Файл: 1. Правовая основа деятельности органов внутренних дел понятие, специфика, уровневая организация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Разграничение задач и полномочий войск национальной гвардии на начальном этапе с другими правоохранительными ведомствами



На новую структуру в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" возложено выполнение следующих задач:

1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;

6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;

7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

Обращает на себя внимание тот факт, что практически все задачи, поставленные перед Росгвардией, уже возложены на другие ведомства.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации», 12 одним из основных направлений деятельности ФСБ является борьба с терроризмом. Сама по себе борьба с терроризмом понимается в научном мире как деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.


Учитывая, что Росгвардия не включена в перечень ведомств, которые в силу положений ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»13 уполномочены на проведение оперативно-розыскных мероприятий, очевидно, что ключевую роль в противодействии экстремистской и террористической деятельности будет по-прежнему играть ФСБ. Кроме того, закрепленный в Законе термин «участие» также подразумевает лишь оказание содействия другим органам власти.

По аналогичным причинам вторичной представляется деятельность Росгвардии в охране государственной границы Российской Федерации и в обороне ее территориальной целостности.

Государственная охрана представляет собой деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемую в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации. Реализация данной функции возложена на органы государственной охраны в лице Федеральной службы охраны России.

Согласно п. 4 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, 14 утвержденного Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013, данное ведомство осуществляет прогнозирование и выявление угроз безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этих угроз, обеспечение безопасности объектов государственной охраны и их защиту. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что наиболее значимые объекты находятся под защитой именно ФСО, в сфере охраны особо важных объектов приоритет остается за данным ведомством.

Учитывая, что введение режима чрезвычайного положения во всем мире рассматривается как эффективное и оправданное средство реагирования на текущие угрозы и стабилизации обстановки, в ст. 16 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»15 предусмотрено значительное количество органов (помимо Росгвардии), чьи силы и средства используются для обеспечения режима чрезвычайного положения: органы внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральные органы безопасности, органы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.



Представляется, что наиболее широкий круг полномочий при введении чрезвычайного положения по-прежнему остается у органов внутренних дел, поскольку в силу положений ст. 31 вышеуказанного ФКЗ, именно по решению должностных лиц данного ведомства продлевается срок задержания граждан, нарушивших комендантский час, даже в случае, если само задержание осуществлялось военнослужащими Росгвардии.

Что же касается деятельности Росгвардии в условиях военного положения, то совершенно очевиден ее вспомогательный характер. Само за себя свидетельствует отсутствие изменений в Федеральный конституционный закон «О военном положении»16 в связи с принятием Закона. Военное положение вводится в случае внешней агрессии, которой, в первую очередь, должно противостоять Министерство обороны РФ. В связи с чем, сам правовой режим военного положения некоторые ученые рассматривают как «фрагмент внешнего мира».

Руководство контртеррористической операцией в силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона «О противодействии терроризму»17 осуществляет ФСБ. Участие Росгвардии в проведении операции в силу данного федерального закона и вовсе является факультативным.

Не велика роль Росгвардии и в охране общественного порядка и общественной безопасности, хотя проблема совершенствования правового регулирования ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности является достаточно сложной и даже противоречивой, недаром в последнее время ей уделяется самое пристальное внимание.

В соответствии с п. 5 Концепции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 14 ноября 2013 г., 18 при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Россия исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер:

а) по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;


б) по профилактике социальных и межнациональных конфликтов;

в) по предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии, либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

г) по совершенствованию государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологического, промышленной, транспортной безопасности;

д) по развитию международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

Из вышеперечисленного Росгвардия принимает участие в защите важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, а также в оказании первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии, либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья. В то же время Министерство внутренних дел России осуществляет деятельность по всем указанным направлениям.

Таким образом, единственными задачами Росгвардии, которые в настоящее время не решают другие ведомства, являются контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам. Очевидно, что столь узкий круг «специальных» задач может решать и подразделение органа власти, создание отдельного ведомства для этого не требуется.

В связи с изложенным, представляется необходимым возложение на Росгвардию дополнительных обязанностей.

Вместе с тем, очевидно, что вспомогательная роль Росгвардии не должна вводить в заблуждение относительно ее социальной и политической значимости.

Достаточно значительный перечень задач, возложенных на Росгвардию, безусловно, должен был повлечь за собой предоставление новой службе широкого круга полномочий. Именно права, предоставленные преемнику внутренних войск, стали предметом повышенного внимания общественности и профессиональных юристов. Законом предусмотрено свыше 30 полномочий гвардейцев. Федеральный закон «О полиции»19 и Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» предоставляет сотрудникам соответствующих силовых структур в целом аналогичное количество прав. Однако особого внимания заслуживает, в первую очередь, качественная составляющая полномочий нового органа. Законом данные полномочия разделены на четыре группы: общие; специальные (меры принуждения); полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции и иные (предусмотренные другими нормативно-правовыми актами).


Росгвардия, как федеральная служба, в структуре силового блока России появилась в 2016 г. При этом рассматриваемый государственный орган трудно назвать впервые созданным. Ранее подобная структура уже существовала, но под юрисдикцией МВД России, и выполняла практически аналогичные задачи, но в меньшем объеме. Таким силовым ведомством являлись внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» внутренние войска МВД России преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, которые под своим началом объединили различные органы управления и подразделения МВД России.

В отличие от Министерства внутренних дел РФ, куда организационно входили внутренние войска, Федеральная служба войск национальной гвардии уже является государственной военной организацией, аналогично Министерству обороны России, 20 предназначение которой – обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина. Войска МВД России были предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Исходя из разницы трактовок предназначений рассматриваемых войск, налицо расширение полномочий войск национальной гвардии закрепленных в их задачах и полномочиях и признание, что войска национальной гвардии во взаимосвязи с Вооруженными Силами России призваны обеспечивать оборону и безопасность государства. Однако наряду с этим у войск национальной гвардии остались и правоохранительные функции.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» их деятельность направлена на решение таких задач, ранее выполнявшихся внутренними войска МВД России, в числе которых: участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации; участие в борьбе с терроризмом; участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, правового режима контртеррористической операции; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации и иные.