Файл: Воздействие автомобильного транспорта на ос, мероприятия по улучшению экологических показателей.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 443
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВОНАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННЫЙЕВРАЗИЙСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
Специальность: 6В05201- Экология
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Экология транспорта и городских сетей»
Тема: «Воздействие автомобильного транспорта на ОС, мероприятия по улучшению экологических показателей»
Выполнила:
студентка гр. Э(20)-302
Кирильченко В.
Проверила:
Ст.Преподаватель Матвеева Н.И.
ПАВЛОДАР 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение | 3 |
1 | Влияния автотранспорта на почву | 6 |
2 | Влияния автотранспорта на атмосферный воздух | 9 |
3 | Влияния автотранспорта на водную среду | 15 |
4 | Влияния автотранспорта на окружающую среду автостоянки и гаражи | 18 |
| Заключение | 24 |
| Список использованной литературы | 26 |
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду.
Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов.
С каждым годом количество автотранспорта растет, а, следовательно, растет содержание в атмосферном воздухе вредных веществ. Постоянный рост количества автомобилей оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека.
Основными источниками загрязнения воздушного бассейна при эксплуатации автотранспорта являются двигатели внутреннего сгорания, которые выбрасывают в атмосферу отработавшие газы и топливные испарения. В отработавших газах обнаружено около 280 компонентов продуктов полного неполного сгорания нефтяных топлив, а также неорганические соединения тех или иных веществ, присутствующих в топливе.
Отрицательное воздействие автотранспорта на окружающую среду проявляется в различных аспектах. Это и отчуждение земель для строительства дорог, и нарушение экологического равновесия при их строительстве и эксплуатации (изменение ландшафта и «разделяющий эффект», водная и ветровая эрозия, усиление геодинамических процессов, загрязнение местности и вод продуктами эксплуатации автомобилей и дорог, а также потери сельского хозяйства), исчезновение заповедных, нетронутых природных комплексов, ухудшение здоровья человека.
Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние человека. Эта проблема обострилась в XX в., когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн. т окиси углерода, более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода. Первым виновником порчи биосферы является детище научно-технического прогресса – автомобиль. Поглощая столь необходимый для жизни кислород, он интенсивно «обогащает» воздушную среду токсичными компонентами, наносящими вред всему живому и неживому.
Вследствие быстрого роста автотранспортных средств возрастает изъятие кислорода из атмосферного воздуха. Это приводит к нарушению состава атмосферы, является причиной возникновения устойчивого кислородного голодания. Один современный автомобиль в течение часа потребляет около 50 килограммов кислорода. Если учесть, что в настоящее время мировой автопарк превышает 550 миллионов автомобилей, то можно легко подсчитать, что только за один час его работы будет израсходовано свыше 25,5 миллиона тонн кислорода, то есть больше, чем потребляет все человечество в течение целых суток.
Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду очень значительно, поскольку транспорт выступает в качестве основного потребителя энергии и сжигает большую часть мировой нефти. В транспортном секторе именно автомобильный транспорт является крупнейшим источником глобального потепления.
Другие экологические последствия эксплуатации автомобильного транспорта включают пробки на дорогах и автомобильное разрастание городов, которые могут занимать естественную среду обитания и сельскохозяйственные угодья.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы показать разрушительное воздействие автотранспорта на окружающую среду в целом, на отдельные ее компоненты, в том числе на здоровье человека, и рассмотреть мероприятия по улучшению экологических показателей.
Задачи курсовой работы:
- изучить описать какое влияние автотранспорт оказывает на почву;
- рассмотреть какое влияние оказывает автотранспорт на атмосферный воздух;
- раскрыть влияние автотранспорта на водную среду;
- раскрыть влиянияна окружающую среду автостоянок и гаражей.
Объектом исследования является – автомобильный транспорт как источник загрязнения окружающей среды.
Предмет исследования – изучение мероприятий по улучшению экологических показателей воздействийавтомобильного транспорта на окружающею среду.
Методы исследования. Системный подход, предусматривающий рассмотрение всех вопросов экологии во взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой.
Теоретической и методической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области технической эксплуатации автотранспортных средств, экосистемы города, экономики природопользования и охраны окружающей среды.
Практическая значимость. В работе рассмотрены фундаментальные проблемы, связанные с экологическими последствиями загрязнения окружающей среды автотранспортом. На основе результатов теоретических исследований предложены рекомендации по предотвращению загрязнения окружающей среды.
1 ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ПОЧВУ
Автомобильный транспорт наиболее агрессивен в сравнении с другими видами транспорта по отношению к окружающей среде. Он является мощным источником ее химического (поставляет в окружающую среду громадное количество ядовитых веществ), шумового и механического загрязнения. Следует подчеркнуть, что с увеличением автомобильного парка уровень вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду интенсивно возрастает. Так, если в начале 70-х годов ученые-гигиенисты определили долю загрязнений, вносимых в атмосферу автомобильным транспортом, в среднем равной 13%, то в настоящее время она достигла уже 50% и продолжает расти. А для городов и промышленных центров доля автотранспорта в общем объеме загрязнений значительно выше и доходит до 60% и более, что создает серьезную экологическую проблему, сопровождающую урбанизацию[1].
