Файл: Чтение как компонент духовнонравственного развития подрастающего поколения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, поскольку постепенный переход к информационному обществу и становление общества нового типа меняют поведение человека, его привычки и структуру его свободного времени. В результате появляются новые формы организации и проведения досуга, а прежние и привычные (в том числе чтение) утрачивают свои лидирующие позиции. В конечном итоге меняется иерархия социальных, индивидуальных ценностей и
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
потребностей. Появляется несколько иной тип личности, формируется новый тип сознания.
Информатизация наряду со многими положительными моментами (быстрый поиск необходимой информации, возможность ее оперативного обновления, расширение границ коммуникации, реализация принципа равного доступа к образованию, подготовленность к жизни в меняющемся мире), имеет и негативные последствия. Нарушаются привычные механизмы восприятия печатного текста, и возникает снижение потребности в чтении книг и другой печатной продукции.
Как следствие внедрения в жизнь современного общества массовой культуры и информатизации меняется система отношений между людьми, нормы поведения, иерархия потребностей. Особенно это касается подрастающего поколения и проявляется в снижении значимости у молодых людей таких нравственных качеств, как порядочность, ответственность, человеколюбие, терпимость, доброта и желание следовать нормам морали. То есть идет постепенная дегуманизация общественного сознания, которая наиболее остро отражается именно на подрастающем поколении и понимается как утрата духовных и нравственных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на
справедливости, внимании и уважении к личности, к индивидуальным качествам человека. Дегуманизация общества, которая сегодня наблюдается практически
повсеместно, является крайне опасной, поскольку ведет к изменению представлений о нормах морали и критериев нравственного воспитания личности. Дегуманизация касается и такой важной стороны человеческой жизни, как чтение.
Поток различных сомнительных периодических изданий подтверждает, что истинно гуманистическая литература,
отечественная и зарубежная, зачастую сдает свои прежние позиции.
Все эти факторы приводят к снижению доли активно читающего населения. Снижение же статуса чтения ведет возрастающему дефициту знаний и мешает передовому движению общества на пути к прогрессу,
сказывается на уровне общей образованности, формировании у молодого поколения системы нравственных и духовных ценностей и ориентиров. В результате книга как культурный феномен, источник знаний утрачивает свою роль учителя и наставника, транслятора накопленного поколениями духовного опыта и постепенно вытесняется альтернативными видами деятельности.
Современная ситуация такова, что, несмотря на бурное развитие научнотехнического прогресса, он не приближает молодежь к чтению и книге, а скорее отдаляет и от них, и от созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего достижений в области культуры, науки и просвещения. Формируется рационально-потребительский тип сознания, ухудшаются условия для формирования гуманной личности, способной сохранить и приумножить культурное наследие, созданное предыдущими поколениями. Поэтому перед угрозой роста деструктивных социальных явлений защита чтения, поддержание
интереса к нему, становятся в ряд задач государственной важности.
Являясь связующим звеном на пути к международному сотрудничеству и взаимопониманию, мощным средством воспитания расового и культурного
взаимопонимания, книги становятся
положительным примером для подражания. Чтение приносит человеку интеллектуальное удовлетворение, обогащает его воображение, дает человеку свободу и личностное развитие,
4(8) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
представляя
собой
серьезный
себя, особенно на постижение своего внутреннего мира и личности, на осмысление своей роли и назначения в истории, отношений с другими людьми с позиций добра и зла. В этом творческом поиске формируется духовно развитая личность, способная взять на себя ответственность не только за свою судьбу, за судьбу своих близких, но и за судьбу страны, в которой она живет.
образовательный и информационный ресурс, способствующий повышению качества жизни, формирующий читательскую культуру современного поколения, сохраняющий и приумножающий культурное наследие.
Чтение необходимо современному молодому человеку, духовный путь которого начинается с умения мобилизовать свои внутренние ресурсы на постижение самого
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагогика : Большая современная энциклопедия / сост. Е. Ц. Рапацевич. - Мн.: Современное слово,
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.
3. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Электронный ресурс] : дисс... канд. пед. наук : 13.00.01. - М.: РГБ, 1999 (из фондов Российской Государственной библиотеки). - 440 с.
4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. -Т. 4. - С. 366-378.
5. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений : в 9 т. - М., Л.: Художественная литература, 1962. - Т. 4 -
6. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений : в 10 т. - М., Л.: Художественная литература, 1962. -Т. 5 - 620 с.
7. Ушинский К.Д. Избранные труды : в 4 кн. - М.: Дрофа, 2005. - Кн. 2. - 447 с.
8. Кузьмин Е.И. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сбор. науч.-практ. работ / сост. В.Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2007. - 272 с.
9. Чернышева Л.Н. Актуализация и пропаганда чтения как социально педагогическая проблема: опыт Великобритании // Глобализация и образование в современном мире : мат. междунар. конф. - М.: ИТИП, 2008. - С. 177-181.
10. Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1. - С. 74-78.
11. Пенская Е.Н. Детское чтение: локальные и глобальные проблемы // Вопросы образования. - 2008. -
2005. - 720 с.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
495 с.
№ 1.- С. 283-285.
12. Тихомирова И.И. Свободное или обязательное чтение в XX веке : конфликт или диалог? //
Школьная библиотека. - 2006. - № 7. - С. 75-77.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
4(8) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
UDC 371
© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
потребностей. Появляется несколько иной тип личности, формируется новый тип сознания.
Информатизация наряду со многими положительными моментами (быстрый поиск необходимой информации, возможность ее оперативного обновления, расширение границ коммуникации, реализация принципа равного доступа к образованию, подготовленность к жизни в меняющемся мире), имеет и негативные последствия. Нарушаются привычные механизмы восприятия печатного текста, и возникает снижение потребности в чтении книг и другой печатной продукции.
Как следствие внедрения в жизнь современного общества массовой культуры и информатизации меняется система отношений между людьми, нормы поведения, иерархия потребностей. Особенно это касается подрастающего поколения и проявляется в снижении значимости у молодых людей таких нравственных качеств, как порядочность, ответственность, человеколюбие, терпимость, доброта и желание следовать нормам морали. То есть идет постепенная дегуманизация общественного сознания, которая наиболее остро отражается именно на подрастающем поколении и понимается как утрата духовных и нравственных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на
справедливости, внимании и уважении к личности, к индивидуальным качествам человека. Дегуманизация общества, которая сегодня наблюдается практически
повсеместно, является крайне опасной, поскольку ведет к изменению представлений о нормах морали и критериев нравственного воспитания личности. Дегуманизация касается и такой важной стороны человеческой жизни, как чтение.
Поток различных сомнительных периодических изданий подтверждает, что истинно гуманистическая литература,
отечественная и зарубежная, зачастую сдает свои прежние позиции.
Все эти факторы приводят к снижению доли активно читающего населения. Снижение же статуса чтения ведет возрастающему дефициту знаний и мешает передовому движению общества на пути к прогрессу,
сказывается на уровне общей образованности, формировании у молодого поколения системы нравственных и духовных ценностей и ориентиров. В результате книга как культурный феномен, источник знаний утрачивает свою роль учителя и наставника, транслятора накопленного поколениями духовного опыта и постепенно вытесняется альтернативными видами деятельности.
Современная ситуация такова, что, несмотря на бурное развитие научнотехнического прогресса, он не приближает молодежь к чтению и книге, а скорее отдаляет и от них, и от созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего достижений в области культуры, науки и просвещения. Формируется рационально-потребительский тип сознания, ухудшаются условия для формирования гуманной личности, способной сохранить и приумножить культурное наследие, созданное предыдущими поколениями. Поэтому перед угрозой роста деструктивных социальных явлений защита чтения, поддержание
интереса к нему, становятся в ряд задач государственной важности.
Являясь связующим звеном на пути к международному сотрудничеству и взаимопониманию, мощным средством воспитания расового и культурного
взаимопонимания, книги становятся
положительным примером для подражания. Чтение приносит человеку интеллектуальное удовлетворение, обогащает его воображение, дает человеку свободу и личностное развитие,
4(8) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
представляя
собой
серьезный
себя, особенно на постижение своего внутреннего мира и личности, на осмысление своей роли и назначения в истории, отношений с другими людьми с позиций добра и зла. В этом творческом поиске формируется духовно развитая личность, способная взять на себя ответственность не только за свою судьбу, за судьбу своих близких, но и за судьбу страны, в которой она живет.
образовательный и информационный ресурс, способствующий повышению качества жизни, формирующий читательскую культуру современного поколения, сохраняющий и приумножающий культурное наследие.
Чтение необходимо современному молодому человеку, духовный путь которого начинается с умения мобилизовать свои внутренние ресурсы на постижение самого
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагогика : Большая современная энциклопедия / сост. Е. Ц. Рапацевич. - Мн.: Современное слово,
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.
3. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Электронный ресурс] : дисс... канд. пед. наук : 13.00.01. - М.: РГБ, 1999 (из фондов Российской Государственной библиотеки). - 440 с.
4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. -Т. 4. - С. 366-378.
5. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений : в 9 т. - М., Л.: Художественная литература, 1962. - Т. 4 -
6. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений : в 10 т. - М., Л.: Художественная литература, 1962. -Т. 5 - 620 с.
7. Ушинский К.Д. Избранные труды : в 4 кн. - М.: Дрофа, 2005. - Кн. 2. - 447 с.
8. Кузьмин Е.И. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сбор. науч.-практ. работ / сост. В.Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2007. - 272 с.
9. Чернышева Л.Н. Актуализация и пропаганда чтения как социально педагогическая проблема: опыт Великобритании // Глобализация и образование в современном мире : мат. междунар. конф. - М.: ИТИП, 2008. - С. 177-181.
10. Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1. - С. 74-78.
11. Пенская Е.Н. Детское чтение: локальные и глобальные проблемы // Вопросы образования. - 2008. -
2005. - 720 с.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
495 с.
№ 1.- С. 283-285.
12. Тихомирова И.И. Свободное или обязательное чтение в XX веке : конфликт или диалог? //
Школьная библиотека. - 2006. - № 7. - С. 75-77.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
4(8) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
UDC 371
© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены