Файл: Практическая работа Дисциплина Государственная социальная политика Кейс студент группы гмв 1122(1).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внешнеторговый оборот Новосибирской области в 2018 году составил 5,3 млрд. долл. США, в том числе экспорт - 2,6 млрд. долл. США (49% от общего объема товарооборота), импорт - 2,7 млрд. долл. США (51%). По сравнению с 2017 годом товарооборот увеличился на 23%, при этом импорт вырос на 24%, а экспорт - на 22,5%. Увеличению стоимостного объема импорта способствовал в основном рост поставок машиностроительной и химической продукции из стран дальнего зарубежья, проката плоского из нелегированной стали из Китая.
Внешнеторговые операции в 2018 году осуществлялись со 137 странами мира, крупнейшие партнеры - Китай (30% от общего товарооборота), Казахстан (9,4%), Германия (9,1%), Франция (6,7%) и США (6,6%).
Доля стран СНГ в общем объеме товарооборота составила 20,8% или 1046 млн. долл. США, в т.ч. экспорт - 684,3 млн. долл. США, импорт - 361,8 млн. долл. США.
Объем товарооборота со странами дальнего зарубежья составил 4,2 млрд. долл. США или 79,2% от общего объема товарооборота (экспорт - 1,9 млрд. долл. США, импорт - 2,3 млрд. долл. США).
Сальдо внешнеторгового баланса сложилось отрицательное, в размере 110,1 млн. долларов США (в 2017 году - также отрицательное, в размере -70,8 млн. долларов США).
В течение 2018 года внешнеэкономическую деятельность осуществляли 2686 участников (на 17% больше чем в 2016 году). В число крупнейших из них вошли ПАО "Новосибирский завод химконцентратов", ПАО "Авиакомпания "Сибирь", ООО "Компания Металл профиль", ЗАО "ЭПМ- Новэз", АО Новапорт-ГСМ, ООО "Джой Глобал" и др.
В 2018 году предприятиями и организациями Новосибирской области использовано 196 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 5,8% больше уровня 2017 года. Основную долю в общем объеме инвестиций в основной капитал составили затраты, направленные на строительство и реконструкцию зданий и сооружений - 59,7%, в том числе жилых зданий и помещений - 29,1%. На приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря направлено 33,2% общего объема инвестиций в основной капитал.
Значительная часть инвестиционных вложений в экономику области осуществлена крупными и средними организациями - 108,4 млрд. рублей.
Приоритетными видами экономической деятельности для размещения инвестиций стали: «Транспортировка и хранение» - 20,4% общего объема инвестиций в основной капитал, «Обрабатывающие производства» - 12,5%, «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом» - 11,6%, «Деятельность в области информации и связи» - 9,5%.
Финансирование инвестиций в основной капитал осуществлялось в основном за счет собственных средств - 52,1% общего объема. Из привлеченных источников финансирования 19,3% составили средства бюджетов всех уровней, в том числе из федерального бюджета - 9,4%, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 7,7%, из местных бюджетов - 2,2% общего объема инвестиций в основной капитал.
В регионе реализуется шесть крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. В целом инвестиции в Новосибирскую область поступают более чем из 60 стран мира, в числе которых Великобритания, Кипр, Казахстан, Канада, Корея, США, Германия, Китай и Италия.
Грузооборот предприятий транспорта общего пользования в 2018 году составил 238,4 млрд. т/км, что на 16,8%о выше, чем в 2017 году. Пассажирооборот транспорта общего пользования - 31,2 млрд. пасс. - км (100,8% к уровню 2017 года).
В 2018 году в Новосибирской области число умерших превысило число родившихся на 2,5 тыс. человек. Миграционный прирост населения составил 7,3 тыс. человек.
Уровень занятости в Новосибирской области в среднем за 2018 год составил 59,5%, уровень общей безработицы - 6,2%.
