорогостоящих досуговых заведений, столь распространённых в городском пространстве. Результатом этого является то, что доминирует пассивная досуговая деятельность, сосредоточенная вокруг дома, что ведёт к достаточно узкому выбору занятий просмотру телевидения, а также увлечения, которые может предложить сеть интернет. Таким образом, молодой человек буквально оказывается, отрезан от влияния культуры. Безусловное влияние индустрии развлечений нейтрализует культуру досуга в его традиционном виде./ ./ Мельникова Анастасия Ильинична, Досуг студенческой молодёжи в городском пространстве Выпускная квалификационная работа//


Традиционный досуг и его виды, например, чтение, просмотр телепередач видоизменяется и не только по форме, но и по содержанию. Изменился состав читаемой литературы, наблюдается пристрастие молодёжи к телепередачам, лишённым интеллектуального содержания, все это связанно с возникновением и внедрением в бытовую жизнь человека современных технологий, а также и с мотивационной сферой личности в молодёжной среде. Распространённой формой досуга молодёжи сегодня является Интернет, компьютерные игры социальные сети пространство, видоизменяющее формы социальных отношений. Общение, являющееся одним из основных видов досуга молодёжи, заменяется виртуальным общением, что способствует развитию воображаемых человеком качеств, 26 которыми он не обладает в реальном мире, созидается своего рода иллюзия восприятия своего «Я». [44] Возможно, подобные тенденции имеют свои плюсы, но есть и очень негативная составляющая, это влияние на мировоззрение молодёжи, что приводит к уходу от реальности и поиску удовлетворения своих потребностей в виртуальном мире

Во многих российских городах существует проблема нехватки культурных учреждений, для досуговой деятельности молодёжи. В городах в основном изобилует всевозможные клубы, кафе, рестораны, предполагающие досуг коммерческого типа, в котором нет цели приобщения молодёжи к настоящему традиционному искусству и культуре.

Города создают наиболее благоприятные условия для расцвета форм деятельности молодёжи, молодёжной культуры в целом. «Городское пространство условно в социологическом осмыслении феномена городов можно выделить два качественно отличающихся направления. Для первого город — это, прежде всего люди, городская община, сообщество. Второй относится к городу как к особому пространству, вместилищу». [15]. Р. Парк говорит о городе как о центре свободы, где каждый человек может реализоваться, раскрыть свои потаённые человеческие силы, где «все заветные чаяния и все подавленные желания находят в городе то или иное выражение» [54]. 32 Но город - это не просто искусственная, созданная человеческой деятельностью среда, а социальная система. Основным признаком города как социальной системы будет то, что ее составляющими являются социальные субъекты, люди, которые взаимодействуют между собой. Здесь следует обратить внимание на позицию Т. Парсонса, который подчёркивал, что социальные взаимодействия имеют и физический аспект. Это, на наш взгляд, особенно важно при рассмотрении города как социальной системы. Ведь город как система - это и физическое пространство, наполненное материально-вещностными предметами, и социальное пространство, состоящее из взаимодействий людей. [7] В современном мире молодые люди свободны и при этом активны в выборе приемлемых для себя форм и стилей жизнедеятельности, постановке целей и выработке иерархии ценностей, отвечающей запросам и требованиям современности. Не исключение и досуговая сфера. Изменение содержания и структуры культурно-досугового пространства сегодня не вызывает сомнения. В последние десятилетия молодёжь создала свои специфические формы проведения досуга, например, дискотеки, посещения молодёжных концертов, ночных клубов и т.п