Файл: Предмет и понятие психологического исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел 1 Предмет и понятие психологического исследования

1. Методы диагностики на разных возрастных этапах, классификация методов.

Этапы психологического исследования

Основные этапы психологического исследования представляют собой уточнение, спецификацию основных этапов практически любого исследования в рамках естественно - научной парадигмы. Универсальность данной схемы обеспечивает единообразие методологии исследовательских программ в разнообразнейших отраслях психологии.

Выделяются следующие этапы исследования психических феноменов:

1 Постановка проблемы или изучение состояния уже сформулированной проблемы, выбор объекта и предмета исследования.

2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции (построение модели интересующего явления). Выдвижение гипотез.

3. Планирование исследования –

- определение целей и задач исследования

- определение экспериментальных планов;

- выбор методов и методик исследования;

- определение математических методов обработки данных и др.

4. Сбор данных. В теоретическом исследовании поиск и отбор фактов, их систематизация, описание гипотез под новым углом.

5. Обработка данных.

6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Стандартизированное наблюдение

Наблюдение - это целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта, на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления (проявления поведения личности, коллектива, отдельные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности и т. п.).


Рисунок1 - Виды наблюдений

В стандартизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он знает какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку скрытых диагностических переменных. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.


Специфика метода наблюдения

1. Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта,

2. Пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения,

3. Сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

Специфика метода эксперимента

Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры измерения и наблюдения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.

Особенности эксперимента:

1) инициатива экспериментатора в появлении интересующих его психологических фактов;

2) возможность варьирования условий возникновения и развития этих явлений;

3) строгий контроль и фиксация условий и процесса их протекания;

4) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, дает возможность выявления закономерностей их существования;

5) возможность повторения условий эксперимента позволяет многократную проверку получаемых научных данных и их накопление, что значительно повышает их надежность;

6) варьирование условий предполагает не только присутствие или отсутствие каких-то элементов экспериментальной ситуации, но и их количественные изменения, что позволяет выявленные закономерности представлял в строгих количественных выражениях.

Типы экспериментов

1. Констатирующий эксперимент. Он проводится в самом начале и призван прояснить так называемый нулевой уровень, т.е., исходные характеристики испытуемых до начала воздействий по формированию. Кстати, здесь сразу возникает проблема равноценности контрольной экспериментальной групп. По основным параметрам психи­ки, которые подвергнуться изменениям в ходе формирующего эксперимента, испытуемые этих групп должны быть абсолютно или приблизительно одинаковыми или хотя бы как-то сравнимыми.

2. Формирующий эксперимент. Он состоит из специальной стимуляции, которой подвергается экспериментальная группа. На контрольную группу таких влияний не оказывается

, испытуемые живут и действуют в обычных условиях.

3. Контрольный эксперимент. Он заключается в том, что испытуемые обеих групп подвергаются одним и тем же тестовым испытаниям, с помощью которых выявляются изменения в изучаемых психических проявлениях. Результаты, получение с помощью испытуемых экспериментальной группы, сравнивается с результатами членов контрольной группы и на этом основании делается вывод об эффективности или неэффективности экспериментальных воздействий на те или, иные психические проявления субъекта.
Тема 2. Применение тестирования в психологическом исследовании

Типы тестов

Тест (от англ. – проба, испытание, проверка) – стандартизированная методика психологического измерения и диагностики выраженности психических и поведенческих свойств и состояний личности.

Тесты подразделяются:

- по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты невербальные (практические);

- по формам процедуры обследования – на тесты групповые и индивидуальные;

- по направленности: тесты интеллекта, тесты личности, тесты специальных способностей, тесты достижений, тесты креативности;

- в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений – тесты скорости и тесты результативности;

- по способу реализации – бланковые, манипулятивные, аппаратурные, компьютерные, ситуационно-поведенческие;

- по цели применения выделяют тесты готовности к школе, клинические тесты, тесты профотбора и другие.

- по составу – монометрические и комплексные (тестовые батареи).
Метод беседы и метод интервью.

Беседа – это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Интервью – это целенаправленный опрос.

Требования, обеспечивающие результативность беседы:

1. Сформулировать цель беседы,

2. Составить план (целевые вопросы),

3. Подготовить «поддерживающие» вопросы,

4. Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, кодировка ответов, условные обозначения),

5. Создать благоприятную обстановку (место, время и т.д.),

6. Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия,

7. Уметь владеть собой,

8. Следить за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями и особенностями речи,

9. Фиксировать результаты беседы.

Раздел 2. Исследование познавательных процессов
1.Исследование восприятия.


Методика «Ведущий канал восприятия»

Инструкция: Определите основной канал восприятия следующим образом. Спросите его (или себя), как бы он (вы) хотел(и) провести отпуск (абстрактный отпуск, "отпуск мечты").

А теперь проследите, в какую сторону он (вы) отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.

2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.

3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.



_________________________________________________________________________________
2. Исследование внимания.
Задание 2. Методика «Корректурная проба» А.Г.Иванова-Смоленского

Цель: Изучение работоспособности, переключаемости внимания по корректурным таблицам. Оценить переключаемость внимания, работоспособность в баллах производительности по девятибалльной системе.

Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Ваша задача просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаете, и зачеркивать те из них, которые я вам назову.

Итак, просматривая последовательно слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивайте буквы «К» и обводите букву «А» кружком. Работайте очень внимательно, но в то же время как можно быстрее.

Работать начнете после сигнала “Начали!” Во время работы, когда я скажу слово «черта», на строчке поставьте вертикальную черту в том месте, где вас застанет этот сигнал и, не останавливаясь, продолжайте работу.

По сигналу «Стоп!» следует закончить работу и провести две черты после буквы, просмотренной последней».
Обработка результатов


        1. Подсчитать первичные данные:

N – Общее количество просмотренных знаков

Σ – количество правильно зачёркнутых символов

P – количество пропущенных символов

O – количество ошибочно зачёркнутых символов

n = Σ+P

M = Σ+O

Результаты этой обработки занести в таблицу результатов.
Сводная таблица результатов по сериям (поминутно)




Первичные данные

Показатели внимания




N

Σ

P

O

n

M

T

K

Э

1

























































5




























Всего




























2. Подсчитать показатели внимания

Т (точность работы) = (М-О)*100 / (М+Р)

К (концентрация внимания) = (Σ-О-Р)*100 / (n)

Э (эффективность) = (1-(Р+О) / N)*100
3. Определить: точность работы:

- 0-10% - невозможность выполнения задания

- 11-25% - низкие результаты

- 26-40% - ниже среднего

- 41-60% - средние результаты

- 61-75% - результаты выше среднего

- 76-90% - высокие результаты

- 91-100% - отличные результаты

На основании полученных количественных данных построить графики показателей внимания по минутам и сделать вывод согласно контрольным задачам. Оценить основные типологические свойства возбуждения