ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старокульшариповская средняя общеобразовательная школа» Асекеевского района Оренбургской области Муниципальный этап областного конкурса «Время читать!» « МАСТЕР ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОВ » В неклассное мероприятие, посвященное 140-летию со дня рождения уральского писателя Бажова П. П. Автор: К алимова Гульфия Ягфаровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Старокульшариповская СОШ с. Старокульшарипово 2019 год |
«МАСТЕР ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОВ»
Для учащихся 4-6 классов
Цель. Способствовать формированию убеждения о важности, значимости книги и чтения в жизни каждого человека. Повышение интереса юных читателей к книге, к чтению.
Задачи.
- Расширить читательский кругозор учащихся.
- Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.
- Развивать творческие способности учащихся, эмоциональную сферу ребёнка через театральные постановки.
- Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.
Оформление:
портрет П.П.Бажова; выставка книг П.П.Бажова, иллюстрации к сказам писателя.
Музыкальное оформление:
1. Песня из мультфильма «Малахитовая шкатулка»
2. Фонограмма песни “Земля Бажова” (муз. С.Сиротина, сл.В.Радкевича).
3. Фонограмма пьесы “Вечер в горах” Э.Грига.
Мультимедийное сопровождение.
1. Презентация слайдов в программе Microsoft PowerPoint;
- «Мастер волшебных сказов»
- « Необычные памятники Москвы»
2. Видеоролик «Природный парк «Бажовские места»
3. Видеоролик «По страницам сказов Бажова»
Ход мероприятия
Звучит фонограмма песни “Земля Бажова” (муз. С.Сиротина, сл.В.Радкевича).
(Приложение 1)
Эпиграф
И какое это для всех счастье,
что у нас есть Павел Бажов!
Д. Нагишкин
Здравствуйте, дорогие ребята! В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Это был Павел Петрович Бажов. Вот он – то и рассказал миру об уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.
На Урале, что ни слово,
Что ни речь – то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Должен знать стар и млад!
Сегодняшнее наше мероприятие под названием «Мастер волшебных сказов» посвящено замечательному уральскому писателю Павлу Петровичу Бажову. В этом году 27 января мы отметили его юбилей — 140 лет со дня рождения. Сегодня мы с вами познакомимся с его жизнью и творчеством, полистаем его знаменитый сборник сказов «Малахитовая шкатулка», посмотрим сценарий, совершим небольшие экскурсии и многое — многое интересное. (Приложение 2. Презентация «Мастер волшебных сказов»)
Фамилия Бажов происходит от уральского диалектного слова «бажить» -ворожить, предвещать. Об этом же корне напоминает уличное мальчишечье прозвище будущего писателя — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. А позже Демьян Бедный назвал Бажова «колдун уральский бородатый»
Колдун уральский бородатый
Бажов дарит нам новый сказ.
В нем слово каждое лучится,
Его направленность мудра,
Найдут чему здесь поучиться
Любого мастера дела.
(Демьян Бедный)
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в городе Сысерти (Сысертский Завод) на Урале, в семье заводского мастера металлургического завода. Родители, да и дед с бабкой много нужды и горя в жизни хлебнули, а парнишку берегли, даже за шалости не наказывали. Его отец, Петр Васильевич, работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером. Мать будущего писателя, Августа Стефановна, была кружевницей, и это ремесло рукодельницы было большим подспорьем в семье.
Детство прошло среди горнорабочих и старателей. Еще мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Старатели вели рассказы о Малахитнице — хозяйке всех подземных сокровищ, которую в народе уважительно называли «Сама», о других волшебных существах, живших под землей, в горах.
Когда пришло время учиться, отдали его в трёхлетнюю земскую школу. Павел Петрович всегда тянулся к знаниям, был очень любознательным. Он с нетерпением ждал каникул, чтобы прибежать к дедушке Хмелинину (сторожу завода) и послушать его сказы. А этих сказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество. В тихие вечерние часы заводской сторож, хранитель горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Пoлозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы, что охраняют богатства уральских недр.
Рос, духовно формировался Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках, о бунтах против жестоких хозяев. Позднее П. П. Бажов говорил: «Запас образов и сюжетов уральского рабочего творчества у меня был с детских лет...»
С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей - старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна.
Ценой многих лишений постарались родители будущего писателя дать своему единственному сыну образование, вывести его «в люди». Бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии, поскольку в гимназии учиться было очень дорого, Пашу отдали в Екатеринбургское духовное училище ( в нем была самая низкая плата за обучение). Здесь он обучался с 1889 по 1893 годы. В училище ему повезло с учителем словесности. Тот сам любил русскую литературу и передал эту любовь своим ученикам. Десятилетний Бажов знал наизусть весь школьный сборник стихов Н.А. Некрасова.
После окончания училища, в 14 лет Павел Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался шесть лет (1893–1899).
Получив образование, он в 1899 году стал народным учителем в глухой уральской деревушке, работал в Екатеринбурге и Камышлове. Почти 15 лет (до 1917 года) преподавал русский язык. Павел Бажов всегда интересовался историей своего родного края, сказками и легендами, которые рассказывали старики. Поэтому он каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по родному краю, по Уралу, Сибири, Алтаю, беседовал с простыми людьми, смотрел, как они живут, пытливо изучал труд камнерезов, сталеваров, оружейников и многих других уральских мастеров.
Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. Во время своих странствий в свою записную книжку постоянно заносил словечки и речевые обороты, передающие характерные черты быта, психологии уральских горнозаводских рабочих. Собирал для себя «узелки на память» — народное устное творчество, фольклор. А потом обо всем этом он рассказал в своих сказах.
Он раздвинул железные скалы.
Глянул в душу дремучих лесов.
И оправлены в мудрые сказы
Самоцветы немеркнущих слов.
Взял цветы на таинственном камне,
Что невидимы нам до поры,
И устлал к нам тропу лепестками,
Пред Хозяйкою Медной горы.
В середине 1930-х годов он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка» (за этот сборник он получил Государственную премию СССР, 1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».
Павел Петрович пережил Великую Отечественную войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы «Малахитовой шкатулки» во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу.
Сборник «Малахитовая шкатулка» объединил поначалу 14 произведений. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 сказов.
Павел Бажов говорил, что в основе его сказов — «быль с элементами сказочного».
Сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальных событий, но с элементами фантастики. Сказы Бажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои сказов — крепостные люди, уральские рабочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы и вдохновенно талантливы.
Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.
- А вы читали сказы Бажова? Какие именно? Перечислите, пожалуйста. Давайте вспомним героев знаменитых сказов.
Данило-мастер, его сын Митрий стараются сделать такой красоты вещи, «чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Такие мастера по душе Хозяйке Медной горы. И другие чудесные персонажи — Огневушка-поскакушка, бабка Синюшка, Великий Полоз, козлик Серебряное копытце — живут рядом с уральскими мастерами, участвуют в их судьбе.
- А теперь полистаем страницы сборника сказов Бажова «Малахитовая шкатулка». (Приложение 3. Видеоролик «По страницам сборника сказов «Малахитовая шкатулка»)
- А вы читали те сказы, которые были показаны? (Ответы детей). Нет? Не все? Тогда на досуге прочитаете.
- Эти сказы принесли их автору заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая. Даже в нашей Оренбургской области в Оренбургском районе в селе Южный Урал есть улица, названная в честь уральского сказочника — улица Бажова. На ВВЦ есть фонтан «Каменный цветок». По сказам Бажова снято несколько мультфильмов, есть пьеса «Серебряное копытце», опера Кирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».
Павел Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу. В 1944 году книга «Малахитовая шкатулка» переведена на английский язык и вышла в Лондоне и Нью — Йорке, потом в Праге, в 1947 — в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего на 100 языков мира.
В 1950 году Павла Петровича не стало. Похоронили писателя на высоком холме на Ивановском кладбище в Екатеринбурге. Остались у Бажова дочери, внуки и правнуки.
- Кто из вас читал сказ «Золотой волос»? Тогда давайте посмотрим инсценировку этого сказа.
Действующие лица.
Сказительница (автор)
Айлып — башкирский охотник
Лиса.
Старушонка.
Золотой Волос.
1 действие.
Сказительница (сидит в специально сколоченном окне в русской национальной одежде). Было это в давних годах. Был, сказывают, в башкирах охотник один, Айлыпом прозывался. Удалее его не было. Медведя с одной стрелы бил, сохатого за рога схватит да через себя бросит - тут зверю и конец. Про волков и протча говорить не осталось. Ни один не уйдет - лишь бы Айлып его увидал.
(Выходит Айлып- охотник, с луком и стрелами, на «коне», смотрит по сторонам, как будто преследует зверя)).
Вот раз едет этот Айлып на своем коне по открытому месту и видит - лисичка бежит. (Выбегает Лиса). Для такого охотника лиса - добыча малая.
Айлып. Дай позабавлюсь, плеткой пришибу.
(Собирается догнать Лису, не получается. Хочет стрелу пустить, а Лисички как не бывало.)
Айлып. Эх, упустил! Ну что? Ушла, так ушла, ее счастье.
(Появляется Лиса, потявкивает. Поднимает Айлып стрелу, хочет пустить — Лиса исчезает. Так повторяется несколько раз).
Айлып. Погоди, рыжая! Достану я тебя! (Айлып слезает с «коня»)
Сказительница. Айлып слез с коня да за лисичкой пешком, а удачи все нет. Тут она, близко, а стрелу пустить не может. Отступиться тоже неохота. Ну как - этакий охотник, а лису забить не сумел! Так-то и зашел Айлып вовсе в неведомое место. Заблудился он. И лисички не стало. Искал, искал — нет.