Файл: Предмет и понятие психологического исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.

  • Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.

  • Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.

В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.

Анализ идентификационных характеристик

Важно также определить значимость различных сфер идентичности:

  1. «Социальное Я» включает 7 показателей:

    1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

    2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);

    3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

    4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

    5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);

    6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

    7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

  1. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

    1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

    2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

  1. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

    1. описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

    2. оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

    3. отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

  1. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:


    1. субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

    2. фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

    3. пристрастия в еде, вредные привычки.

  1. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

    1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

    2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

  1. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

    1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

    2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

    3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

    4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

    5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);

    6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);

    7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);

    8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);

    9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

  1. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

    1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);

    2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).


  1. Два самостоятельных показателя:

    1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);

    2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).


Задание 6. Проективный тест «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)

Доказана связь образа «несуществующего животного» с Я-образом испытуемого. Порождаемый фантазийный образ опосредован жизненным опытом человека, уровнем его притязаний, самооценкой, установками реагирования в конфликтной ситуации. При истолковании учитывается расположение рисунка на листе бумаги, его ориентация, представленность отдельных деталей и признаков.

Тестовый материал.

Ситуация для изобразительной деятельности. Лист не глянцевой бумаги 21 на 29 см., положение вертикальное. Карандаш средней твердости, отточенный неостро. Ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Нельзя брать уже придуманных животных, т.е. персонажей различных сказок, мультфильмов и т.д. – они уже придуманы. Вымершие животные, например, динозавры, также не подходят.

Вы должны придумать и изобразить нечто такое, что до вас никто не создал. Качество рисунка значения не имеет. Ваших навыков в рисовании вполне достаточно, чтобы справиться с этим заданием. Плохих или хороших, правильных или неправильных рисунков в нашем исследовании не существует. Самый лучший рисунок тот, который продиктован Вашим воображением. На листе с рисунком испытуемый должен написать является ли он левшой или правшой.

Интерпретация.

Анализ рисунка включает три аспекта:

  1. Формальный:

  • расположение в пространстве;

  • характер линии;

  • характер контура.

  • Содержательный:

    • центральная смысловая часть фигуры;

    • несущая, опорная часть фигуры;

    • части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

  • Тематический:

    • необычные детали;

    • название.

    Ключевые особенности интерпретации указанных аспектов рисунка приведены в таблицах.

    1. Формальный аспект.

    Расположение рисунка в пространстве.

    Особенности рисунка

    Интерпретация

    Рисунок по средней линии, чуть выше и правее.

    Норма.

    Ближе к верхнему краю листа.

    Чем выше, тем выше самооценка:

    - неудовлетворенность своим положением в обществе;

    - потребность в признании и продвижении;

    - тенденция к самоутверждению.

    Ближе к нижнему краю листа.

    Чем ниже, тем ниже самооценка:

    - неуверенность в себе, подавленность;

    - нерешительность, отсутствие самоутверждения;

    - не заинтересованность в признании;

    - фиксирование на препятствиях на пути к цели.

    Сдвиг рисунка вправо.

    Акцентуирование будущего, мужских черт характера:

    - стремление к контролю над собой;

    - экстраверсия.

    Сильный сдвиг рисунка вправо:

    - возможно «бунтарство»;

    - неподчинение стереотипам.

    Сдвиг рисунка влево.

    Акцентуирование прошлого:

    - принятие вины на себя;

    - застенчивость;

    - интроверсия;

    - возможно недостаток активности;

    - тенденция к рефлексии, к размышлениям.

    Рисунок, выходящий за срез листа. Занимает 2/3 листа.

    Может не подчиняться семантическим закономерностям.

    Маленький рисунок в левом верхнем углу листа.

    Высокая тревожность:

    - склонность к фантазированию;

    - избегание новых переживаний.


    Расположение головы.

    Направлена вправо.

    Устойчивая тенденция к действию:

    - планируемое осуществляется;

    - настроен на реализацию своих намерений;

    Направлена влево.

    - склонность к рефлексии;

    - нерешительность, возможно – избегание трудностей;

    - фиксации на какой-либо ситуации прошлого.

    Положение «анфас».

    Прямота, бескомпромиссность, возможно – эгоцентризм.

    Две и более головы у животного.

    Противоречивость тенденций.

    Проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего они символизируют социальную среду тестируемого.

    Характер линии.

    Перекрывающие друг друга линии.

    Легкая напряженность.

    «Запачканные» рисунки.

    Повышенная тревожность.

    Размытость контуров рисунка.

    Неуверенность.

    Несоединенные углы, фрагментарность линий, незаконченность,

    оборванность рисунка.

    Невротизм, возможно усиление шизоидных тенденций.

    Недорисованность конечностей.

    Невротизм.

    Непомерное увеличение костей, стоп.

    Паутинообразная, без нажима линия.

    Экономия энергии. Снижение тонуса.

    Продавленная линия.

    Гипертонус мышц. Возможно тревога.

    Наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей.

    Возможно тревожность.

    «Падающие» линии.

    Истощаемость. Низкий тонус. Возможна депрессия.

    Поднимающиеся линии.

    Склонность к трате энергии. Возможно агрессивность.

    Характер контура (Границы «Я» и социума).

    Фигура круга

    (незаполненного).

    Замкнутость. Закрытость внутреннего мира.

    Затемнение линий контура «запачкивание».

    Страх, тревога.

    Наличие щитов, заслонов, линий удвоения.

    Опасение, подозрительность.

    Контур фигуры – с шипами, иглами, выступами, прорисовка их.

    Агрессия.

    ВНИМАНИЕ! Сопоставьте графологические аспекты интерпретации (линия, контур) с расположением рисунка в пространстве (защита, агрессия).

    Верхний контур.

    Защита против лиц, имеющих власть, запрещающих, принуждающих (взрослые, учителя, родители и т.д.).

    Нижний контур.

    Защита против насмешек младших. Боязнь осуждения.

    Боковые контуры.

    Готовность к самозащите.

    Количество, расположение, характер острых углов в рисунке.

    Степень агрессивности.

    Контур как «оболочка».

    Символ контроля со стороны «Я» за собственной аффективностью.

    Укрупнение рисунка.

    Повышение аффективности, эгоцентризма.

    Уменьшение рисунка.

    Повышение самоконтроля. Возможна депрессия, угнетенность.

    Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура.

    Хороший контроль аффективности.

    Увеличенные по интенсивности рисунки с плохо пристыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контура.

    Повышение возбудимости, плохая контролируемость аффективных проявлений.

    Ощущение ригидности, хрупкости оболочек. Отсутствие теплоты в общем впечатлении от рисунка.

    При длительно подавляемой эмоциональности.


    2. Содержательный аспект.

    Значение деталей лица.

    Уши «усиление».

    Заинтересованность в информации, интерес к мнению окружающих о себе.

    Рот – приоткрыт в сочетании с языком:

    -без прорисовывания губ;

    -с прорисовыванием губ.

    Болтливость. Большая речевая активность.

    Чувственность.

    Рот, открытый без прорисовывания губ и языка, особенно зачерненный.

    Быстрое возникновение страхов, недоверия.

    Рот с зубами.

    Вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная, т.е. грубость в ответ на порицания.

    Глаза (увеличенные или с резкой прорисовкой радужки).

    Символ переживания страха, скрытая тревожность.

    Ресницы.

    Демонстративность, заинтересованность в восхищении окружающих.

    Увеличенный размер головы (в соответствии с фигурой в целом).

    Рациональное начало. Ценит эрудицию в себе и других.

    Рога.

    Защита, агрессия. По сочетанию с другими признаками (когти, щетина, иглы) – определить характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

    Перья (усиление в рисунке).

    Тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

    Грива, шерсть, подобие прически.

    Чувственность, подчеркивание своего пола, ориентация на свою сексуальную роль.

    Опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент и пр.).

    Основательность.

    Обдуманность принимаемых решений, рациональность, опора на существующую информацию.

    Неосновательность (слабая выраженность ног, лап).

    Возможна поверхностность, импульсивность принимаемых решений.

    Характер соединения ног с туловищем.

    Точно, тщательно.

    Слабо, небрежно.

    Не соединены совсем.

    Характер контроля за своими выводами и рассуждениями.

    Повторяемость форм ног, лап, элементов в опорной части.

    Конформность, стандартность суждений.

    Разнообразие форм ног, лап, элементов в опорной части.

    Своеобразие, самостоятельность решений и установок, возможна креативность.