Файл: Лекция Понятия, сущность и функции коммерческого отдела.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эта концепция основана на философии бережливого стартапа и подразумевает итеративный процесс построения цикла измерения—обучения до полного удовлетворения потребностей рынка. Начиная с минимально жизнеспособного продукта, команда сосредоточена на основных функциях и ценности предложенной идеи. Она чётко осознаёт наиболее важные задачи и реализует их в приоритетном порядке. Например, в случае с разработкой программного обеспечения программисты переходят к оптимизации пользовательского интерфейса только после выпуска минимально жизнеспособного продукта.


Типы MVP

Существует множество подходов к созданию MVP. Давайте рассмотрим основные типы.

Волшебник страны Оз (иногда называют MVP Флинстоуна)

Оба названия этого типа минимально жизнеспособного продукта символизируют его принцип работы. Подобно тому, как Флинстоун создавал иллюзию того, что у него есть реальная машина, а Волшебник страны Оз использовал трюки, чтобы притворяться гигантской зеленой головой, феей, огненным шаром или монстром, этот тип MVP только кажется полностью функциональным. В реальности стартапер выполняет всю работу вручную, вместо того чтобы использовать программное обеспечение. Базовое программное обеспечение отсутствует вовсе, зато есть концепция продукта, которая требует проверки.

Nick Swinmurn, основатель Zappos, доказал, что данная стратегия работает. В самом начале он ни доллара не потратил на покупку обуви и аренду склада. Он опубликовал фотографии обуви на сайте. Как только покупатели начали заказывать обувь, он пошел в магазин, купил нужную пару и отправил ее. Осознав, что проект жизнеспособен, он обновил функциональность сайта.

Консьерж MVP

Предприниматели, которые выбирают консьерж MVP, также предоставляют практические услуги. Но в этом случае клиент знает, что за предоставленной услугой стоит реальный человек. Wealthfront, служба финансового планирования и инвестиций, начала с консьерж MVP. Сотрудники Wealthfront общались напрямую с клиентами, которым нужна была помощь в управлении капиталом.

Важное отличие консьерж MVP от типа «Волшебник страны Оз» состоит в том, что он направлен на генерацию идей о будущем продукта, предоставление услуги и общение с клиентом.

Разрозненный MVP

Идея разрозненного MVP — донести ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Прототип продукта выглядит как комплексный продукт. Вы можете использовать простое программное обеспечение, собрать все воедино и добавить необходимую функциональность после получения обратной связи.


Groupon — отличный пример разрозненного MVP. Его основатель Andrew Mason запустил сайт на WordPress, где вручную размещал изображения еды каждый день. Он генерировал предложения в виде PDF-документов, используя AppleScript, и отправлял их по электронной почте через Apple Mail. Так он подтвердил гипотезу Groupon.

Продукт с одним параметром

MVP может быть реальным программным обеспечением с минимальным набором функций, основных, необходимых для проверки. С их помощью вы сможете сузить целевую группу, получить обратную связь и проанализировать ее, сосредоточиться на тестировании.

Независимо от того, какой тип MVP вы выберете, для создания минимально жизнеспособного продукта вам потребуется выполнить несколько основных шагов.

Пошаговое руководство по построению MVP

Продукт всегда начинается с идеи. Основное отличие успешного продукта от невостребованного состоит в том, что популярный продукт — результат осуществимой идеи, трансформированной с помощью детального плана развития.

Мы предлагаем пошаговое руководство по проверке вашей идеи и превращению ее в продукт. Вы сможете создать MVP за семь шагов. Шаг 0 — введение в основные принципы и методы. Восьмой и девятый шаги — о подходах к управлению проектами.

Шаг 0. Подтвердите базовые принципы и методы MVP

Перед началом любой фактической работы стоит потратить некоторое время, чтобы наметить основные принципы и методы MVP, а затем убедиться, что ваша команда использует их на протяжении всего процесса. Нижеперечисленные пункты важны на всех этапах реализации вашего MVP.

