Файл: Httpscyberleninka ruarticlenaspektygradostroitelnoydeyatelnostivliyayuschienaformirovaniekomfortnoygorodskoysredyviewer.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Индустрия досуга предлагает так много различных вариантов его проведения, рассчитанных на все вкусы и достаток, что у человека даже не возникает сомнения в том, что этот выбор он сделал самостоятельно, он не подозревает, что его потребности были созданы искусственно, и в целом сама ситуация выбора иллюзорна. [18] В конечном счёте, «главной формой свободы в обществе потребления является свобода потребительского выбора». В условиях, когда культура оказывается в изоляции от социальных процессов, она теряет своё влияние на них, происходит деградация социального общества. Современное общество сталкивается с целым рядом острых проблем, одна из основных причин которых заключается в том, что в нём нарушены связи социальной деятельности человека с культурой.

Однако, несмотря на достаточно большое количество работ, посвящённых исследованию молодёжного досуга, вопросы досуговой деятельности такой социальной группы как студенчество в конкретном регионе раскрыты недостаточно. Существует ряд противоречий, актуализирующих данное исследование и формирующих проблемное поле: По причине изменения содержания и структуры культурно-досуговой деятельности методы эффективного инструментария комплексного методологического исследования досуга современной молодёжи, используемые ранее, не являются достаточно эффективными. Существует объективная сложность в работе учреждений, занимающихся организацией культурно досуговой деятельностью молодых людей. [19] Современное общество, в основе которого находится молодое поколение, сталкивается с целым рядом острых проблем, одна из основных причин которых заключается в том, что в нём нарушены связи в общепринятой досуговой деятельности с культурой. Конструктивные особенности общества потребления таковы, что не предполагают необходимости обеспечения и заполнения своего досуга культурноисторическими ценностями, а замещают их элементами, связанными с потреблением. [41] В современном обществе среди молодых людей студенческого возраста существует проблема дефицита организации такой досуговой деятельности, 35 которая могла бы способствовать саморазвитию, а также навыков необходимых для обеспечения им конкурентоспособности на рынке труда. Нет достаточно эффективного механизма информирования студентов о программах и проектах в досуговой сфере, а также отсутствует система мотивации к участию в этих мероприятиях. Зачастую студенты не знают того, какие формы досуга может предложить им вуз на бесплатной основе, не говоря об областных и городских программах, реализуемых соответствующими учреждениями.


Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. выяснить какие виды досуговой деятельности, наиболее интересны молодёжи в условиях городского пространства; 2. выделить наиболее распространённые виды досуговой деятельности в условиях мегаполиса отвечающие желаниям и возможностям современной молодёжи; 38 3. выявить ценностные ориентации, установить связь между сферой досуга и культуры, насколько досуг современного молодого человека соответствует его культурным потребностям; 4. установить, способы как можно привнести культурно исторические ценности в досуговую деятельность молодого поколения.

Досуг - это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг-это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п. [1] Молодёжь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества. [18] 39 Культурно-досуговая деятельность – это социальнокультурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Культура досуга личности – интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы. [14] Городское пространство - это физическое пространство, наполненное материально-вещностными предметами, включающее в себя социальное пространство, состоящее из взаимодействий людей. [30]

Учитывая тот факт, что досуговое время и досуговые занятия могут рассматриваться как созидательный и деструктивный фактор, формирование культуры досуга молодёжи выступает как приоритетная задача современного общества.

