ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
100 высот отечественной гражданской авиации
Первые применения самолетов в мирных целях в 1918-1922 гг.
Во время Гражданской войны весной 1918 г. в составе Управления воздушного флота был создан отдел по применению авиации в народном хозяйстве. Отдел начал подготовку к открытию воздушной линии Петроград Москва. Летчик Н.И.Петров с механиком Шнором и грузом почты на борту на самолете «Сопвич» весной 1918 г. выполнил по этой трассе пробный полет, преодолев около 600 км за 4 часа 10 минут.
Рассматривалась также возможность организации международной воздушной почтово-пассажирской линии Петроград Стокгольм. Были проведены первые опытные аэрофотосъемки земель в районах Курска, Казани, Котласа общей площадью более 800 кв. км. Правительство приняло постановление об отпуске средств для научной полярной воздушной экспедиции по исследованию Северного Ледовитого океана и разведке Северного морского пути. Выдвигались и другие варианты применения авиации в мирных целях, но гражданская война и иностранная военная интервенция помешали осуществлению этих целей.
В конце гражданской войны самолеты стали всё чаще применяться в качестве транспортного средства. Весной 1920 г. выполнялись полеты по линии Смоленск – Гжатск - Москва для перевозки почты и пассажиров и единичные полеты по маршруту Сарапул Екатеринбург. Пробный полет на самолете «Илья Муромец» выполнил 2 сентября 1920 г. А.В.Панкратьев с группой учеников-летчиков Дивизиона воздушных кораблей.
Приказом по Военно-воздушному флоту № 51 от 31 октября 1918 года Гатчинская Народно-Социалистическая авиационная школа переименована в Егорьевскую школу авиации Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота РСФСР и стала готовить первых Красных военных летчиков и авиамотористов.
В настоящее время правопреемником авиашколы является Егорьевский авиационный технический колледж имени В.П.Чкалова – филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации.
17 января 1921 г. был подписан декрет Совета Народных Комиссаров «О воздушных передвижениях», в котором устанавливались правила воздушных передвижений в воздушном пространстве над территорией РСФСР и ее территориальными водами. Готовил документ известный юрист И.С.Перетерский. Этот документ обеспечил правовой фундамент для развития гражданской авиации в нашей стране,были
определены порядок и условия по использованию авиации, система руководства в воздухе и на земле. Декрет также устанавливал чёткий порядок полётов иностранных самолётов над территорией нашего государства.
Кроме того, Главвоздухфлот издал еще ряд важных постановлений: об испытаниях на звание гражданских пилотов, о выдаче удостоверений на пригодность самолета к полетам, о нанесении на воздушные суда государственных регистрационных и опознавательных знаков и др.
1 мая 1921 г. по инициативе и под надзором Штаба Военно-воздушного флота начала работать почтово-пассажирская воздушная линия Москва-Харьков – «для срочных правительственных сообщений и экстренных перевозок лиц, следующих по особо важным военным и государственным делам». Два отряда самолетов «Илья Муромец» (по три самолета в отряде) обслуживали участки Харьков-Орел и Москва-Орел. В Орле производился обмен грузом и пассажирами. На случай промежуточных посадок были организованы кроме Орла аэродромы в Туле и Курске. Первый вылет из Москвы выполнил 1 мая 1921 г. летчик А.К.Туманский с фельдъегерем В.Л.Плотниковым и спецпочтой. Ему навстречу из Харькова с грузом спецпочты вылетел летчик Насонов. Несмотря на изношенность используемого самолетного парка линия работала и с 1 мая по 10 октября 1921 года за 43 рейса было перевезено 60 пассажиров и более 2 тонн груза. Полеты прекратили в ноябре 1921 г. по причине крайнего износа самолетов и моторов.
25 июня 1921 г. в Москве открылся I-й Всероссийский съезд работников воздушного флота. На съезде присутствовали сотни делегатов от различных авиационных организаций страны.
В конце ноября 1921 г. было создано Германо-Русское общество воздушных сообщений «Дерулюфт»для воздушной связи Москвы с Берлином. Организована воздушная линия Москва-Кенигсберг с промежуточными авиастанциями в Смоленске и Ковно. Были закуплены шестиместные пассажирские самолеты Фоккер F.III, получившие международные опознавательные знаки RR (Российская Республика). Кроме того, на бортах фюзеляжа были нанесены гербы РСФСР и надписи «Собственность Рос.Социал. Фед.Сов.Республики». Первый самолет RR 1 прилетел вечером 30 апреля 1922 г. в Москву из Амстердама с посадками в Берлине, Кенигсберге, Ковно и Смоленске, а 1 мая состоялось торжественное официальное открытие международной воздушной линии. В Москве был открыт первый в РСФСР аэропорт – Центральный аэродром. 2 мая прибыла первая дипломатическая почта из Берлина. К концу 1922 года самолетный парк авиалинии включал 10 новых самолетов Фоккер F.III. На линии работали пять немецких и два российских пилота - И.Ф.Воедило и В.Л.Мельников. С 1 мая по 1 ноября 1922 г. самолеты авиалинии совершили 100 рейсов, перевези 1047 кг почты и 338 пассажиров. В ноябре-декабре вне расписания было выполнено еще 18 полетов и перевезено 33 человека.
В мае 1922 года в Москве учреждено товарищество «Научно-экспериментальная станция Авиакультура» для проведения опытов по применению авиации в народном хозяйстве – борьбе с вредителями в сельском хозяйстве методами опыления ядохимикатами, аэрофотосъемке, организации гражданских воздушных линий и пропагандистской деятельности. И первая коммерческая воздушная линия Москва - Нижний Новгород по обслуживанию Нижегородской ярмарки открылась 1 августа этого же года и работала по 25 сентября. На линию прибыли немецкие Юнкерсы Ю-13. с немецкими экипажами и опознавательными знаками D 194, D 202, D 205 (пилоты Ютербок, Готэ, Бауэрхин). К сведению цена на авиабилет в один конец была 150 миллионов рублей(!). Такие были тогда деньги! Для сравнения доставка пассажира в Нижнем от аэродрома к Главному Дому ярмарки на автомобиле стоила 5 миллионов рублей.
Всего Юнкерсы выполнили 57 полетов между Москвой и Нижним Новгородом, перевезли 209 пассажиров и 2633 кг грузов, в основном, газет.
После образования СССР в декабре 1922 г. потребность в воздушных перевозках значительно возросла в связи с необходимостью установления быстрой связи с отдаленными от центра населенными пунктами Средней Азии, Закавказья, Дальнего Востока. Для руководства этой работой 1 декабря 1922 г. учреждается Инспекция гражданского воздушного флота при Главвоздухфлоте, ставшая организационной основой гражданской авиации России. Главным инспектором ГВФ назначен И.С.Перетерский.
Отечественная гражданская авиация 1923-2023 гг.
1923
9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР ( СТО) принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Постановление СТО об организации Совета законодательно закрепило гражданскую авиацию в качестве самостоятельной отрасли народного хозяйства страны. 9 февраля 1923 г. стало официальной датой рождения Гражданской авиации СССР.
В Совет по гражданской авиации входили представители Главного управления воздушного флота, Высшего Совета Народного Хозяйства, Народного Комиссариата путей сообщения и Народного Комиссариата иностранных дел. Он приступил к работе 7 марта 1923 г. В сферу его деятельности входили надзор за гражданской авиацией в стране и руководство ее развитием. Первым председателем был назначен начальник Главоздухфлота А.А.Знаменский.
Совет по гражданской авиации при участии ученых и инженеров наметил перспективы развития воздушных линий: создание общественных организаций для
сбора средств и пропаганды авиации; создание первых республиканских производственных коммерческих предприятий воздушного флота; открытие на территории СССР воздушной линии германской авиационной компанией «Юнкерс»; развитие деятельности русско-германского общества международных воздушных сообщений «Дерулюфт»; разработка и принятие документов, направленных на создание материально-технической и эксплуатационной базы гражданской авиации и регламентирующих ее деятельность.
Составной частью плана становления гражданской авиации, разработанного Советом по гражданской авиации, было создание общественных организаций для сбора средств и пропаганды авиации. 8 марта 1923 г. была создана крупная общественная организация «Общество друзей воздушного флота» (ОДВФ). В Совет ОДВФ вошли видные деятели Советского правительства и Красной Армии, ученые, авиационные специалисты. Такие же общества были созданы на Украине, в Белоруссии, Закавказских Республиках, Татарии, Башкирии и других регионах.
17 марта 1923 г. в Москве было проведено собрание учредителей Акционерного общества «Российское общество добровольного воздушного флота» - «Добролет». Если «Авиакультура» создавалась как частное товарищество, то «Добролет» - акционерное общество, в котором контрольный пакет акций принадлежит государству. Контроль деятельности общества осуществлялся Советом по гражданской авиации. Был утвержден Устав общества, выпущены акции, которые распространялись среди организаций и частных лиц. Массированная реклама в СМИ, организация демонстрационных полетов по всей стране и порой добровольно-принудительное привлечение крупных организаций к приобретению акций сделали свое дело.
В конце марта этого же года по образу и подобию «Добролета» в пределах Украинской ССР было создано «Украинское акционерное общество воздушных сообщений» - «Укрвоздухпуть» (26 марта), а в Закавказской ССР (Грузия и Азербайджан) – Акционерное общество «Закавиа» (28 марта). Отличались первые авиакомпании самолетно-моторным парком: «Добролет» приобрел самолеты Юнкерс Ю-13 (в том числе те, что летали на Нижегородской ярмарке в 1922 году), получившие названия «Моссовет», «Промбанк», «Червонец», «ВСНХ», «ОДВФ», «Красный камвольщик», «Правда» и «Наука», в «Заквавиа» тоже летали на Юнкерсах, а «Укрвоздухпуть» остановил свой выбор на Дорнье Комета II, близкой по характеристикам, но дешевле по стоимости. Опознавательные знаки на самолетах «Укрвоздухпути» начинались с букв RRU, а наименования были такими – «Донец-железнодорожник», «Украина (ОАВУК)», «Харьковский металлист», «Красный химик», «Харьковский пролетарий», «Внешторг».
Надо сказать, что уже в мае 1923 г. Совет по гражданской авиации поддержал предложение профессора Н.А.Рынина по организации воздушного сообщения Петроград-Владивосток. Специально созданным комитетом был подготовлен первый в нашей стране научно-обоснованный проект воздушных сообщений, но по ряду объективных причин воплотился в жизнь он значительно позже.
В августе 1923 года уже «Добролет» обслуживал Нижегородскую ярмарку. Экипажи были сначала полностью немецкими, но в процессе совместных полетов были обучены 6 российских пилотов.
19 октября 1923 г. правительством был утверждён первый документ
на перспективу развития гражданской авиации до 1926 г. «План развития воздушных линий в СССР», ориентированный на использование авиации
в районах с недостаточно развитым наземным и водным транспортом.
1924
Первый советский пассажирский самолет – деревянный подкосный моноплан АК-1, спроектированный в ЦАГИ (В.Л.Александров, В.В.Калинин, А.М.Черемухин) и построенный на Московском авиазаводе № 5, выполнил первый полет 8 февраля 1924 г. За штурвалом – пилот А.И.Томашевский. Число пассажиров было невелико – всего 2, но, лиха беда – начало! С июля этого же года самолет, переданный в «Добролет» и получивший наименование «Латышский стрелок», начал работать на линии Москва-Нижний Новгород-Казань.
Весной 1924 г. «Добролет» начал освоение Средней Азии – полеты в Ташкент, Алма-Ату, Каган, Хиву, Душанбе. Немецкая фирма «Юнкерс» по договору с Правительством СССР выполняла полеты из Москвы через Баку в Тегеран (Энзели).
Первая в СССР гидролиния Севастополь-Ялта была организована в 1924 г. 20 сентября начались полеты на поплавковом Ю-13 «Промбанк».
1925
21 февраля 1925 года Инспекцией ГВФ были утверждены Правила полетов, общие для всех работающих в СССР авиаперевозчиков. АО «Закавиа» было расформировано и вошло в состав «Укрвоздухпути».
Перелет Москва-Пекин-Токио состоялся 10 июня – 13 июля 1925 г. В нем участвовали военные самолеты два Р-1 и Р-2 и пассажирские самолеты - два Ю-13 «Правда» и «Красный камвольщик» и АК-1 «Латышский стрелок».
Ju 13 R-RDAP: летчик И. К. Поляков, механик И. В. Михеев.
Ju 13 R-RDAO: летчик Н. И. Найдёнов, механик В. В. Осипов.
АК-1 R-RDAX: летчик А. И. Томашевский, механик В. П. Камышев.
Постановлением