1. Попробуйте потратить как можно меньше денег и усилий. Основная идея MVP — сокращение времени и ресурсов, необходимых для проверки вашей бизнес-идеи. Определите простейший тип MVP, достаточный для получения обратной связи, и придерживайтесь его.

2. Сосредоточьтесь на повышении уровня осведомленности. Задействуйте как можно больше информационных каналов для того, чтобы гарантировать себе необходимое количество первых пользователей. Это может быть сделано с помощью вашей PoC-деятельности.

3. Проведите предпродажу продукта. Вы можете использовать Kickstarter и другие краудфандинговые платформы или продать напрямую ваш продукт для достижения двух главных целей. Первая и самая важная из них — получить обратную связь, а вторая — вложить деньги в дальнейшее развитие. Так вы сможете понять, нравится ли людям концепция продукта.

4. Интервьюируйте пользователей постоянно. Независимо от того, на каком шаге вы находитесь, интервьюируйте своих потенциальных клиентов, чтобы затем внести корректировки в начальную блок-схему. Продолжайте проводить собеседование до перехода со стадии MVP к версии 1.0. После этого вы также должны следовать этой практике, но расширять ее с помощью A/B-тестирования и других современных методов. Вы можете использовать формы онлайн-исследований или разговаривать с покупателями лицом к лицу. Формулирование правильных вопросов поможет вам не только изучить проблемы пользователей, но и выяснить, стоит ли их вообще решать. Спросите, что

беспокоило пользователей, когда они сталкивались с проблемами. Пусть они расскажут вам, что их не устраивало в решениях, которые они использовали.

5. Настройте петлю обратной связи. Обратная связь, которую вы получаете посредством интервью или одного из других каналов, должна быть систематической, иметь реальное, сиюминутное воздействие на ваш продукт. Отслеживайте все отзывы, обобщайте и конвертируйте их в идеи для дальнейших задач команды.

6. Создайте лендинг. Страница должна содержать описание продукта и его функции, а также форму регистрации с бесплатными и платными решениями. С помощью лендинга вы сможете определить оптимальную стоимость своего продукта.

7. Используйте социальные сети. Такие платформы, как Facebook, Reddit и YouTube станут самыми эффективными источниками информации при условии, что вы располагаете достаточным вниманием аудитории. Также рекомендуем использовать инструменты ведения блога: собственные или публичные, как Medium.

8. Запустите рекламную кампанию. Используйте Google, Facebook и Twitter, чтобы проследить, доходит ли MVP до целевой аудитории. Эти рекламные площадки обладают очень гибкими возможностями сегментации, поэтому вы сможете протестировать гипотезы, настроив несколько узких пользовательских сегментов.

Шаг 1. Обозначьте проблему, которую хотите решить

Первое, что нужно сделать, — сформулировать цель продукта. Ответьте на вопрос: «Для чего нужен этот продукт?». Переходите к следующему шагу, как только четко изложите в нескольких словах ценность продукта. Например, если вы хотите открыть сервис доставки еды, проблема, которую вы хотите решить, может звучать так: «Обеспечить пользователям получение еды из местных ресторанов навынос».

Шаг 2. Определите целевую аудиторию и сузьте ее

Удовлетворить потребности широкой аудитории — ошибочное решение. Увеличьте свои шансы на успех — выберите определенную аудиторию. Сделайте развернутое описание персоны, которой может понравиться ваш продукт, которая купит его без колебаний. Вы должны знать, сколько лет этому человеку, какое у него образование, где он работает и какие доходы имеет. Описание конкретных привычек и хобби дополнит портрет потенциального покупателя. Чтобы узнать больше 
о создании персон покупателей, посмотрите нашу историю о начале бизнеса SaaS.

Представления об образе жизни интересной вам аудитории помогут понять, сможет ли ваш будущий продукт решать проблемы потенциальных покупателей, с которыми они сталкиваются регулярно.

Шаг 3. Проанализируйте конкурентов

Не переоценивайте эксклюзивность своего продукта, особенно если заранее знаете о других компаниях в отрасли. Проанализируйте конкурентов. Выясните их сильные и слабые стороны, чтобы определить функциональность своего будущего продукта. Составьте классификацию конкурентов на основе того, как они конкурируют за долю на рынке.

