ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.
-
Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых. -
Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.
В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.
Анализ идентификационных характеристик
Важно также определить значимость различных сфер идентичности:
-
«Социальное Я» включает 7 показателей:
-
прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина); -
сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка); -
учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист); -
семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных); -
этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.); -
мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий); -
групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).
-
«Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
-
дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей); -
общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);
-
«Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:
-
описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед); -
оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги); -
отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
-
«Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
-
субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный); -
фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии); -
пристрастия в еде, вредные привычки.
-
«Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
-
занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии); -
самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).
-
«Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
-
профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем); -
семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.); -
групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом); -
коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением. -
материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру); -
физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным); -
деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык); -
персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным); -
оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).
-
«Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
-
персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»); -
глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
-
Два самостоятельных показателя:
-
проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос); -
ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).
Задание 6. Проективный тест «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)
Доказана связь образа «несуществующего животного» с Я-образом испытуемого. Порождаемый фантазийный образ опосредован жизненным опытом человека, уровнем его притязаний, самооценкой, установками реагирования в конфликтной ситуации. При истолковании учитывается расположение рисунка на листе бумаги, его ориентация, представленность отдельных деталей и признаков.
Тестовый материал.
Ситуация для изобразительной деятельности. Лист не глянцевой бумаги 21 на 29 см., положение вертикальное. Карандаш средней твердости, отточенный неостро. Ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Нельзя брать уже придуманных животных, т.е. персонажей различных сказок, мультфильмов и т.д. – они уже придуманы. Вымершие животные, например, динозавры, также не подходят.
Вы должны придумать и изобразить нечто такое, что до вас никто не создал. Качество рисунка значения не имеет. Ваших навыков в рисовании вполне достаточно, чтобы справиться с этим заданием. Плохих или хороших, правильных или неправильных рисунков в нашем исследовании не существует. Самый лучший рисунок тот, который продиктован Вашим воображением. На листе с рисунком испытуемый должен написать является ли он левшой или правшой.
Интерпретация.
Анализ рисунка включает три аспекта:
-
Формальный:
-
расположение в пространстве; -
характер линии; -
характер контура.
Содержательный:
-
центральная смысловая часть фигуры; -
несущая, опорная часть фигуры; -
части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
Тематический:
-
необычные детали; -
название.
Ключевые особенности интерпретации указанных аспектов рисунка приведены в таблицах.
1. Формальный аспект.
Расположение рисунка в пространстве.
Особенности рисунка | Интерпретация |
Рисунок по средней линии, чуть выше и правее. | Норма. |
Ближе к верхнему краю листа. | Чем выше, тем выше самооценка: - неудовлетворенность своим положением в обществе; - потребность в признании и продвижении; - тенденция к самоутверждению. |
Ближе к нижнему краю листа. | Чем ниже, тем ниже самооценка: - неуверенность в себе, подавленность; - нерешительность, отсутствие самоутверждения; - не заинтересованность в признании; - фиксирование на препятствиях на пути к цели. |
Сдвиг рисунка вправо. | Акцентуирование будущего, мужских черт характера: - стремление к контролю над собой; - экстраверсия. Сильный сдвиг рисунка вправо: - возможно «бунтарство»; - неподчинение стереотипам. |
Сдвиг рисунка влево. | Акцентуирование прошлого: - принятие вины на себя; - застенчивость; - интроверсия; - возможно недостаток активности; - тенденция к рефлексии, к размышлениям. |
Рисунок, выходящий за срез листа. Занимает 2/3 листа. | Может не подчиняться семантическим закономерностям. |
Маленький рисунок в левом верхнем углу листа. | Высокая тревожность: - склонность к фантазированию; - избегание новых переживаний. |
Расположение головы.
Направлена вправо. | Устойчивая тенденция к действию: - планируемое осуществляется; - настроен на реализацию своих намерений; |
Направлена влево. | - склонность к рефлексии; - нерешительность, возможно – избегание трудностей; - фиксации на какой-либо ситуации прошлого. |
Положение «анфас». | Прямота, бескомпромиссность, возможно – эгоцентризм. |
Две и более головы у животного. | Противоречивость тенденций. |
Проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего они символизируют социальную среду тестируемого.
Характер линии.
Перекрывающие друг друга линии. | Легкая напряженность. |
«Запачканные» рисунки. | Повышенная тревожность. |
Размытость контуров рисунка. | Неуверенность. |
Несоединенные углы, фрагментарность линий, незаконченность, оборванность рисунка. | Невротизм, возможно усиление шизоидных тенденций. |
Недорисованность конечностей. | Невротизм. |
Непомерное увеличение костей, стоп. | |
Паутинообразная, без нажима линия. | Экономия энергии. Снижение тонуса. |
Продавленная линия. | Гипертонус мышц. Возможно тревога. |
Наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей. | Возможно тревожность. |
«Падающие» линии. | Истощаемость. Низкий тонус. Возможна депрессия. |
Поднимающиеся линии. | Склонность к трате энергии. Возможно агрессивность. |
Характер контура (Границы «Я» и социума).
Фигура круга (незаполненного). | Замкнутость. Закрытость внутреннего мира. |
Затемнение линий контура «запачкивание». | Страх, тревога. |
Наличие щитов, заслонов, линий удвоения. | Опасение, подозрительность. |
Контур фигуры – с шипами, иглами, выступами, прорисовка их. | Агрессия. |
ВНИМАНИЕ! Сопоставьте графологические аспекты интерпретации (линия, контур) с расположением рисунка в пространстве (защита, агрессия). | |
Верхний контур. | Защита против лиц, имеющих власть, запрещающих, принуждающих (взрослые, учителя, родители и т.д.). |
Нижний контур. | Защита против насмешек младших. Боязнь осуждения. |
Боковые контуры. | Готовность к самозащите. |
Количество, расположение, характер острых углов в рисунке. | Степень агрессивности. |
Контур как «оболочка». | Символ контроля со стороны «Я» за собственной аффективностью. |
Укрупнение рисунка. | Повышение аффективности, эгоцентризма. |
Уменьшение рисунка. | Повышение самоконтроля. Возможна депрессия, угнетенность. |
Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура. | Хороший контроль аффективности. |
Увеличенные по интенсивности рисунки с плохо пристыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контура. | Повышение возбудимости, плохая контролируемость аффективных проявлений. |
Ощущение ригидности, хрупкости оболочек. Отсутствие теплоты в общем впечатлении от рисунка. | При длительно подавляемой эмоциональности. |
2. Содержательный аспект.
Значение деталей лица.
Уши «усиление». | Заинтересованность в информации, интерес к мнению окружающих о себе. |
Рот – приоткрыт в сочетании с языком: -без прорисовывания губ; -с прорисовыванием губ. | Болтливость. Большая речевая активность. Чувственность. |
Рот, открытый без прорисовывания губ и языка, особенно зачерненный. | Быстрое возникновение страхов, недоверия. |
Рот с зубами. | Вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная, т.е. грубость в ответ на порицания. |
Глаза (увеличенные или с резкой прорисовкой радужки). | Символ переживания страха, скрытая тревожность. |
Ресницы. | Демонстративность, заинтересованность в восхищении окружающих. |
Увеличенный размер головы (в соответствии с фигурой в целом). | Рациональное начало. Ценит эрудицию в себе и других. |
Рога. | Защита, агрессия. По сочетанию с другими признаками (когти, щетина, иглы) – определить характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. |
Перья (усиление в рисунке). | Тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. |
Грива, шерсть, подобие прически. | Чувственность, подчеркивание своего пола, ориентация на свою сексуальную роль. |
Опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент и пр.).
Основательность. | Обдуманность принимаемых решений, рациональность, опора на существующую информацию. |
Неосновательность (слабая выраженность ног, лап). | Возможна поверхностность, импульсивность принимаемых решений. |
Характер соединения ног с туловищем. | |
Точно, тщательно. Слабо, небрежно. Не соединены совсем. | Характер контроля за своими выводами и рассуждениями. |
Повторяемость форм ног, лап, элементов в опорной части. | Конформность, стандартность суждений. |
Разнообразие форм ног, лап, элементов в опорной части. | Своеобразие, самостоятельность решений и установок, возможна креативность. |