Создавать благоприятные социально-педагогические условия на базе всех учреждений досуга для работы с молодёжью; предоставлять больше возможностей молодым людям для развития и продвижения их инициативы и творчества. [22] Сегодня необходимо решение актуальных проблем, касающихся свободного времени молодёжи. Именно в связи с появлением новых и эволюцией существовавших ранее форм досугового времяпрепровождения 43 молодёжи, становится вполне очевидной необходимость разработки инновационных методов работы, формирования новых подходов к решению данной проблемы



Достаточную увлечённость молодёжи спортом можно объяснить, тем, что с одной стороны, утвердившейся в общественном сознании безусловной положительной оценкой спорта, а с другой стороны, реальными усилиями властей по его продвижению в области и стране в целом. Это, что называется, сегодня общемировой тренд в развитии цивилизованного общества. Спорт для современного молодого человека — это своего рода символ успешности красоты, здоровья и так агрессивно пропагандируемой в современном мире вечной молодости. Занятия домашними делами также выступают на первый план, большинство молодых людей к двадцати годам успевают обзавестись семьёй, и поэтому часть времени, отведённого на досуг, тратится на необходимые для жизни занятия. Посещение культурных заведений театра, музеев, выставок интересует только 16,0% опрошенных, что в совокупности с 3,0% читающих на досуге людей, является неким подтверждением выдвинутой нами гипотезы в данном исследовании, о том то культура в досуге современной молодёжи теряется и имеет совершенно мало влияния в отличии от современных потребительских веяний, влияющих на досуг современной молодёжи студенческого возраста. Также мы видим, что часть молодёжи занимает свой досуг творческими видами деятельности музыкой, пением, танцами, другими видами искусства, что является обнадёживающим явлением для общества потребления, молодёжь хочет вносить свой вклад в развитие искусства, и принимает в этом активное участие.

Это ещё раз доказывает и подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что молодые люди, как и общество в целом больше ориентированы на какие-то базовые потребности и не уделяют большого внимания культурной составляющей своего досуга.

Большинство предпочитают потратить свободные средства и время на шопинг, поход в кино, посетить концерты эстрадной музыки, поиграть в боулинг или просто провести своё время дома в интернете. Музеи и театры, выставки — последние в списке, где молодые люди захотят провести часть своего досугового времени.

Исходя из полученных данных, мы видим, что молодёжь очень активно использует сеть интернет не только для учёбы и работы, но и интернет активно включён в досуговое время молодёжи. Сеть интернет в настоящее время становится неотъемлемой частью молодёжного досуга. Рассмотренные выше формы применения компьютера в сфере досуга молодёжи, хотя и не исчерпывают всего их многообразия, однако в определённой степени иллюстрируют те инновации, обусловленные 1) Менее 1 часа в день 6,0 2) Менее 3 часов в день 26,0 3) Менее 5 часов в день 32,0 4) Больше 5 часов в день 36,0 56 техническими достижениями, которые характеризуют современные увлечения молодёжи в сфере досуга.


Торгово-развлекательные комплексы на сегодняшний день являются не только местом где можно совершить необходимые покупки, в наше время в городском пространстве торгово-развлекательные комплексы имеют куда более значительное влияние, они являются мощными трансляторами и пропагандируют массовую культуру потребления, рассчитанную на общество потребления. Большинство крупных торгово-развлекательных центров в крупных городах организуют зону досуга для всех своих посетителей, предлагая 62 самые разнообразные виды досуга на территории своего торгового комплекса это и кинотеатры, катки, игровые зоны, рестораны, ночные клубы, зачастую торгово-развлекательным комплексом организуются различные концерты и спектакли, как для детей, так и для взрослых. [9] Таким образом, ТРК в равной степени начинают обеспечивать пространство как для покупок и торговли, так и массовых культурных мероприятий.

Можно сказать, что торговые комплексы со своими развлекательными блоками, передающими массовую культуру, частично приходят на смену типовым объектам культурного назначения, уходящим корнями ещё во времена античности и определившим будущее западных городов. Городское культурное пространство исторически складывалось на пересечении спонтанной социальной самоорганизации в мире искусства и целенаправленных усилий городских властей по развитию культурной инфраструктуры городских поселений». [5] Из приведённой выше цитаты следует, что происходит своего рода замена типовых исторических объектов культуры, играющих в цивилизованных городах всегда главенствующею роль, на массовую культуру, очень тесно связанную с потреблением и создающую общество потребления. 1) Хожу туда исключительно вынужденно за необходимыми покупками 44,0% 3) Провожу свой досуг, занимаясь шопингом 42,0% 2) Посещаю развлекательные мероприятия 18,0% 64 Как воспринимает молодёжь и оценивает культурные учреждения в городе, где они проживают, хватает ли, по мнению молодёжи культурно развлекательных мероприятий и учреждений в городе.

Все меньше молодых людей используют досуг для саморазвития и интеллектуального роста. Чаще у молодёжи студенческого возраста среди форм проведения досуга преобладают пассивные формы досуга. [45] Такие виды отдыха, как посещение выставок, театров, музеев и т.п., перестают быть популярными, а новые, такие, как компьютер, общение через интернет, занимает основную часть досуга молодёжи, влияя на духовный мир и ценностные ориентации. Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед компьютером, телевизором, на дискотеках, в кафе, в некоторой степени сокращается время для самообразования, саморазвития и культурного творчества. Преобладает, в основном, развлекательный, домашний и разрушающий тип молодёжного досуга, а вот такие типы отдыха как культурный, общественный и развивающий занимают вторые позиции. 66 Для того, чтобы увеличить количество посещаемых выставок, театров, концертов и т.д., предлагаем проводить данные мероприятия на открытых площадках в летний период, а в зимнее время делать упор на спортивные мероприятия на дворовых площадках, открывать танцевальные площадки для молодёжи, различные творческие мастерские. Мы видим, что танцевальные и культурно-познавательные программы кажутся наиболее интересными для современной молодёжи и это не удивительно, так как молодёжи не сидит на месте, им нужно общаться, развиваться,
поэтому они посещают мероприятия, где находятся такие же, как и они. [6] Для того, чтобы молодёжь посещала вечера отдыха, театральномузыкальные представления, диско-программы, культурно-познавательные программы делать эти вечера более современными, интересными для молодёжи, возможен вариант тематических вечеринок, вечеров.

Особый интерес представляют ответы на вопросы: «Какие виды досуга, имеют наибольшую популярность у молодёжи»; «Насколько родители влияют на выбор как проводить досуг организованно или свободно». Отвечая на вопрос, какие виды досуга, наиболее востребованные у молодёжи посещающих «Центр молодёжных инициатив», эксперты сошлись во мнении, отметив, творческие виды деятельности и активные формы досуга. В вопросе о влиянии родителей на то, как проводить свой досуг большинство респондентов утверждают, что влияние, безусловно, родители оказывают особенно собственным примером. Двое из ответивших на вопрос подметили, что взросление влияние родителей постепенно сводит на нет, и молодёжь уже больше ориентируется на моду, общественное мнение, и увлечения своих друзей и знакомых. [8]

Досуг как социально-воспитательный потенциал это важнейшее средство взаимодействия человека с окружением. Досуг это незаменимое средство, ведь именно благодаря досуговой деятельности происходит культурное развитие человека, в этом заинтересован как сам человек, так и его семья, общество и государство. Организованная досуговая деятельность – это процесс, направленный на воспитание и образование учащегося в интересной и занимательной форме.

Цель - совершенствование и повышение эффективности деятельности досуговых учреждений по организации молодёжного досуга, удовлетворение духовный потребностей, формирование у молодого поколения гражданской позиции личности, поиска новых форм и методов организации досуга молодёжи. Задачи: 1. содействие духовному, культурному, интеллектуальному и физическому развитию молодёжи; 2. создание условий для развития молодёжного творчества, организации их досуга; 3. формирование здорового образа жизни; 4. создание условий для эффективного использования досуга молодёжью; 5. осуществление мер по поддержке молодой семьи, в сфере образования, культуры, науки, спорта; 6. объединение усилий, материальных средств различных ведомств и организаций: учреждений образования, культуры, здравоохранения, правопорядка, используя формы спонсорства и меценатства. Ожидаемые результаты - проявление интереса у молодёжи в возрасте 17-22 лет к организованному досугу и посещению культурных учреждений города; - формирование осознанного выбора вида досуговой деятельности; - развитие положительного отношения к процессу познания и приобретения новых навыков и умений через организованную досуговую деятельность