Файл: Я зык и речь Учебное задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 551

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принуждение (борьба, соперничество)

При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. В этом случае складывается ситуация «кто кого». Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива.

Уход от конфликта

Существует два варианта проявления этой стратегии: один - когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации; другой - когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

Уступка

Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Компромисс

Эта стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне.

Сотрудничество

Эта стратегия характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Учебное задание 8

Выберите из списка разные принципы эффективного делового общения, описанные в тексте, и установите соответствие между ними и точками зрения.

Точка зрения 1

Точка зрения 2

Другое

Бесперебойность деловых коммуникаций

Стандарт краткости и простоты в разных коммуникативных ситуациях

Конфиденциальность

Пунктуальность сотрудников

Экстравагантный внешний вид сотрудников

Дискретность деловых коммуникаций

Меркантильность подчинённых

Условия для протекции сотрудников


Тема 5. Виды и способы речевого взаимодействия: техники диалога и основы полемического мастерства

Беседа как вид делового взаимодействия

Какая последовательность основных этапов деловой беседы является правильной?

начало беседы – комментирование – отзывы на комментарии – завершение беседы

начало беседы – информирование – аргументирование выдвигаемых положений – принятие решения – завершение беседы верно

начало беседы – убеждение – аргументирование выдвигаемых положений – завершение беседы

Какую задачу не ставит перед собой начало беседы?

привлечь внимание к теме разговора

установить контакт с собеседником

стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий верно

создать благоприятную атмосферу для беседы

пробудить интерес собеседника

Какую задачу не ставит перед собой завершение беседы?

обеспечение благоприятной атмосферы

формулирование итога беседы с четко выраженным основным выводом, понятным всем присутствующим

достижение цели

стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий

пробуждение интереса собеседника верно

Установите соответствие между типом собеседника и его характеристикой.

Самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый. С таким собеседником можно спокойно провести беседу и подвести ее итоги. По отношению к нему нужно занять следующую позицию: вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопросов; следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с его позитивным подходом; в спорных и трудных случаях искать поддержку у собеседников этого типа.

Позитивный человек

Этот собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. Он нетерпелив, несдержан и возбужден. По отношению к нему следует вести себя следующим образом: обсудить с ним спорные моменты (если они известны) до начала беседы; всегда оставаться хладнокровным; когда есть возможность, предоставлять другим опровергать его утверждения, а затем отклонять их; следить за тем, чтобы (по возможности) при принятии решения учитывались его предложения; привлечь его на свою сторону; беседовать с ним в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции; в экстремальных случаях настоять на том, чтобы беседа была приостановлена, а позднее, когда атмосфера станет менее напряженной, продолжить ее; за столом или в помещении поместить его в «мертвый угол».

Вздорный человек

Этот человек думает, что все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение. Он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться следующих правил: посадить его рядом с позитивным собеседником или с собой; время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться; дать ему возможность сформулировать промежуточные заключения; при незначительных и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выразить свою точку зрения; иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые ответить можете только вы.

Всезнайка

Этот собеседник часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время. К нему относиться нужно так: как и «всезнайку», посадить поближе к позитивному собеседнику или к авторитетной личности; когда он начнет отклоняться от темы, его нужно тактично остановить и спросить, в чем он видит связь с предметом беседы.

Болтун

Для этого типа собеседника характерна неуверенность в себе. Он охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно: задавать ему несложные информативные вопросы; обращаться к нему с предложением пояснить свое замечание; помогать ему формулировать мысли; решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес; обращаться к нему приблизительно так: «Все бы хотели услышать и ваше мнение»; специально благодарить его за любой вклад в беседу, но делать это следует тактично.

Трусишка

Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее: все его вопросы, относящиеся к теме беседы, задавать всем собеседникам, а если он один, то переадресовывать вопрос ему самому; на вопросы информационного характера отвечать сразу; без промедления признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.

Почемучка


Полемические виды деловой коммуникации

Какому виду спора соответствует следующая характеристика: «Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему, заинтересованными в её решении. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходиться отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план»?

спору ради спора

спору из-за истины верно

спору для убеждения кого-либо

спору для победы

Какому из видов уловок в споре соответствует следующая ситуация: спорщик видит, что его тезис «Все люди трусливы» доказать не удается, тогда он заявляет, что он имел в виду не всех людей, а большинство?

отступление от задачи спора

лживые доводы

мнимые доказательства

приемы непоследовательности

отступление от тезиса верно

Установите соответствие между типом спора и его характеристикой.

Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать.

спор ради спора

Этим спорщикам очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных.

спор ради победы

Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден.

спор для убеждения

Спорящий уверяет потому, что так “надо” по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств. Сам он верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

спор ради истины


Установите соответствие между одним из принципов ведения спора и вариантом его нарушения.

принцип равной безопасности

спорящий позволяет себе оскорбление, унижение личности собеседника

принцип децентрической направленности

спорящий ориентируется в высказываниях только на личные интересы

принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано

спорящий намеренно искажает мысль собеседника в ответной реплике

Культура ведения дискуссии

Какого из типов стратегий ведения дискуссии не существует?

поиск общей зоны решения

разделение сложной проблемы на отдельные составляющие

формирование пакета предложений

сопоставление позиций партнеров верно

постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов

Какая из предложенных цепочек описывает главные части структуры дискуссии?

обращение – обозначение темы – повествование – описание – доказательство – опровержение – воззвание

вступление – основная часть – кульминация – заключение верно

зачин – аргументация – кульминация – ответ – финал

Какой из советов ведущему дискуссии несправедлив?

следите за тем, чтобы каждый из присутствующих имел возможность высказаться

сдерживайте участников, не давая говорить всем одновременно

вмешивайтесь и более жестко руководите дискуссией, когда атмосфера накаляется или обсуждение зашло в тупик


сосредоточьте участников на конкретно обсуждаемом вопросе

не позволяйте никому вступать в диалог без вашего разрешения

делитесь своими соображениями и предлагайте свои оценки ситуации верно

Какое качество не должно быть свойственно ведущему дискуссии?

беспристрастность, чтобы помочь участникам дискуссии достигнуть общей цели

гибкость в поведении и способность адаптироваться к аудитории

четкое представление обсуждаемой темы

деликатность и скромность в обращении с аудиторией верно

Установите соответствие между типом вопроса и его характеристикой.

Риторический вопрос

Они обеспечивают молчаливое согласие участников беседы с нашим мнением, т.е. поддержку.

Ускоряющий вопрос

Вынуждают собеседника форсировать аргументацию своего мнения. Однако здесь кроется опасность: у собеседника может сложиться впечатление, будто его допрашивают.

Уточняющий вопрос

Пользуйтесь этими вопросами, когда вам нужны дополнительные сведения или вы хотите выявить истинные мотивы стороны.

Блокирующий вопрос

Если вопросы сформулированы достаточно искусно, то они подталкивают мысль только в одном направлении, блокируя возможные альтернативы.

Учебное задание 9

Ситуация 1

Продавец-консультант Иванова А.А. работает в парфюмерном магазине один год. За время работы ей удалось в достаточной мере освоить ассортимент, установить доброжелательные отношения с коллективом. По характеру она спокойная, уравновешенная. К работе относится ответственно, проявляет желание работать в магазине. С большим увлечением занимается расстановкой продукции в торговом зале, поддерживает чистоту и порядок в нем. Однако в общении с покупателями инициативы не проявляет. Реагирует на вопросы, просьбы о помощи в выборе парфюмерной продукции, но старается свести это общение к минимуму. Потенциальные покупатели часто остаются без внимания продавца-консультанта и уходят.