Файл: Учебное пособие Под редакцией В. И. Бариленко Омегал москва, 2009.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 817
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЫСШЕЕ ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебное пособие
Под редакцией В.И. Бариленко
Омега-Л
Москва, 2009
УДК
ББК
А 64
Публикуется с разрешения ООО «Ай Пи Эр Медиа»
Авторы:
Бариленко В.И. — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Анализ хозяйственной деятельности и аудита» Саратовского государственного социально-экономического университета.
Плотникова Л.К. — к.э.н., доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудита»
Саратовского государственного социально-экономического университета.
Кузнецов С.И. — к.э.н., доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудита»
Саратовского государственного социально-экономического университета.
Скачкова Р.В. — к.э.н., доценткафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудита»
Саратовского государственного социально-экономического университета.
Плотникова В.В. — доценткафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудита» Саратовского государственного социально- экономического университета.
Анализ хозяйственной деятельности: учеб. Пособие/ [Бариленко В.И. и др.]; под ред. В.И. Бариленко. — М.: Издательство «Омега-Л», 2009. —414 с.: ил., табл. — (Высшее финансовое образование)
В учебном пособии рассматривается роль анализа хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики, основы теории анализа, приемы и способы его проведения, информационная база. Раскрывается методика анализа финансового состояния предприятия, производства и продаж, использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда, основных фондов и материальных ресурсов. Представлен порядок анализа себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия с подсчетом резервов возможного увеличения прибыли и рентабельности.
Для студентов экономических специальностей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Переход к рыночной экономике резко повышает значение аналитического обоснования выбора управленческих решений. Без анализа невозможно объективно оценить достигнутый уровень производства и состояния экономики предприятия. Анализ необходим для выработки бизнес-планов и их дальнейшего развития, для контроля выполнения этих планов и оценки результатов их реализации. Анализ позволяет заглянуть в будущее и прогнозировать перспективы организации в сложной рыночной обстановке.
Поэтому, все больший круг специалистов и просто людей, заинтересованных в успешном функционировании предприятий, ощущают потребность в освоении основ анализа хозяйственной деятельности и в приобретении навыков его проведения.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия стал проводиться с позиций различных пользователей аналитических расчетов и соответственно по различной по объему и информативности базе данных. Подобный подход был вызван как множественностью целей, стоящих перед различными группами пользователей, так и противоречиями их интересов. Например, государство в лице фискальных органов заинтересовано получить с предприятия как можно больше поступления в бюджет, собственник предприятия, получить наибольшую прибыль, управляющий предприятия, обеспечить ритмичную работу предприятия, своевременную выплату заработной платы и т.д. В этих условиях традиционный анализ хозяйственной деятельности, по сути, разделился на два направления, различных по своим целям и информационному обеспечению: финансовый и управленческий анализ. В свою очередь финансовый анализ можно подразделить на внутренний и внешний.
Цель настоящей книги состоит в том, чтобы познакомить читателя со значением анализа хозяйственной деятельности и его основными задачами и возможностями.
Отвечая на поставленные вопросы и решая предлагаемые практические задания можно закрепить теоретические навыки самостоятельной аналитической работы.
1. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Понятие экономического анализа, его роль и особенности в условиях рыночной
экономики
Анализ (от греч. — Analisis), буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние, присущие этому объекту составляющие. Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
На современном этапе развития экономики анализ хозяйственной деятельности можно рассматривать, как одну из функций управления предприятием. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.
Как функция управления экономический анализ тесно связан с учетом и планированием. В процессе проведения анализа, первичная информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета проходит аналитическую обработку: сравниваются достигнутые результаты производства с данными за прошлые отчетные периоды, с показателями других предприятий и усредненными показателями, определяется влияние различных факторов на величину результативных показателей, выявляются резервы повышения эффективности производства. Полученные в результате подобного исследования данные служат основой для управления производственной деятельности.
При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития экономики предприятия.
Выявляются и учитываются дополнительные резервы производства. Возросшая роль экономического анализа, как средства управления производством, обусловлена разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства; во-вторых, рыночные отношения, предполагают децентрализацию экономики, усиление конкурентной борьбы и формирование реальных собственников предприятий.