1. Определите своих конкурентов. Проанализируйте трех главных игроков рынка, узнайте, как долго они существуют на нем, какие продукты и услуги предоставляют. Определите, есть ли у них конкурентные преимущества и оцените свою способность предложить что-то лучшее.

2. Охарактеризуйте их долю на рынке. Исследуйте их прошлые и текущие стратегии, объем продаж, доходы, финансовые и маркетинговые цели. Эти данные помогут вам понять, насколько они успешны и рентабельны.

3. Используйте первичные и вторичные источники информации. Информация, которой компании делятся сами, — первичный источник, наиболее надежный для проведения анализа. Посетите веб-сайты компаний, изучите презентации, «белые книги», годовые отчеты, блоги, рекламные материалы и другие публикации. Вторичные источники информации — статьи в журналах и газетах, видеоролики, отчеты и книги — формируют общественное мнение об игроках рынка. Хотя эти источники могут быть менее надежными, чем первичные, они дают наиболее полное представление об отрасли.

4. Копайте глубже. Не стесняйтесь посещать деловые мероприятия, в которых участвуют конкуренты, устанавливайте контакты, пользуйтесь продуктом конкурентов и анализируйте отзывы.

5. Пользуйтесь программами аналитики. Различные онлайн-инструменты для конкурентного анализа сделают вашу жизнь проще. Такие сервисы, как Similar WebAhrefsQuantcastApp Annie или AppFollow собирают данные о сайтах и приложениях. С их помощью вы сможете узнать о популярности приложения / сайта конкурентов, об их ежемесячном трафике, интересах аудитории, географическом местоположении клиентов, а также похожих продуктах. Некоторые из существующих инструментов предоставляют базовую информацию бесплатно. Другие, как 
Moz и SensorTower, на условиях подписки.

Когда вы знаете слабые и сильные стороны ключевых конкурентов, вы сможете понять, что сделает ваш продукт уникальным на рынке и что ему не хватает, чтобы таковым стать.

Шаг 4. Сделайте SWOT-анализ

SWOT — это сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Эта структура обычно применяется при стратегическом планировании. Вместе с тем ее также достаточно просто использовать в ранжировании идей MVP. Для выполнения SWOT-анализа вам необходимо объективно ответить на несколько вопросов, связанных с вышеупомянутыми категориями. Давайте посмотрим, как может выглядеть SWOT-анализ на примере доставки еды, который мы упоминали выше


Цель SWOT-анализа — сосредоточить усилия на сильных сторонах, определить и минимизировать слабые стороны, избежать угроз, а также использовать существующие возможности для дальнейшего развития. Сильные и слабые стороны обычно связаны с внутренними факторами. Возможности и угрозы — с внешними.

SWOT-анализ помогает компаниям анализировать конкурентов и выбирать стратегию позиционирования на рынке.

Шаг 5. Определите карту путей пользователя

User flow — путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Он должен быть логичным и понятным.

Карта путей пользователей — руководство с требованиями к контенту и дизайну сайтов / приложений. При построении хорошей карты путей пользователей вы должны понимать, что хотят получить клиенты при использовании вашего продукта. Убедитесь, что вы предоставили пользователям дополнительную информацию и выясните возможные недочеты, которые могут помешать им перейти на следующий шаг.

Давайте на примере доставки еды навынос из местных ресторанов рассмотрим список задач, которые пользователи должны решить, чтобы достичь основной цели. Путь пользователя будет следующим: формирование заказа, управление заказом, оплата еды, получение заказа. После того, как шаги обозначили, необходимо определить функции для каждого из них.

Шаг 6. Составьте список функций с градацией по приоритету

Вам необходимо перечислить обязательные функции для будущего продукта. Метод составления историй (или пользовательские истории) поможет вам на этом этапе планирования.

Пользовательские истории — двойственный подход к управлению историями пользователей. Он позволяет сосредоточиться на отдельных частях функциональности и в то же время не терять полного представления о продукте.