Файл: Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать виды учебной деятельности при изучении темы урока.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать виды учебной деятельности при изучении темы урока?


Выполнили:


Мариненкова Л.И.
Новикова Е.Л.


Основные виды деятельности учащихся описываются в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Основная роль в нем отводится понятию универсальных учебных действий (УУД), акцент делается на активность и инициативность детей, что развивает их личность.
Само понятие УУД включает процесс активного самосовершенствования. Ученик становится более самостоятельным и не только получает новый опыт, но и оценивает свои результаты.
Основная задача педагога сводится к поиску наиболее эффективной деятельности, которые позволят с максимальной пользой усвоить материал, а также развить личностные качества ребенка, понять, какое применение можно найти полученным знаниям в жизни. В идеале учитель скрыто управляет процессом самостоятельного обучения детей, вдохновляет их.


Позиция


Деятельность учителя, работающего
по ФГОС


Подготовка к уроку


Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, Internet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами


Основные этапы урока


Объяснение занимает 20-30 % урока; закрепление 5-10 % урока; остальное время
- самостоятельная деятельность


Главная цель учителя на уроке


Организовать деятельность детей по:
- поиску, обработке информации;
- обобщению способов деятельности;
- постановке учебной задачи…


Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий


Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте


Деятельность учителя на уроке



Виды учебно-познавательной деятельности


Предметы видов учебно-познавательной деятельности


Наблюдение


Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них


Эксперимент


Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них


Работа с книгой


Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе


Систематизация знаний


Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний


Решение познавательных задач (проблем)


Комплексная разнообразная информация познавательного характера


Построение графиков


Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)


Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы


При изучении материала по физике, химии, биологии и другим предметам для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:


Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
- Анализ проблемных ситуаций.


Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.


- Написание рефератов и докладов.
- Вывод и доказательство формул.
- Анализ формул.
- Программирование.
- Решение текстовых количественных и качественных задач.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
- Редактирование программ.


Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с кинематическими схемами.
- Решение экспериментальных задач.
- Работа с раздаточным материалом.
- Сбор и классификация коллекционного материала.
- Сборка электрических цепей.
- Измерение величин.
- Постановка опытов для демонстрации классу.
- Постановка фронтальных опытов.
- Выполнение фронтальных лабораторных работ.
- Выполнение работ практикума.
- Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.
- Выявление и устранение неисправностей в приборах.
- Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
- Разработка новых вариантов опыта.
- Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
- Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
- Проведение исследовательского эксперимента.
- Моделирование и конструирование.


Во время урока важно сосредоточить внимание обучающихся на ценности задания для собственного развития и деятельности. Для этого используются специальные методики, ведется работа над правильной постановкой вопросов. Похвала осуществляется за счет сравнивания ребенка с его предыдущими оценками, а не с результатами одноклассников. При проведении активности при определенном виде деятельности на уроке учитель объясняет, как полученные знания и навыки могут использоваться в повседневной жизни. Также необходимо научить детей самопроверке. Для этого педагог показывает способы поиска и устранения ошибок.
Результаты должны объясняться:
•почему поставлена именно такая оценка
•что нужно сделать, чтобы ее улучшить.
При осуществлении детьми различных видов деятельности важно научить их правильно работать с информацией:
•выделять главное
•читать подтекст
•пересказывать связно и без потери важных деталей
•составлять план


Современному учителю необходимо:
- Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков
;
- Быстро и объективно проверять знания учащихся;
- Сделать изучение нового материала максимально понятным;
- Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков;
- Наладить дисциплину на своих уроках;
- Получить возможность работать творчески.


На уроке учителю необходимо:
1) управлять вниманием учащихся;
2) разъяснять смысл предстоящей деятельности;
3) актуализировать необходимые мотивационные состояния;
4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;
5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;
6) обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;
7) оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.