Файл: 1. Правовая основа деятельности органов внутренних дел понятие, специфика, уровневая организация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Правовая основа деятельности органов внутренних дел: понятие, специфика, уровневая организация
Органы внутренних дел (далее по тексту – ОВД) выполняют крайне важные функции в механизме государства в целом. Показательно при этом, что, обеспечивая бесперебойное действие закона, при выполнении собственных задач они ориентируются нате же самые законы и подзаконные акты, реализуют свои полномочия преимущественно в правовых формах.

Правовые основы деятельности ОВД содержательно предопределены местом ОВД в механизме государства и общества. Здесь следует помнить, что ОВД – это органы исполнительной власти, имеющие, в свою очередь, сложную структурную организацию. Нередко даже в связи с этим к самим ОВД применяется термин «органы правоохранительного блока», а к их частям – «криминальный блок», «полиция общественной безопасности» и пр.

Каждый «блок» реализует установленный и специфический объем правоохранительных задач и функций: охрану общественного порядка, прав и свобод граждан, борьбу с правонарушениями и преступностью во всех их видах; оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность; обеспечение безопасности дорожного движения и др.

Сферы деятельности ОВД столь обширны и разнообразны, что объективно достаточно часто появляется потребность в формировании, совершенствовании, реконструкции этих органов, в особенности их специализированных подразделений, осуществляющих деятельность по борьбе, например, с экстремизмом, терроризмом, по другим актуальным правоохранительным направлениям. Здесь следует вести речь о непрекращающейся эволюции организации и деятельности ОВД. И это также нужно учесть при анализе правовых основ в указанной области.

Собственно, правовая основа функционирования государственных органов также рассматривается неоднозначно. Данным понятием обозначают обычно совокупность исходных правил, основополагающих начал, выраженных в разных формах, или качественно и организационно обособленную однородную деятельность по установлению соответствующих нормативных актов.

М. Н. Альтшуллер в структуре нормативной основы деятельности ОВД выделяет также соответствующие уровни: первый (его образуют акты внешнего действия) и второй (речь идет об актах внутреннего характера) – ведомственное регулирование. Здесь, однако, следует обратить внимание на тот факт, что поскольку в последнее время в деятельности ОВД, как и в деятельности многих других субъектов, нередко используются моральные правила, правовые обычаи и принципы, правоположения юридической практики и пр. другими словами, нормативные правовые акты являются центральной составляющей, но не единственным элементом правовой основы их деятельности.


М. Н. Кузьмина определяет правовые основы деятельности ОВД как «совокупность исходных правил, выраженных в различных формах, в соответствии с которыми строится и функционирует система ОВД». Поскольку они имеют источником само право, а право проявляется, главным образом, в правосознании, правовых нормах и правоотношениях, формами выражения последнего являются нормативно-правовой акт, правовой обычай и прецедент. Но воплощены они преимущественно именно в основном в законодательных актах. Ядром правовой основы организации и деятельности ОВД являются нормы права.

Кроме таких норм, при характеристике правовых основ деятельности ОВД следует учитывать и конкретные правоотношения, и процедуры, складывающиеся при возведении их в статус нормативных предписаний, то есть правотворческую деятельность в целом, используемые при их формулировании, а также в последующей право реализации правовые способы и средства. Не следует упускать из виду и момент право реализации. Тем самым в правовую основу деятельности ОВД кроме правовых норм и правотворчества входят правоприменительные акты, сама правоприменительная деятельность, юридические знания, правопорядок и др.

В связи с многоплановым содержанием различных элементов правовой основы деятельности ОВД, можно их объединить в две группы:

  1. Фиксирующие статику права;

  2. Выражающие динамику права.

Правовые основы в статике – это регулирующие организацию и деятельность ОВД правовые нормы и принципы, установленные в нормативно-правовых актах, а также правоприменительные решения (нормативный компонент); правовые учреждения, осуществляющие правотворческие и правоприменительные функции (институциональный элемент); правовые взгляды, идеи, представления (идеологический элемент). Правовые основы деятельности ОВД в динамике – правотворчество, реализация права, юридические факты, правосознание.

Нормативно-правовая основа деятельности ОВД представляет собой совокупность нормативных правовых актов, участником которых являются ОВД и их сотрудники. В таких актах определяются цели и задачи деятельности ОВД, их функции и принципы работы. Значительно количество таких актов регламентируют порядок формирования ОВД, их полномочия, формы деятельности, внутриорганизационную структуру и внешние связи, в том числе иерархического типа. Действуют они, как правило, на трех уровнях: федеральном, региональном, местном.
2.5 Задачи и функции органов внутренних дел


Органы внутренних дел — правоохранительные органы государственной исполнительной власти, участвующие в осуществлении внутренних и внешних функций государства, обеспечивающие соблюдение законности и правопорядка, основной целью деятельности которых является защита от противоправных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, природной среды, интересов общества и государства.

Для достижения данной цели на органы внутренних дел государство возложило решение следующих основных задач:

  1. Обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав, свобод и законных интересов.

«Безопасность» согласно этимологии этого слова означает отсутствие опасности, т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Личная безопасность граждан — это состояние защищенности личных прав и свобод граждан от любых посягательств извне. Существенным при этом в оценке степени личной безопасности является то, как и где закреплены эти права и свободы, каков порядок их реализации и какой порядок их защиты закреплен в законодательстве. В механизме обеспечения личной безопасности граждан решающая роль принадлежит государству и его органам. И в этой системе государственных органов немаловажное значение по обеспечению личной безопасности граждан имеют органы внутренних дел, которые выполняют основной объем непосредственной деятельности по обеспечению личной безопасности граждан;

  1. Предупреждение и пресечение правонарушений.

Предупреждение по своей сути заключается, во-первых, в том, чтобы не допустить противоправного поведения со стороны определенных лиц, которые к такому поведению склонны; во-вторых, в устранении причин, способствовавших совершению правонарушений и создании условий, исключающих противоправное поведение впредь;

  1. Охрана и обеспечение общественного порядка. Органы внутренних дел наделены соответствующими полномочиями в сфере обеспечения охраны правопорядка на улицах, площадях, и в других общественных местах; в сфере осуществления паспортной и разрешительной систем; в сфере соблюдения правил пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства; в сфере осуществления пожарного надзора и т.д.;

  2. Выявление и расследование преступлений, как деяний, этот принцип реализуется как в раскрытии преступления, так и в организации розыска лиц, совершивших преступление или обвиняемых в совершении преступления;

  3. Принимая во внимание важность транспортного сообщения, специальные подразделения органов внутренних дел (ГАИ, транспортная милиция и т.д.) выполняют возложенную на них задачу обеспечения безопасности дорожного движения;

  4. Охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности. Конституция Украины (ст. 41) гарантирует равенство всех форм собственности и выделяет принцип нерушимости частной собственности. В связи с этим органы внутренних дел, как органы, наделенные государственно-властными полномочиями, обязаны обеспечивать неприкосновенность любой формы собственности.


В процессе своей деятельности органы внутренних дел могут решать и другие задачи, возложенные на них действующим законодательством. Очень часто органы внутренних дел взаимодействуют с другими органами государственной власти (прокуратурой, судами, органами Министерства обороны Украины, СБУ, Пограничными войсками и т.д.) и оказывают им содействие в осуществлении их задач независимо от принадлежности к ветви власти.

Необходимо различать задачи и функции органов внутренних дел. Задачи органов внутренних дел — это круг тех вопросов, которые требуют своего немедленного решения и направлены на достижение основной цели — защиту от противоправных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, природной среды, интересов общества и государства. Функции — основные направления деятельности органов внутренних дел, позволяющие решить поставленные перед ними задачи.

Функции органов внутренних дел разнообразны и их можно разбить на несколько видов:

  1. Административная функция заключается в исполнительно-распорядительной деятельности аппарата, служб и подразделений органов внутренних дел по организации и осуществлению охраны общественного порядка и общественной безопасности в границах полномочий, определенных законами;

  2. Профилактическая функция заключается в, предупреждении преступлений и иных правонарушений, выявлении причин и условий, которые их порождают, а также в их устранении. Практически все органы внутренних дел осуществляют различного рода профилактические мероприятия;

  3. Оперативно-розыскная функция заключается в выявлении соответствующими органами внутренних дел информации о готовящихся или совершенных правонарушениях (преступлениях) или о лицах, уклоняющихся от органов расследования либо отбывания уголовного наказания. Органы внутренних дел могут осуществлять и другие мероприятия оперативно-розыскного характера, которые предусмотрены и закреплены за ними законодательством об оперативно-розыскной деятельности;

  4. Уголовно-процессуальная функция заключается в рассмотрении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, производстве дознания и досудебного следствия по уголовным делам, расследование которых возложено законом на органы внутренних дел;

  5. Исполнительная функция органов внутренних дел заключается в исполнении в рамках своей компетенции административных взысканий и уголовных наказаний;

  6. Охранительная функция органов внутренних дел заключается в охране на договорных началах имущества всех видов собственности юридических и физических лиц;

  7. Контрольно-надзорная функция заключается в осуществлении органами внутренних дел на основе действующего законодательства государственного пожарного надзора, административного надзора за лицами, освобожденными с мест лишения свободы, и осуществлении других контрольно-надзорных полномочий.


5 апреля 2016 года Президент России Владимир Путин заявил о том, что в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации включаются Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба, действующие до этого как отдельные органы.

На базе внутренних войск МВД России создаётся Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), не входящая в состав МВД России.

Понятие национальной гвардии

Любая силовая организация является системной. Хорошо организованная внутренняя структура позволяет намного эффективнее выполнять весь массив функциональных задач. В целом система национальной гвардии Российской Федерации заимствована от некогда существовавших ВВ РФ. При этом формирование является структурным элементом иной, более обширной организации. На сегодняшний день это Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, о которой уже было упомянуто ранее в статье. Этот орган относится к силам обеспечения безопасности, что приравнивает его к специальным службам.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157

«Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» было создано новое вооруженное подразделение. Кандидатам, относящимся к этому подразделению, предъявляются очень высокие требования. На Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возложены решения следующих основных задач: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции; участие в борьбе с экстремизмом; участие в территориальной обороне Российской Федерации; охрана важных государственных объектов и специальных грузов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации; осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны1.

В то же время, МВД РФ получило и «компенсацию» – в состав министерства были включены Федеральная миграционная служба и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. На самом деле, вычленение этих структур из МВД в свое время было достаточно спорной идеей. Ведь создание независимых миграционных и антинаркотических структур значительно усложнило функционирование МВД и охрану правопорядка в целом, поскольку возникла необходимость в межведомственной координации деятельности. Кроме того, министерство и федеральные службы в некоторых вопросах выполняли фактически дублирующие функции, а сотрудники ФМС и ФСКН все же не обладали всей полнотой полномочий сотрудников полиции и не воспринимались обществом в качестве таковых. Еще более важной проблемой был недостаток штатов ФСКН и отделение функций ведомства от борьбы с общеуголовными преступлениями, тесно связанными с распространением или употреблением наркотиков. Это создавало дополнительные сложности в борьбе с преступностью на территории Российской Федерации. Так что решение о передаче ФМС и ФСКН в состав МВД можно считать вполне оправданным, тем более в сложных экономических условиях, когда действительно не будет лишним снижение бюджетных расходов, связанных с финансированием независимых силовых ведомств.