В 2018 году реальные денежные доходы населения уменьшились и составили 98,2% к показателям 2017 года.
Величина прожиточного минимума в IV квартале 2018 года на душу населения установлена в размере 10552 рубля, в т.ч. по социальнодемографическим группам населения: трудоспособное население - 11217 руб., пенсионеры - 8524 руб., дети - 10800 рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций Новосибирской области в 2018 году составила 36519 рублей и по сравнению с 2017 годом увеличилась на 13,8%.
В 2018 году в целях формирования системы стратегического планирования Новосибирской области велась работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года. Стратегией определена миссия Новосибирской области - быть центром генерирования уникального человеческого капитала, максимальной реализации потенциала человека. Новосибирская область к 2030 году - территория, привлекательная для жизни и ведения бизнеса, создающая условия для гармоничного развития человека и устойчивого роста экономики, опирающаяся на интеграцию значительного научно-образовательного потенциала и эффективной бизнес-среды.
Основным механизмом реализации Стратегии до 2024 года станут национальные проекты в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. В декабре 2018 года региональный проектный комитет утвердил региональные составляющие по всем 12 национальным проектам. В 2019 году Новосибирская область намерена участвовать в реализации 53 из 67 федеральных проектов.
Кейс 3. «Социально-экономическое развитие города Москвы»
Проанализируйте уровень социально-экономического развитие города Москвы в 2018 г. по следующим показателям:
- объем ВРП;
- ВРП на душу населения;
- объем промышленной продукции;
- индекс физического объема промышленной продукции;
- инвестиции в основной капитал;
- индекс потребительских цен;
- доходы и расходы консолидированного бюджета;
- уровень прожиточного минимума;
- средняя заработная плата в регионе;
- численности населения;
- естественная убыль и миграция населения;
- доля населения с доходами, ниже прожиточного минимума в общей численности населения;
- численность безработных;
- уровень безработицы.
Проанализируйте проблемы социально-экономического развития области и разработайте пути их решения.
Решение:
Анализ сложившихся тенденций социально-экономического развития (далее – СЭР) города Москвы показал, что они оказали прямое воздействие на экономику города. Основные тенденции СЭР города Москвы характеризуются ростом инвестиций в основной капитал, расширением потребительского спроса (объемов розничной торговли, общественного питания и платных услуг), устойчивым снижением инфляции, повышением деловой активности и увеличением производства и объемов экспорта основных отраслей реального сектора, положительным финансовым результатом деятельности предприятий и организаций, ростом реальной заработной платы. Все составляющие экономической политики города сконцентрированы на распространение практики государственно-частного партнерства, развитие городской инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций, оптимизацию расходов и увеличение доходов бюджета, улучшение качества жизни в городе.
К элементам экономической политики, способствующей последовательной реализации общественных мер в городе Москве относится:
- стабильная бюджетная политика: бюджетные инвестиции в развитие инфраструктур, поддержание высокого социального стандарта, увеличение конкурентности и прозрачности осуществления закупок для нужд города;
- активная инвестиционная политика, направленная на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и улучшение инвестиционного климата;
- стимулирующая налоговая политика, обеспечивающая равные условия ведения бизнеса и стимулы к эффективному использованию ресурсов;
- взвешенная тарифная политика, направленная на сдерживание роста тарифов.
В течение 2017 года и января–августа 2018 года
инфляция устойчиво снижается – с уровня 105,9% в январе 2017 года (в среднегодовом выражении, к соответствующему периоду предыдущего года) до 103,3% в августе 2018 года. В то же время, начиная с конца 2-го квартала 2018 года все более заметны признаки ускорения инфляции под влиянием роста волатильности финансового и валютного рынков, ослабления курса рубля вследствие действия геополитических факторов. Инфляционный эффект от ослабления курса рубля проявится в 4-м квартале 2018 – начале 2019 года.
В 2018 году предпринимательская активность остается на высоком уровне. Количество вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей за 8 месяцев 2018 года составило 46,8 тыс., что превысило на 14,9% показатели аналогичного периода 2017 года. Общее число действующих индивидуальных предпринимателей за 8 месяцев 2018 года увеличилось на 8,5% относительно конца 2017 года – до 308,7 тыс. индивидуальных предпринимателей. Восстановление и рост экономической активности в реальном секторе экономики также подтверждается его финансовыми результатами – увеличением прибыли предприятий.
С начала 2018 года в городе Москве сохраняется высокая инвестиционная активность. В первом полугодии 2018 года инвестиции в основной капитал в городе Москве выросли на 4,8% к соответствующему периоду 2017 года (в сопоставимых ценах, по полному кругу организаций) и составили 722,9 млрд. рублей или 12,1% от общероссийского объема. При этом опережающими темпами растут инвестиции в научные исследования и разработки, ИТ-инфраструктуру – в первом полугодии 2018 года объем капвложений по данному направлению составил 76,3 млрд. рублей (10,5% от общего объема инвестиций в основной капитал), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,4%.
По состоянию на 1 октября 2018 года 42 компаниям присвоен статус промышленного комплекса, 33 компании получили статус технопарка, 5 компаний – статус якорного резидента технопарка. Общая площадь земельных участков предприятий, получивших статусы, составляет 834,8 га, а количество рабочих мест – 98,7 тыс. человек. Объем инвестиций, осуществленных предприятиями с особым статусом за 5 лет, составил почти 85 млрд. рублей. В 2018 году основные индикаторы производственной активности указывают на положительную динамику развития городской промышленности. По итогам 2018 года ожидаются положительные темпы роста в большинстве промышленных отраслей. Индекс промышленного производства обрабатывающих производств оценивается по итогам 2018 года не менее 106,6%.
В 2018 году наблюдается ускорение динамики роста потребительского рынка – за 8 месяцев оборот розничной торговли увеличился на 2,4% к аналогичному периоду 2017 года (в сопоставимых ценах), прежде всего в сегменте организованной торговли. Ожидается, что по итогам 2018 года оборот розничной торговли увеличится на 3,0% и достигнет 4804 млрд. рублей.
В течение 2017–2018 годов ситуация на рынке труда остается стабильной с тенденцией снижения уровня безработицы – с 0,51% по состоянию на 1 января 2017 года и до 0,34% – по состоянию на 1 сентября 2018 года (от численности экономически активного населения). Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, снизилась за указанный период на 12,3 тыс. человек и составила 24,6 тыс. человек.
В рамках развитой системы мер социальной поддержки жителям Москвы в полном объеме предоставляются государственные льготы и гарантии, качественное социальное обслуживание граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, семей с детьми. Основные направления социальной поддержки также включают мероприятия по поддержке малоимущих граждан, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактике социального сиротства, поддержке многодетных и малообеспеченных семей, а также граждан старшего поколения, ветеранов и инвалидов. С целью улучшения материального положения граждан старшего поколения и ветеранов с 1 января 2018 года городской социальный стандарт минимальных доходов неработающих пенсионеров повышен до 17,5 тыс. рублей (на 20% или 3 тыс. рублей). В городе Москве порог предоставления субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг вдвое ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В Москве субсидия предоставляется, если расходы семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 10% семейного бюджета, соответствующий федеральный стандарт равен 22%.
Тарифы на электрическую энергию для населения с учетом НДС с 1 января 2019 года сохранены на уровне действовавших во 2-м полугодии 2018 года.
Характерные особенности бюджета города Москвы – устойчивость и сбалансированность в краткосрочном и среднесрочном периодах. Сбалансированность бюджета города Москвы достигается за счет детального экономического анализа ситуации при принятии новых расходных обязательств, ограничения необоснованного роста расходов бюджета Москвы, обеспечения стабильных источников доходов в долгосрочном периоде, а также увеличения налогового потенциала бюджета города Москвы.