ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и торможения — их силу, уравновешенность и подвижность.
Графическое изображение показателей внимания (пример)
Стимульный материал (бланк) для выполнения корректурной пробы размещён в конце тетради.
3. Исследование мышления.
Задание 4. Методика «Запоминание 10 слов».
Методика используется для изучения непосредственного кратковременного, долговременного, произвольного и непроизвольного запоминания.
Инструкция состоит из нескольких этапов:
Первое объяснение. «Сейчас я прочитаю вам 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же запишите столько, сколько запомните. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны записать их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, — все вместе, в любом порядке».
Затем опыт снова повторяется 3-й, 4-й и 5-й раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Важно: испытуемый не должен видеть слова, написанные им ранее (их следует прикрывать, или давать испытуемому каждый раз новые, заранее пронумерованные листки бумаги).
Спустя 1 час испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом порядке.
Регистрационный бланк.
По этому бланку может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикали – число правильно воспроизведенных слов.
Интерпретация.
Нормальным считается воспроизведение 10 слов после 4-5 повторений, при тренированной памяти - после 2 повторений.
Выделяют следующие показатели:
Результаты теста свидетельствуют о следующих особенностях запоминания:
Непосредственное запоминание не нарушено — если обследуемый непосредственно после зачитывания десяти слов воспроизводит в четырех-пяти попытках не менее 7 слов.
Непосредственное запоминание нарушено — если обследуемый непосредственно после зачитывания десяти слов воспроизводит менее 7 слов. Чем меньше слов воспроизводится, тем более выраженными признаются нарушения непосредственного запоминания.
Долговременная память не нарушена — если через час без предварительного предупреждения обследуемый воспроизводит не менее 7 запоминаемых слов.
Долговременная память снижена — если через час без предварительного предупреждения обследуемый воспроизводит менее 7 запоминаемых слов.
У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит возрастающий характер: например, 5, 7, 8, 8, 10.
• Повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.
• «Кривая запоминания» (спуск вниз) может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость испытуемого. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.
• Зигзагообразный характер кривой, свидетельствует о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
• Кривая формы плато. Сохранение одного и того же количества слов после ряда повторений свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; возможно нет мотивации к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить больше.
Раздел 3. Исследование индивидуально-типологических особенностей личности.
5. Исследование самоотношения.
Задание 5. Методика М.Куна «Кто я?»
Инструкция: Подготовьте лист бумаги и ручку. В течение 12 минут дайте 20 ответов на вопрос: «Кто я такой?». Ответы стоит давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают.
После выполнения, оцените каждое своё качество как позитивное (+), негативное (-), неоднозначное (±), или поставьте знак того, что вы затрудняетесь в оценке (?).
Интерпретация количества ответов
По количеству ответов, данных за отведённый промежуток времени, можно косвенно судить о уровне рефлексии личности. Чем больше ответов дано за отведённое время, тем уровень рефлексии выше.
Интерпретация оценок
Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.
Можно условно выделить людей эмоционально-полярного, уравновешенного и сомневающегося типа.
Графическое изображение показателей внимания (пример)
Стимульный материал (бланк) для выполнения корректурной пробы размещён в конце тетради.
3. Исследование мышления.
Задание 4. Методика «Запоминание 10 слов».
Методика используется для изучения непосредственного кратковременного, долговременного, произвольного и непроизвольного запоминания.
Инструкция состоит из нескольких этапов:
Первое объяснение. «Сейчас я прочитаю вам 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же запишите столько, сколько запомните. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны записать их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, — все вместе, в любом порядке».
Затем опыт снова повторяется 3-й, 4-й и 5-й раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Важно: испытуемый не должен видеть слова, написанные им ранее (их следует прикрывать, или давать испытуемому каждый раз новые, заранее пронумерованные листки бумаги).
Спустя 1 час испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом порядке.
Регистрационный бланк.
повторений | гора | игла | роза | кошка | часы | вино | пальто | книга | окно | пила | Кол-во слов | Добавочные слова | Примечание |
1 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | |
… | | | | | | | | | | | | | |
Через1 час | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | | | | | |
По этому бланку может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикали – число правильно воспроизведенных слов.
Интерпретация.
Нормальным считается воспроизведение 10 слов после 4-5 повторений, при тренированной памяти - после 2 повторений.
Выделяют следующие показатели:
-
количество воспроизведенных слов; -
динамику воспроизведения слов (кривая произвольного запоминания).
Результаты теста свидетельствуют о следующих особенностях запоминания:
Непосредственное запоминание не нарушено — если обследуемый непосредственно после зачитывания десяти слов воспроизводит в четырех-пяти попытках не менее 7 слов.
Непосредственное запоминание нарушено — если обследуемый непосредственно после зачитывания десяти слов воспроизводит менее 7 слов. Чем меньше слов воспроизводится, тем более выраженными признаются нарушения непосредственного запоминания.
Долговременная память не нарушена — если через час без предварительного предупреждения обследуемый воспроизводит не менее 7 запоминаемых слов.
Долговременная память снижена — если через час без предварительного предупреждения обследуемый воспроизводит менее 7 запоминаемых слов.
У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит возрастающий характер: например, 5, 7, 8, 8, 10.
• Повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.
• «Кривая запоминания» (спуск вниз) может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость испытуемого. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.
• Зигзагообразный характер кривой, свидетельствует о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
• Кривая формы плато. Сохранение одного и того же количества слов после ряда повторений свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; возможно нет мотивации к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить больше.
Раздел 3. Исследование индивидуально-типологических особенностей личности.
5. Исследование самоотношения.
Задание 5. Методика М.Куна «Кто я?»
Инструкция: Подготовьте лист бумаги и ручку. В течение 12 минут дайте 20 ответов на вопрос: «Кто я такой?». Ответы стоит давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают.
После выполнения, оцените каждое своё качество как позитивное (+), негативное (-), неоднозначное (±), или поставьте знак того, что вы затрудняетесь в оценке (?).
Интерпретация количества ответов
По количеству ответов, данных за отведённый промежуток времени, можно косвенно судить о уровне рефлексии личности. Чем больше ответов дано за отведённое время, тем уровень рефлексии выше.
Интерпретация оценок
-
Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%. -
Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»). -
Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»). -
Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.
Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.
Можно условно выделить людей эмоционально-полярного, уравновешенного и сомневающегося типа.
-
К людям эмоционально-полярного типа относятся те, у кого отсутствуют (или почти отсутствуют) знаки «±». Склонность представлять всё в полярном свете говорит о примитивности, дихотомичности мышления, является одним из симптомов алекситимии. -
Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Данное количество знаков «±» можно считать условной нормой. -
Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).