ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 1 Предмет и понятие психологического исследования
1. Методы диагностики на разных возрастных этапах, классификация методов.
Этапы психологического исследования
Основные этапы психологического исследования представляют собой уточнение, спецификацию основных этапов практически любого исследования в рамках естественно - научной парадигмы. Универсальность данной схемы обеспечивает единообразие методологии исследовательских программ в разнообразнейших отраслях психологии.
Выделяются следующие этапы исследования психических феноменов:
1 Постановка проблемы или изучение состояния уже сформулированной проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции (построение модели интересующего явления). Выдвижение гипотез.
3. Планирование исследования –
- определение целей и задач исследования
- определение экспериментальных планов;
- выбор методов и методик исследования;
- определение математических методов обработки данных и др.
4. Сбор данных. В теоретическом исследовании поиск и отбор фактов, их систематизация, описание гипотез под новым углом.
5. Обработка данных.
6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Стандартизированное наблюдение
Наблюдение - это целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта, на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления (проявления поведения личности, коллектива, отдельные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности и т. п.).
Рисунок1 - Виды наблюдений
В стандартизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он знает какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку скрытых диагностических переменных. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Специфика метода наблюдения
1. Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта,
2. Пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения,
3. Сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
Специфика метода эксперимента
Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры измерения и наблюдения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.
Особенности эксперимента:
1) инициатива экспериментатора в появлении интересующих его психологических фактов;
2) возможность варьирования условий возникновения и развития этих явлений;
3) строгий контроль и фиксация условий и процесса их протекания;
4) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, дает возможность выявления закономерностей их существования;
5) возможность повторения условий эксперимента позволяет многократную проверку получаемых научных данных и их накопление, что значительно повышает их надежность;
6) варьирование условий предполагает не только присутствие или отсутствие каких-то элементов экспериментальной ситуации, но и их количественные изменения, что позволяет выявленные закономерности представлял в строгих количественных выражениях.
Типы экспериментов
1. Констатирующий эксперимент. Он проводится в самом начале и призван прояснить так называемый нулевой уровень, т.е., исходные характеристики испытуемых до начала воздействий по формированию. Кстати, здесь сразу возникает проблема равноценности контрольной экспериментальной групп. По основным параметрам психики, которые подвергнуться изменениям в ходе формирующего эксперимента, испытуемые этих групп должны быть абсолютно или приблизительно одинаковыми или хотя бы как-то сравнимыми.
2. Формирующий эксперимент. Он состоит из специальной стимуляции, которой подвергается экспериментальная группа. На контрольную группу таких влияний не оказывается
, испытуемые живут и действуют в обычных условиях.
3. Контрольный эксперимент. Он заключается в том, что испытуемые обеих групп подвергаются одним и тем же тестовым испытаниям, с помощью которых выявляются изменения в изучаемых психических проявлениях. Результаты, получение с помощью испытуемых экспериментальной группы, сравнивается с результатами членов контрольной группы и на этом основании делается вывод об эффективности или неэффективности экспериментальных воздействий на те или, иные психические проявления субъекта.
Тема 2. Применение тестирования в психологическом исследовании
Типы тестов
Тест (от англ. – проба, испытание, проверка) – стандартизированная методика психологического измерения и диагностики выраженности психических и поведенческих свойств и состояний личности.
Тесты подразделяются:
- по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты невербальные (практические);
- по формам процедуры обследования – на тесты групповые и индивидуальные;
- по направленности: тесты интеллекта, тесты личности, тесты специальных способностей, тесты достижений, тесты креативности;
- в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений – тесты скорости и тесты результативности;
- по способу реализации – бланковые, манипулятивные, аппаратурные, компьютерные, ситуационно-поведенческие;
- по цели применения выделяют тесты готовности к школе, клинические тесты, тесты профотбора и другие.
- по составу – монометрические и комплексные (тестовые батареи).
Метод беседы и метод интервью.
Беседа – это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Интервью – это целенаправленный опрос.
Требования, обеспечивающие результативность беседы:
1. Сформулировать цель беседы,
2. Составить план (целевые вопросы),
3. Подготовить «поддерживающие» вопросы,
4. Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, кодировка ответов, условные обозначения),
5. Создать благоприятную обстановку (место, время и т.д.),
6. Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия,
7. Уметь владеть собой,
8. Следить за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями и особенностями речи,
9. Фиксировать результаты беседы.
Раздел 2. Исследование познавательных процессов
1.Исследование восприятия.
Методика «Ведущий канал восприятия»
Инструкция: Определите основной канал восприятия следующим образом. Спросите его (или себя), как бы он (вы) хотел(и) провести отпуск (абстрактный отпуск, "отпуск мечты").
А теперь проследите, в какую сторону он (вы) отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).
1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.
2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.
3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.
_________________________________________________________________________________
2. Исследование внимания.
Задание 2. Методика «Корректурная проба» А.Г.Иванова-Смоленского
Цель: Изучение работоспособности, переключаемости внимания по корректурным таблицам. Оценить переключаемость внимания, работоспособность в баллах производительности по девятибалльной системе.
Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Ваша задача просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаете, и зачеркивать те из них, которые я вам назову.
Итак, просматривая последовательно слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивайте буквы «К» и обводите букву «А» кружком. Работайте очень внимательно, но в то же время как можно быстрее.
Работать начнете после сигнала “Начали!” Во время работы, когда я скажу слово «черта», на строчке поставьте вертикальную черту в том месте, где вас застанет этот сигнал и, не останавливаясь, продолжайте работу.
По сигналу «Стоп!» следует закончить работу и провести две черты после буквы, просмотренной последней».
Обработка результатов
-
Подсчитать первичные данные:
N – Общее количество просмотренных знаков
Σ – количество правильно зачёркнутых символов
P – количество пропущенных символов
O – количество ошибочно зачёркнутых символов
n = Σ+P
M = Σ+O
Результаты этой обработки занести в таблицу результатов.
Сводная таблица результатов по сериям (поминутно)
| Первичные данные | Показатели внимания | ||||||||
| N | Σ | P | O | n | M | T | K | Э | |
1 | | | | | | | | | | |
… | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
Всего | | | | | | | | | |
2. Подсчитать показатели внимания
Т (точность работы) = (М-О)*100 / (М+Р)
К (концентрация внимания) = (Σ-О-Р)*100 / (n)
Э (эффективность) = (1-(Р+О) / N)*100
3. Определить: точность работы:
- 0-10% - невозможность выполнения задания
- 11-25% - низкие результаты
- 26-40% - ниже среднего
- 41-60% - средние результаты
- 61-75% - результаты выше среднего
- 76-90% - высокие результаты
- 91-100% - отличные результаты
На основании полученных количественных данных построить графики показателей внимания по минутам и сделать вывод согласно контрольным задачам. Оценить основные типологические свойства возбуждения