Файл: Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать виды учебной деятельности при изучении темы урока.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать виды учебной деятельности при изучении темы урока?
Выполнили:
Мариненкова Л.И.
Новикова Е.Л.
Основные виды деятельности учащихся описываются в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Основная роль в нем отводится понятию универсальных учебных действий (УУД), акцент делается на активность и инициативность детей, что развивает их личность.
Само понятие УУД включает процесс активного самосовершенствования. Ученик становится более самостоятельным и не только получает новый опыт, но и оценивает свои результаты.
Основная задача педагога сводится к поиску наиболее эффективной деятельности, которые позволят с максимальной пользой усвоить материал, а также развить личностные качества ребенка, понять, какое применение можно найти полученным знаниям в жизни. В идеале учитель скрыто управляет процессом самостоятельного обучения детей, вдохновляет их.
Позиция | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, Internet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами |
Основные этапы урока | Объяснение занимает 20-30 % урока; закрепление 5-10 % урока; остальное время - самостоятельная деятельность |
Главная цель учителя на уроке | Организовать деятельность детей по: - поиску, обработке информации; - обобщению способов деятельности; - постановке учебной задачи… |
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий | Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте |
Деятельность учителя на уроке
Виды учебно-познавательной деятельности | Предметы видов учебно-познавательной деятельности |
Наблюдение | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них |
Эксперимент | Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них |
Работа с книгой | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
Систематизация знаний | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний |
Решение познавательных задач (проблем) | Комплексная разнообразная информация познавательного характера |
Построение графиков | Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) |
Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы
При изучении материала по физике, химии, биологии и другим предметам для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
- Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
- Вывод и доказательство формул.
- Анализ формул.
- Программирование.
- Решение текстовых количественных и качественных задач.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
- Редактирование программ.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с кинематическими схемами.
- Решение экспериментальных задач.
- Работа с раздаточным материалом.
- Сбор и классификация коллекционного материала.
- Сборка электрических цепей.
- Измерение величин.
- Постановка опытов для демонстрации классу.
- Постановка фронтальных опытов.
- Выполнение фронтальных лабораторных работ.
- Выполнение работ практикума.
- Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.
- Выявление и устранение неисправностей в приборах.
- Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
- Разработка новых вариантов опыта.
- Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
- Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
- Проведение исследовательского эксперимента.
- Моделирование и конструирование.
Во время урока важно сосредоточить внимание обучающихся на ценности задания для собственного развития и деятельности. Для этого используются специальные методики, ведется работа над правильной постановкой вопросов. Похвала осуществляется за счет сравнивания ребенка с его предыдущими оценками, а не с результатами одноклассников. При проведении активности при определенном виде деятельности на уроке учитель объясняет, как полученные знания и навыки могут использоваться в повседневной жизни. Также необходимо научить детей самопроверке. Для этого педагог показывает способы поиска и устранения ошибок.
Результаты должны объясняться:
•почему поставлена именно такая оценка
•что нужно сделать, чтобы ее улучшить.
При осуществлении детьми различных видов деятельности важно научить их правильно работать с информацией:
•выделять главное
•читать подтекст
•пересказывать связно и без потери важных деталей
•составлять план
Современному учителю необходимо:
- Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков
;
- Быстро и объективно проверять знания учащихся;
- Сделать изучение нового материала максимально понятным;
- Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков;
- Наладить дисциплину на своих уроках;
- Получить возможность работать творчески.
На уроке учителю необходимо:
1) управлять вниманием учащихся;
2) разъяснять смысл предстоящей деятельности;
3) актуализировать необходимые мотивационные состояния;
4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;
5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;
6) обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;
7) оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.