Файл: Чтение как компонент духовнонравственного развития подрастающего поколения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Л.Н. Чернышева
УДК 371
ЧТЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Л.Н. Чернышева (Новосибирск, Россия)
В данной статье рассматривается возможность освоения культуры личностью через овладение духовными и нравственными ценностями, и анализируется роль чтения в реализации этого процесса. Показаны тенденции, влияющие на снижение роли чтения в жизни современного подрастающего поколения: массовая культура, информатизация и дегуманизация общественного сознания.
Ключевые слова: культура, духовно-нравственное развитие, чтение, подрастающее поколение.
Одним из основных критериев высокого уровня развития общества является состояние его культуры. Национальная культура на современном этапе развития общества подвержена активному негативному влиянию по многим объективным причинам. Культура, прежде всего, становится заложницей
общества потребления, и вполне очевидно, что в такой ситуации может быстро сформироваться примитивный, рациональнопотребительский тип сознания. Обеспечение развития культуры как ресурса социальной стабильности, духовного здоровья нации, экономического роста и национальной
безопасности государства является
приоритетным важнейшим направлением государственной политики.
Выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Культурная преемственность
осуществляется не автоматически;
необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности [1, с. 130].
На современном этапе развития общества культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Ценности культуры реализуются в мировоззрении, интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии человека, способах и формах его общения с другими людьми и природой.
Только посредством коммуникации становится возможным усвоение культуры и овладение ее достижениями. Культура человека - это уровень развития индивидуальности человека (усвоения им социального опыта), отражающий своеобразие
Чернышева Лариса Николаевна - учитель высшей квалификационной категории, соискатель кафедры педагогики, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: chln2inbox.ru@inbox.ru
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
народа, социальной среды и проявляющийся в повседневной жизни через его сознание, деятельность, поведение, взаимодействие [1, с. 137].
Именно благодаря тому, что в конкретном обществе существует
определенный уровень согласия относительно базовых ценностей, норм и правил поведения, в нем возможна координация деятельности и поведения людей, а также создание условий для формирования личности, сохранения и приумножения культурного наследия. Наряду с такими базовыми национальными ценностями, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, человечество, в этом ряду стоят искусство и литература [2, с. 18-19].
Педагоги все чаще отмечают, что современная духовная жизнь России характеризуется критическим
переосмыслением ценностей, утвердившихся в прежние годы. В этой связи важно воспитать и сохранить в человеке ощущение культуры как некоего высокого, но в то же время доступного и понятного феномена, способного поддержать в нем духовные и творческие силы, сформировать способность к достойному преодолению трудностей и нравственному самосовершенствованию.
Освоение культуры личностью осуществляется через овладение духовнонравственными ценностями. Поэтому особое значение приобретает духовно-нравственное развитие личности. Это развитие
осуществляется в процессе ее социализации и подразумевает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом [2, с. 9]. В уровне культуры человека заключены истоки его интереса к творческой
деятельности, в том числе - к чтению [3, с. 75-76].
Чтение всегда рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. В XIX в. детская литература, составной частью которой являлась детская периодика, - единственное средство массовой коммуникации в то время -старалась учитывать стремление детей к активному познанию мира, особенности протекания у них высших психических
процессов, используя наиболее эффективные по своему эмоциональному воздействию выразительные художественные средства.
На страницах русских педагогических журналов широко обсуждались проблемы детского чтения, его роли в нравственном воспитании формирующейся личности. Главной целью детской литературы и детской периодики, считалось всестороннее
воспитание и образование юных читателей.
В.Г. Белинский, основоположник критики и теории детской литературы и педагогики детского чтения, рассматривал детскую литературу и чтение детей как важное звено воспитания, предъявляя высокие требования к произведениям для них: такие произведения должны быть правдивыми, показывать полноту жизни, ее реальность, не искажать и не приукрашивать действительность. По его убеждению, чтение и книга должны способствовать развитию в ребенке патриотических чувств, преданной, страстной любви к своей Родине, к своему народу, но также важно развивать в нем и общечеловеческое сознание, понимание других культур [4].
По мнению Н. А. Добролюбова [5] и
Н.Г. Чернышевского [6] человек должен быть
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
истинным патриотом своей родины,
всесторонне развитым в физическом и духовном отношении, обладающим единством мыслей, слов и действий. Важную роль в формировании такого человека играют книги. Действительно полезные книги охватывают все существо человека: они дают пищу для размышления, будят в ребенке любознательность, знакомят его с действительным миром и укрепляют в нем нравственное чувство. Нельзя забывать и о том, что язык книг, как и язык педагогов, является орудием образования и воспитания, при помощи которого учащиеся овладевают знаниями, культурой речи.
К.Д. Ушинский обращал внимание на необходимость формирования в детском сознании духовной иерархии ценностей, поиска ее в гармонии повседневной жизни, природы, материальной и духовной жизни человека, способного воспринимать высшие ценности и делать их своими духовными потребностями, направленными на
облагораживание души, сердца и ума [7].
Мнения классиков педагогики о роли чтения в жизни подрастающего поколения созвучны с позицией современных ученых и педагогов, рассматривающих формирование культурно развитой личности ребенка в неразрывной связи с чтением и книгой.
Исследователи в области развития читателя отмечают возросшее внимание общества к гуманитарным проблемам, к заботам о сохранении и развитии духовнонравственных традиций отечественной культуры, в том числе к формированию читательской культуры детей в новом тысячелетии.
Чтение в современном мире является важнейшим способом освоения базовой социально значимой информации,
составляющей основу, системное ядро
многонациональной и многослойной российской культуры: профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений. Это самый мощный механизм поддержания и приумножения богатства родного языка в экономической, политической и правовой областях, на уровне мировоззрения, а также на уровне трансляции социально значимого опыта [8].
Известно, что книги обладают силой приобщать людей к ранее незнакомым местам, культурам и религиям, а также формируют у них чувство гордости за свое собственной культурное и религиозное наследие. Книги могут воспитывать расовое и культурное взаимопонимание, становясь положительным примером для подражания независимо от национальности, пола или окружающих читателя обстоятельств. Именно через художественные произведения каждый может прийти к согласию с самим собой и стать человеком, соответствующим своему времени. Как отмечается в многочисленных исследованиях российских и зарубежных специалистов в области чтения, отношение к нему, а также к образованию и культуре в последние годы стало рассматриваться в развитых странах в качестве национальных приоритетов развития [9].
Тем не менее, исследователи отмечают преобладание материальных потребностей над духовными в силу социальных и экономических причин, насаждения безнравственности и прагматизма через средства массовой информации, что особенно часто встречается у современного подрастающего поколения. Такие
нравственные качества, как порядочность, ответственность, человеколюбие, терпимость,
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
доброта и желание следовать нормам морали постепенно теряют лидирующие позиции в иерархии потребностей формирующейся личности. Данная ситуация позволяет сделать вывод о необходимости привлечения нового потенциала, поиска новых путей, способствующих формированию и
поддержанию у подрастающего поколения стойких духовных потребностей.
В целом, необходимо подчеркнуть, что хотя большая ответственность в сложившейся ситуации ложится на систему образования, в данном случае немаловажна роль и самообразования, саморефлексии, которое должно занимать существенное место в становлении личности [10].
Каждый человек должен сам отвечать за свой сознательный, душевный и духовный уровень, повышать этот уровень, следить за его развитием, заниматься самообразованием и самосовершенствованием. В то же время любой человек неотделим от семьи, в которой он родился и воспитывался, от общества, в котором он живет и продуктом которого является. Поэтому причины, которые стоят за его духовным обнищанием, также являются с одной стороны глобальными, а с другой стороны, они - результат той системы ценностей, которая принята в его семье, ближайшем окружении и культивируется в нем с самого раннего детства.
Особым явлением, связанным со снижением духовной составляющей подрастающего поколения, является массовая культура. Массовая культура - феномен современной культуры, получивший распространение в связи с научнотехническим прогрессом, индустриализацией и урбанизацией общества, а также развитием средств массовой коммуникации. Под массовой культурой понимается широкий спектр самых различных явлений,
ориентированных на массовую аудиторию и удовлетворение ее потребностей в досуге, развлечении и общении [11, с. 137].
Массовая культура обращается к эмоциональной сфере человека, при этом ее потребителю не требуются особое образование и подготовка, поскольку происходит своего рода тривиализация культуры, то есть сведение всего разнообразия художественного опыта к тривиальному, элементарному, банальному.
Можно отметить следующие признаки массовой культуры:
• тиражирование, возможное благодаря новым технологиям;
• коммерческий характер функционирования;
• ориентация на массового потребителя, на большие аудитории;
• расчет на пассивное, некритическое восприятие.
Обозначая тенденции свободного чтения подростков последних десятилетий, И.И. Тихомирова подчеркивает, что свобода чтения современных подростков обусловлена модой, книжным рынком и фондами библиотек, поскольку выбор книг зависит в настоящее время от вкусов книгоиздателей и их коммерческих соображений [12].
Следующее явление также вызывает неоднозначную реакцию