Увеличение числа автомобилей в городских условиях приводит к деградации почв, особенно в местах, расположенных вблизи автострад с высокой интенсивностью движения, так как основная масса загрязнений аккумулируется в почвах. Оценка изменений, происходящих в активно функционирующем микробиологическом сообществе естественной экосистемы почвы под влиянием выбросов автотранспорта, является важной задачей сохранения ее гомеостаза. Нормальное функционирование естественной экосистемы почвы и ее гомеостаз в значительной степени зависят от деятельности синтрофных ассоциаций микроорганизмов, которые составляют около 85 % почвенной биоты [2]. Синтрофные группы микроорганизмов быстрее и полноценнее усваивают субстрат по сравнению с отдельной популяцией, входящей в их состав. В естественной почве микробиологическое сообщество, структура которого определяется типом почвы, способно активно участвовать в процессах деструкции, синтеза органического вещества и формирования плодородного слоя почвы, обеспечивая устойчивость почвенной системы [3].
Изменение состава и численности микрофлоры в почвенной экосистеме зависит от концентрации в ее составе токсикантов, среди которых высокотоксичными являются тяжелые металлы: Pb, Cd, As, Hg [4]. Действие токсических веществ на биоту, в том числе и микрофлору, проявляется в ингибировании ферментативной активности, приводящей к нарушению основных метаболических процессов: синтеза белка, проницаемости клеточных мембран, дыхания, азотфиксации.
Для городских почв характерно загрязнение токсичными веществами, т. к. большинство техногенных выбросов в городскую среду аккумулируется в поверхностном слое почвы.
Почва в силу своей специфики является средой, депонирующей загрязняющие вещества и во многом определяющей устойчивость экосистемы к негативному антропогенному воздействию. Постепенное депонирование поллютантов ведет к изменению физико-химических свойств субстрата [5]. Деградации почвенного покрова во всем мире особенно способствует загрязнение тяжелыми металлами, входящими в группу приоритетных загрязняющих веществ [6]. Почва является основной средой, в которую попадают тяжелые металлы в т. ч. из атмосферного воздуха и водной среды. В отличие от других компонентов природной среды почва не только геохимически аккумулирует компоненты загрязнений, но и выступает как природный буфер, контролирующий перенос химических элементов и их соединений в атмосферу, гидросферу и живое вещество. Она же служит источником вторичного загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха, грунтовых и поверхностных вод. Из почвы тяжелые металлы усваиваются растениями и почвенной биотой [7].
Насыпи шоссейных и железных дорог постепенно трансформируют природные комплексы, расположенные вблизи них. Так, на многие тысячи километров вдоль дорог располагаются заболоченные участки шириной от нескольких метров до десятков и даже сотен метров. Придорожные заболоченные полосы обусловлены подпруживанием склоновых поверхностных и грунтовых вод. Высокие дорожные насыпи могут воздействовать и на микроклиматические условия. Пересекая полузамкнутые котловины, они задерживают в них холодные воздушные массы. В результате в котловинах температуры приземных слоев воздуха становятся ниже, чаще возникают заморозки.
Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств, и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения, которое, вероятно, откажется от автомобилей в их современном виде, транспортное загрязнение почвы останется тяжелым наследием прошлого. Не исключено, что при ликвидации построенных дорог загрязненную неокислив-шимися металлами почву придется убирать с поверхности.
Частицы свинца и серы, выделяемые транспортными средствами, накапливаются в больших количествах в верхних слоях почвы. Отсюда они попадают в растения. Поэтому вблизи дорог нельзя заготавливать сено, собирать грибы и ягоды, пасти скот. Особенно опасна в геохимическом отношении придорожная полоса шириной до 200 м вдоль наиболее напряжённых магистралей.
Отметим, что в ряде стран Европы и в нашей стране неоднократно отмечались случаи отравления детей молоком, которое было получено от коров, выпасаемых вблизи дорог. Кроме того, воздух вблизи автодорог и, следовательно, почва и растения загрязнены пылью, состоящей из частиц асфальта, резины и металла. Действующие нормативные документы требуют пока сбора и очистки стоков только в городах и водоохранных зонах. Учет транспортного загрязнения почвы и водоемов на территории, прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог
1 и 2-го экологического класса для оценки состава загрязнения почвы сельскохозяйственных земель, а также для проектирования очистки дорожных стоков.
2 ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
Как было ранее отмечено, автотранспорт является одним из главных источников поступления загрязняющих веществ в атмосферу города, опережая по количеству выбросов любое промышленное предприятие нашего города.