В этих условиях особое значение приобретает оперативный анализ, позволяющий по состоянию на определенную дату, оценить характер изменений на рынке, позитивные и
негативные результаты деятельности предприятия, своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки стратегии и тактики в работе предприятия.
Коммерческая деятельность предприятия в современных условиях приобретает многоплановый характер. В этих условиях анализ хозяйственной деятельности становится важной функцией менеджмента. Поэтому, не случайно организационная структура иностранных фирм предполагает обособление аналитических служб и результатов всех практикуемых видов анализа: ретроспективного, оперативного и перспективного.
В настоящее время особая задача экономического анализа - исследование коммерческого риска. Коммерческий риск в условиях рыночной экономики — категория объективная, ставящая массу проблем перед предприятиями любой формы собственности, преодолеть которые можно при соблюдении двух основных условий: 1) тщательный анализ затрат живого и овеществленного труда, регулярный учет, а также контроль и анализ себестоимости в процессе производства и реализации продукции; 2) изучение потребительского спроса и выработка на его основе оптимальной ценовой политики предприятия. Рыночные отношения характеризуются, как известно, динамичностью конъюнктуры внешней и состоянием внутренней среды предприятия, поэтому усиление роли и значения экономического анализа в процессе принятия управленческих решений представляется вполне очевидным.
1.2. Предмет и метод анализа хозяйственной деятельности
В специализированной литературе встречаются различные различные подходы к определению предмета анализа хозяйственной деятельности. Самый простой из них, дошедший до нас со времен социалистической системы хозяйствования, определяет предмет экономического анализа, как использование предприятием своих финансовых, материальных и трудовых ресурсов в соответствии с установленным планом. При этом объектом изучения выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия, отраженные в системе экономической информации. На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение предмета экономического анализа.
Предметом экономического анализа является изучение совокупности данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ее результатах, отражаемых в системе экономической информации, в целях разработки мероприятий, направленных на повышение ее эффективности.
Коммерческая деятельность предприятия в современных условиях приобретает многоплановый характер. В этих условиях анализ хозяйственной деятельности становится важной функцией менеджмента. Поэтому, не случайно организационная структура иностранных фирм предполагает обособление аналитических служб и результатов всех практикуемых видов анализа: ретроспективного, оперативного и перспективного.
В настоящее время особая задача экономического анализа - исследование коммерческого риска. Коммерческий риск в условиях рыночной экономики — категория объективная, ставящая массу проблем перед предприятиями любой формы собственности, преодолеть которые можно при соблюдении двух основных условий: 1) тщательный анализ затрат живого и овеществленного труда, регулярный учет, а также контроль и анализ себестоимости в процессе производства и реализации продукции; 2) изучение потребительского спроса и выработка на его основе оптимальной ценовой политики предприятия. Рыночные отношения характеризуются, как известно, динамичностью конъюнктуры внешней и состоянием внутренней среды предприятия, поэтому усиление роли и значения экономического анализа в процессе принятия управленческих решений представляется вполне очевидным.
1.2. Предмет и метод анализа хозяйственной деятельности
В специализированной литературе встречаются различные различные подходы к определению предмета анализа хозяйственной деятельности. Самый простой из них, дошедший до нас со времен социалистической системы хозяйствования, определяет предмет экономического анализа, как использование предприятием своих финансовых, материальных и трудовых ресурсов в соответствии с установленным планом. При этом объектом изучения выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия, отраженные в системе экономической информации. На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение предмета экономического анализа.
Предметом экономического анализа является изучение совокупности данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ее результатах, отражаемых в системе экономической информации, в целях разработки мероприятий, направленных на повышение ее эффективности.
Следует также отметить, что характерной особенностью анализа хозяйственной деятельности является наличие достаточно широкого круга пользователей, полученной в ходе аналитического исследования информации. Учитывая открытость большей части данных содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия,
2
инициатором его проведения и, следовательно потенциальным пользователем результатов исследования может являться практически любое заинтересованное лицо. В общем виде пользователей информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности предприятия, можно подразделить на три большие группы:
- внешние пользователи;
- собственники предприятия;
- управленческий персонал предприятия (менеджеры).
К первой группе можно отнести:
- органы государственного управления (за исключение случаев, когда собственником предприятия является государство), которым данная информация нужна в основном для оценки экономического положения в отраслях и регионах для контроля за деятельностью государственных и муниципальных предприятий и выработки финансовой политики;
- налоговые, правоохранительные и контролирующие органы, использующие вышеназванную информацию для контроля за соблюдением предприятиями действующего законодательства и выполнения обязательств по платежам в бюджет;
- потенциальные инвесторы, которым информация необходима для обоснованного принятия решений по поводу возможности приобретения акций конкретных предприятий и выбора иных инвестиционных решений;
- деловые партнеры предприятий, использующие данную информацию для решения вопросов о заключении контрактов и т.п.;
- банки — для оценки кредитоспособности предприятий и определения условий их кредитования;
- фондовые биржи для решения вопросов о допуске акций предприятий к котировке и определения их рейтинга;
2
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
- арбитражные суды и федеральное управление по делам неплатежеспособности предприятий для принятия решений о банкротстве и назначении процедур санации;
- независимые аудиторы для подготовки заключений о деятельности предприятий;
Ко второй группе можно отнести акционеров и других собственников предприятия, которые анализируют финансовую отчетность для оценки эффективности использования вложенных ими средств.
Третью группу составляют руководители и специалисты экономических служб предприятия и его руководство, использующие данные анализа финансовой отчетности для поиска путей повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия, выработки оптимальных управленческих решений и т.д.
Изучение объекта исследования в ходе анализа осуществляется на основе метода экономического анализа.
Метод экономического анализа - способ системного, комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на результаты финансово- хозяйственной деятельности предприятия, осуществляемый при помощи обработки специальными приемами имеющихся в распоряжении аналитика источников экономической информации.
Одна из характерных особенностей метода экономического анализа – представление хозяйственных процессов, происходящих на предприятии, в качестве результата разнонаправленного воздействия различных факторов. В ходе анализа оценивается степень влияния внешних и внутренних факторов на конечные результаты деятельности предприятия, хозяйственные процессы.
Наиболее существенная особенность метода экономического анализа это системность и комплексность подхода к изучению предмета. Это достигается при помощи изучения объекта с учетом всех его внутренних и внешних связей и взаимозависимостей.
Например, участок рассматривается как часть цеха, цех рассматривается, как часть предприятия, предприятие, как часть холдинга и т.д. При этом деятельность анализируемого объекта оценивается не только с точки зрения достижения локальных целей, но и с точки зрения их согласованности с целями систем более высокого уровня.
Следующая характерная особенность заключается в измерении влияния отдельных факторов на исследуемый объект и выделение наиболее существенных из них. К особенностям метода можно также отнести обобщение результатов анализа и разработку на их основе практических рекомендаций по повышению эффективности работы
отдельных исполнителей, подразделений предприятия, выявлении степени и направления влияния каждого из них на совокупный результат деятельности хозяйствующего субъекта.
Из особенностей метода экономического анализа вытекает ряд специальных способов и приемов используемых как при проведении комплексного экономического анализа, так и при проведении анализа финансовой отчетности.
1.3. Основные способы и приемы анализа хозяйственной деятельности
При проведении экономического анализа применяются различные способы и приемы. В литературе можно встретить различные классификации методов экономического анализа. Наиболее простой из них деление, используемых в ходе аналитического исследования, приемов на две основные категории:
1) классические приемы экономического анализа; z сравнение; z балансовый метод; z факторный анализ; z метод цепных подстановок; z абсолютных разниц и т.д.
2) используемые в экономическом анализе модели, разработанные в рамках других наук. z статистическим методам:
9 средних и относительных величин;
9 группировки;
9 индексный метод.; z экономико-математические методы:
9 корреляционный анализ;
9 регрессионный анализ;
9 методы оптимизации (симплекс-метод, теория игр и др.) и т.д.
Рассмотрим подробнее способы анализа наиболее часто используемые при анализе финансовой отчетности.
Сравнение — наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа.
Способ сравнения основан на сопоставлении явлений, посредством которого выявляются
Из особенностей метода экономического анализа вытекает ряд специальных способов и приемов используемых как при проведении комплексного экономического анализа, так и при проведении анализа финансовой отчетности.
1.3. Основные способы и приемы анализа хозяйственной деятельности
При проведении экономического анализа применяются различные способы и приемы. В литературе можно встретить различные классификации методов экономического анализа. Наиболее простой из них деление, используемых в ходе аналитического исследования, приемов на две основные категории:
1) классические приемы экономического анализа; z сравнение; z балансовый метод; z факторный анализ; z метод цепных подстановок; z абсолютных разниц и т.д.
2) используемые в экономическом анализе модели, разработанные в рамках других наук. z статистическим методам:
9 средних и относительных величин;
9 группировки;
9 индексный метод.; z экономико-математические методы:
9 корреляционный анализ;
9 регрессионный анализ;
9 методы оптимизации (симплекс-метод, теория игр и др.) и т.д.
Рассмотрим подробнее способы анализа наиболее часто используемые при анализе финансовой отчетности.
Сравнение — наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа.
Способ сравнения основан на сопоставлении явлений, посредством которого выявляются
их общие черты и различия. В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших, с него и начинается анализ.
Существует несколько форм сравнения: сравнение с плановыми и нормативными значениями показателей, сравнение фактических данных с данными прошлых лет, сравнение показателей работы исследуемого предприятия со средними данными по отрасли и с данными лучших предприятий, сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора с целью определения влияния факторов и подсчета резервов.
В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:
горизонтальный, вертикальный, трендовый.
Горизонтальный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического значения анализируемых показателей от их базисной величины.
При помощи вертикального анализа изучается структура исследуемого объекта.
Путем определения удельного веса его составных частей, выявления их изменений под влиянием различных факторов и влияние этих изменений на уровень результативного показателя.
Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного показателя, по сути, представляет собой изучение того или иного показателя в динамике.
Один из наиболее существенных недостатков способа сравнения и его непременным условием является сопоставимость по содержанию и структуре анализируемых показателей.
Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и в хозяйственной деятельности предприятий. Своим названием балансовый метод обязан бухгалтерскому балансу, который был одним из первых исторических примеров увязки большого числа экономических показателей двумя равными суммами итогов.
Особенно широко распространено использование метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования. На промышленных предприятиях, например, при помощи этого метода анализируется использование рабочего времени, станочного парка и производственного оборудования, движение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и т.д. Покажем применение балансового метода на примере товарного (сырьевого) баланса, который составляется на предприятиях практически всех отраслей промышленности. Его формула:
Существует несколько форм сравнения: сравнение с плановыми и нормативными значениями показателей, сравнение фактических данных с данными прошлых лет, сравнение показателей работы исследуемого предприятия со средними данными по отрасли и с данными лучших предприятий, сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора с целью определения влияния факторов и подсчета резервов.
В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:
горизонтальный, вертикальный, трендовый.
Горизонтальный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического значения анализируемых показателей от их базисной величины.
При помощи вертикального анализа изучается структура исследуемого объекта.
Путем определения удельного веса его составных частей, выявления их изменений под влиянием различных факторов и влияние этих изменений на уровень результативного показателя.
Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного показателя, по сути, представляет собой изучение того или иного показателя в динамике.
Один из наиболее существенных недостатков способа сравнения и его непременным условием является сопоставимость по содержанию и структуре анализируемых показателей.
Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и в хозяйственной деятельности предприятий. Своим названием балансовый метод обязан бухгалтерскому балансу, который был одним из первых исторических примеров увязки большого числа экономических показателей двумя равными суммами итогов.
Особенно широко распространено использование метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования. На промышленных предприятиях, например, при помощи этого метода анализируется использование рабочего времени, станочного парка и производственного оборудования, движение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и т.д. Покажем применение балансового метода на примере товарного (сырьевого) баланса, который составляется на предприятиях практически всех отраслей промышленности. Его формула: