Файл: Планирование и прогнозирование как элемент управления социальноэкономической системой.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Бюджетное планирование и прогнозирование
Тема: Планирование и прогнозирование как элемент управления социально-экономической системой
1. Понятие бюджета и бюджетной политики
• правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны;
• механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
• механизм расходования бюджетных средств;
• механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов
Консолидированный бюджет РФ - включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ
2. Бюджет как часть финансового планирования в РФ
3. Методы и нормы бюджетного планирования и прогнозирования
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:
Основными методами планирования бюджетных расходов являются:
Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ (гл. 5).
Бюджетная система РФ основана на принципах:
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Бюджетное планирование и прогнозирование
Уксуменко Алёна Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент
Тема: Планирование и прогнозирование как элемент управления социально-экономической системой
ВОПРОСЫ:
- Понятие бюджета и бюджетной политики
- Бюджет как часть финансового планирования в РФ
- Методы и нормы бюджетного планирования и прогнозирования
- Принципы бюджетной системы РФ
- Бюджетное планирование и его стадии
1. Понятие бюджета и бюджетной политики
В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления• бюджетную систему страны;
• административные органы;
• правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны;
• систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета
• механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
• механизм расходования бюджетных средств;
• механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов
• бюджетное планирование;
• бюджетное прогнозирование;
• бюджетный контроль и т.д.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения стоимости, - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены далее Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения
В ранее действовавшем федеральном законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» понятие бюджетного устройства трактовалось как:«организация бюджетной системы и принципы ее построения»
- первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят - 85 бюджетов, из них: 22 республиканских бюджета, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджета автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет РФ - включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ
Он используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы2. Бюджет как часть финансового планирования в РФ
Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики
- определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;
- определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;
- выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти;
- расчет доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;
- обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов (определение направлений расходования профицитов);
- бюджетное регулирование;
- государственный финансовый контроль за ходом выполнения бюджета
3. Методы и нормы бюджетного планирования и прогнозирования
Важнейшая составная часть финансового планирования - бюджетное планирование, подчиненное требованиям финансовой политики государства
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года на основе показателей бюджета. С перспективным финансовым планированием и сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозированиеПри разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:
- Метод экстраполяции - составление перспективы, исходя из практики предшествующих периодов. Однако данный метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.
- Метод экспертных оценок - прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства. Основным недостатком является субъективизм
Основными методами планирования бюджетных расходов являются:
- Программно-целевой - заключается в системном планировании предоставления бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, учащихся, групп, классов и т.д.), время функционирования учреждения и финансовые нормы.
- Нормативный - используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными и нормативными актами
Нормы могут быть:
Нормы могут быть:
- денежным выражением натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.),
- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
- нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально - финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т, д.)
Нормы могут быть:
Нормы могут быть:
- обязательными (устанавливаются Правительством или территориальными органами власти);
- факультaтивными (устанавливаются ведомствами)
- пpocтыми (для отдельных видов расходов);
- укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом)
- индивидуальными - составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;
- общими - составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
- на централизованные мероприятия - разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т: д.);
- сводными - объединяют и индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству
Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ (гл. 5).
Бюджетная система РФ основана на принципах:
- единства бюджетной системы РФ;
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- результативности и эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- прозрачности (открытости);
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств
- подведомственности расходов бюджетов;
- единства кассы
означает закрепление в соответствии с законодательством доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, осуществлять бюджетный процесс, предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств в форме межбюджетных трансфертов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ; определять формы и направления расходования средств бюджетов;
- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ;
- недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах; изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов