Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Управление инвестициями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работ по дисциплине «Управление инвестициями» для студентов направления 38.03.02 Менеджмент
(профиль «Менеджмент организации»)
Ставрополь
2017

2
Содержание
Введение
4
Практическое занятие 1. Классификация инвестиционных проектов
4
Практическое занятие 2. Обоснование инвестиционной идеи
5
Практическое занятие
3.
Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта
5
Практическое занятие 4. Изучение участников инвестиционного рынка
8
Практическое занятие 5. Окружающая среда инвестиционного проекта
8
Практическое занятие 6. Формирование денежных потоков инвестиционного проекта
9
Практическое занятие 7. Определение нормы дисконта
11
Практическое занятие 8. Расчет коэффициента дисконтирования денежных потоков инвестиционного проекта
11
Практическое занятие 9. Оценка эффективности инвестиционного проекта
12
Практическое занятие 10. Расчет индекса доходности инвестиционного проекта
13
Практическое занятие 11. Расчет внутренней нормы доходности инвестиционного проекта
14
Практическое занятие 12. Расчет срока окупаемости инвестиционного проекта 15
Практическое занятие 13. Оценка эффективности инвестиционного проекта с учетом инфляции
16
Практическое занятие 14. Выбор варианта инвестиционного проекта
17
Практическое занятие
15.
Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта
19
Практическое занятие 16. Оценка экономической, коммерческой и бюджетной эффективности инвестиционного проекта
20
Практическое занятие 17. Определение состава рисков инвестиционного проекта
21
Практическое занятие 18. Альтернативная оценка рисков в инвестировании
22
Рекомендуемая литература
23

3
Введение
Цель изучения дисциплины «Управление инвестициями» – дать студентам, обучающимся по направлению «Менеджмент», знания в области инструментов регулирования инвестиционной деятельности на макро и микро уровне.
Задачи, которые ставятся при изучении данной дисциплины, содержат изучение инструментов инвестиционной деятельности как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так на уровне муниципального образования, региона и государства в целом.
В результате изучения дисциплины студент будет иметь представление о содержании инвестиционной деятельности, объектах и субъектах инвестиционного рынка; оценке эффективности и риска инвестиционного проекта, организации и источниках финансирования инвестиционной деятельности; оценке инвестиционного климата и государственном регулировании инвестиционной деятельности.
Изучение проблем управления инвестициями призвано конкретизировать и углубить знания, полученные в процессе изучения предшествующих дисциплин. В этой связи целью практических работ является закрепление студентами теоретического материала и получение практических навыков в вопросах овладения основами и инструментарием управления инвестициями, что позволит в дальнейшем видеть и находить пути решения комплекса проблем экономического развития. Вместе с методическими указаниями к самостоятельной работе практические работы помогают усвоить теоретический материал и способствуют лучшему освоению предмета.


4
Практическое занятие 1. Тема: Классификация инвестиционных проектов.
Цель занятия: усвоить классификацию инвестиционных проектов.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы:
- понятие инвестиционного проекта;
- основы классификации инвестиционных проектов;
- критерии классификации инвестиционных проектов;
- формировать группы инвестиционных проектов на основе общих характерных признаков;
- осуществлять отбор проектов в соответствии с классификационными признаками.
Формируемые компетенции:
ПК-17 - владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов
Актуальность темы:
Инвестиционный проект является организационной формой реализации процесса инвестирования. Инвестиционный проект в том его виде, который принят в мировой практике, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей в условиях ограниченных финансовых, временных и других ресурсов.
Инвестиционные проекты имеют разнообразные формы и содержание. Инвестиционные решения, рассматриваемые при анализе проектов, могут относиться, например, к приобретению недвижимого имущества, капиталовложениям в оборудование, научным исследованиям, опытно-конструкторским разработкам, освоению нового месторождения, строительству крупного производственного объекта или предприятия. Вид инвестиционного проекта определяет требования к его эффективности.
Теоретическая часть:
Инвестиции можно классифицировать по самым различным признакам, но есть наиболее важные признаки, определяющие содержание, значимость и механизмы определения эффективности инвестиций.
Одним из таких признаков является форма инвестиций, профиль вложения, размер вложенных средств, виды финансирования, норма прибыли.
Вопросы и задания:
1. По каждому классификационному признаку сформировать группу из 2-3 проектов с их кратким описанием.
2. На сайте Министерства экономического развития, администраций муниципалитетов найти перечень инвестиционных проектов и осуществить их классификацию по известным признакам.

5
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме:
1, 2, 3, 4-9
Практическое занятие 2. Тема: Обоснование инвестиционной идеи.
Цель занятия: обосновать идею предлагаемого инвестиционного проекта.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы:
- понятие инвестиционного проекта;
- основы формирования инвестиционного замысла или идеи проекта;
- навыки обоснования, презентации и защиты инвестиционной идеи.
Формируемые компетенции:
ПК-17 - владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов
Актуальность темы:
Любой проект начинается с осознания и формулировки проблем или возможных перспектив для предприятия, его структурного подразделения, любой другой группы лиц.
Мотивами появления новых идей может стать:
– инициатива предпринимателей;
– избыточные финансовые ресурсы;
– неудовлетворенный спрос;
– реакция на административное давление;
– интересы кредиторов и т. д.
Основная идея проекта может быть сформулирована при разработке его концепции, определяющей направление и характер деятельности инициативной группы.
Теоретическая часть:
Процесс разработки концепции проекта включает в себя ряд стадий:
– формирование инвестиционного замысла или идеи проекта;
– предварительная проработка целей и задач проекта;
– предварительный анализ перспектив реализации проекта.
На этапе формирования инвестиционного замысла определяются основные причины создания проекта
(неудовлетворенный спрос, избыточные ресурсы, инициатива предпринимателей, реакция на политическое давление, интересы кредиторов и. д. т.).
При описании проблемы определяются факторы (социальные, экономические, технические и др.) необходимости разработки и реализации предлагаемого проекта. Для технических и инвестиционных проектов могут быть выполнены и представлены данные технико-экономического обоснования, подтверждающие актуальность проекта в конкретной


6 сфере производства, конкретной организации, конкретного региона или муниципального образования (города, района, поселка и т.д.).
В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы: цель и объект инвестирования, место (район) размещения; продукция проекта — характеристика и объем выпуска; срок окупаемости; доходность проекта; назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования; предполагаемые источники и схема финансирования.
Вопросы и задания:
1. Презентовать перед группой инвестиционную идею.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме:
1, 2, 3, 4-9
Практическое
занятие
3.
Тема:
Технико-экономическое
обоснование
инвестиционного проекта.
Цель занятия: технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы:
- основы технико-экономического обоснования инвестиционного проекта;
- навыки технико-экономического обоснования инвестиционного проекта.
Формируемые компетенции:
ПК-17 - владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов
Актуальность темы:
Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиций включает подробный анализ всех сфер работы над проектом, связанных с будущим производством, продвижением и финансированием проекта. Эта работа завершается анализом возможных альтернатив проекта.
Теоретическая часть:
Вторая стадия прединвестиционной фазы – подготовка ТЭО проекта, состоит из трех этапов:
1) предварительное обоснование;
2) вспомогательные исследования;
3) составление бизнес-плана.
Для широкомасштабных и сложных проектов, по которым невозможно принять решение об инвестировании на этапе предварительного исследования, необходимо производить предварительное обоснование проекта. При проведении предварительного

7 обоснования проекта требуется использование реальных исходных данных, в том числе по схемам финансирования. Необходимым условием является то, что структура предварительного инвестиционного бизнес-плана должна совпадать со структурой подробного бизнес-плана. В процессе предварительного обоснования требуется произвести теоретический обзор и исследование имеющихся альтернатив. Предварительный бизнес-план представляет собой промежуточный этап между предварительным исследованием благоприятного воздействия внешних по отношению к проекту факторов и подробным анализом бизнеса.
Вопросы и задания:
1. Разработайте краткое обоснование социально значимой идеи.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме:
1, 2, 3, 4-9
Практическое занятие 4. Тема: Изучение участников инвестиционного рынка.
Цель занятия: изучение участников инвестиционного рынка.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы:
- основы классификации участников инвестиционного рынка;
- навыки анализа участников инвестиционного рынка.
Формируемые компетенции:
ПК-17 - владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов
Актуальность темы:
Каждый из участников инвестиционного рынка играет определенную роль в инвестиционной деятельности и способствует развитию инвестиционного рынка.
Теоретическая часть:
Обобщенная схема участников инвестиционного рынка выглядит так: российские предприятия (реципиенты), инвесторы, зарубежные компании, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений, проектные, строительные и консалтинговые организации, администрации соответствующего уровня.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте функции участников инвестиционного рынка.
2. Определите основной состав участников инвестиционного рынка социального проекта.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме:
1, 2, 3, 4-9
Практическое занятие 5. Тема: Окружающая среда инвестиционного проекта.


8
Цель занятия: изучение окружающей среды инвестиционного проекта.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы:
- состав факторов окружающей среды инвестиционного проекта;
- навыки анализа факторов окружающей среды инвестиционного проекта.
Формируемые компетенции:
ПК-17 - владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов
Актуальность темы:
Окружающая среда проекта – каждый проект зарождается и реализуется в определенном внешней среде, элементы которой в той, или иной степени оказывают влияние на проект.
Теоретическая часть:
Окружение проекта – это все факторы, находящиеся за пределами проекта и оказывающие на него влияние. Любой проект реализуется, взаимодействуя с окружающей проект средой – государством, обществом, предприятием, командой проекта, его заказчиками, подрядчиками и т.п. По направленности и степени воздействия на проект выделяют внешнее и внутреннее, ближнее и дальнее окружение.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте факторы окружающей среды инвестиционного проекта.
2. Проанализируйте возможности и угрозы окружающей среды инвестиционного проекта.
3. Проанализируйте сложность, подвижность и неопределенность окружающей среды инвестиционного проекта
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме:
1, 2, 3, 4-9
Практическое занятие 6. Тема: Формирование денежных потоков инвестиционного
проекта.
Цель занятия: изучение формирования денежных потоков инвестиционного проекта.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы:
- состав денежных потоков инвестиционного проекта;
- навыки формирования денежных потоков инвестиционного проекта.
Формируемые компетенции:
ПК-17 - владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов
Актуальность темы:

9
Проект, как и любая финансовая операция порождает денежные потоки.
Денежный поток инвестиционного проекта – это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации порождающего его проекта, определяемая для всего расчетного периода.
Теоретическая часть:
На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:

притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге,

оттоком, равным платежам на этом шаге,

сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.
Денежный поток обычно состоит из частичных потоков от отдельных видов деятельности:

от инвестиционной деятельности,

от операционной деятельности,

от финансовой деятельности.
Вопросы и задания:
1. Сформировать денежные потоки инвестиционного проекта от всех трех видов деятельности.
2. Задача. В бизнес-плане прогнозируются следующие объемы производства и продажи на второе полугодие первого планируемого периода:
Июнь
Июль
Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Производство
100 150 200 250 300 350 400
Продажа
75 100 150 200 200 300 300
Предприятие имело остаток денежных средств на начало проекта в размере $ 2000.
Планируется производство продукции со следующими характеристиками (на единицу продукции):
— затраты сырья — $ 20; затраты по оплате труда — $ 10; прямые накладные расходы
— $ 10; цена реализации - $ 100. Имеется дополнительная информация:
— все прямые расходы оплачиваются в том же месяце, в котором они имели место;
— продажа продукции осуществляется в кредит, период кредитования — 1 месяц;
— в июле компания приобретает новый станок за $ 10 000 оплата которого будет сделана в октябре;
— постоянные накладные расходы и налоги оплачиваются ежемесячно в размере $ 2 000.
Составьте прогноз движения денежных средств на шесть месяцев, т. е. до конца первого


10 года проекта.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме:
1, 2, 3, 4-9
Практическое занятие 7. Тема: Определение нормы дисконта.
Цель занятия: изучение нормы дисконта.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы:
- основы формирования нормы дисконта;
- навыки расчета нормы дисконта.
Формируемые компетенции:
ПК-17 - владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов
Актуальность темы:
При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде.
Основным экономическим нормативом, используемым при дисконтировании, является норма дисконта (r), выражаемая в долях единицы или в процентах в год.
Теоретическая часть:
Как правило, норма дисконта задается исходя из желаемой нормы отдачи на вложенный капитал и степени риска вложений в данный проект.
Различаются следующие нормы дисконта: коммерческая, участника проекта, социальная и бюджетная.
Вопросы и задания:
1. Рассчитать норму дисконта на текущую дату.
2. Рассчитать норму дисконта с учетом стоимости кредита на текущую дату.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме:
1, 2, 3, 4-9
Практическое занятие 8. Тема: Расчет коэффициента дисконтирования денежных
потоков инвестиционного проекта.
Цель занятия: Расчет коэффициента дисконтирования денежных потоков инвестиционного проекта.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы:
- основы определения коэффициента дисконтирования денежных потоков инвестиционного проекта;

11
- навыки расчета коэффициента дисконтирования денежных потоков инвестиционного проекта.
Формируемые компетенции:
ПК-17 - владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов
Актуальность темы:
При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде.
Теоретическая часть:
Как правило, разновременные показатели приводят к моменту времени t = 0, непосредственно после первого шага. Возможно, однако, привидение к фиксированному моменту (например, при сравнении проектов, начинающихся в различные моменты времени).
Дисконтирование денежного потока на шаге t осуществляется путем умножения его значения на коэффициент дисконтирования (для постоянной нормы дисконта), рассчитываемый по формуле
1

t
= ----------------- ;
(1 + r ) t где t – номер шага = 0, 1, 2,…, T ,
Т – горизонт расчета; r- норма или ставка дисконта, выраженная в долях единицы.
Вопросы и задания:
1. Рассчитать коэффициенты дисконтирования денежных потоков реализуемого инвестиционного проекта.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме:
1, 2, 3, 4-9
Практическое занятие 9. Тема: Оценка эффективности инвестиционного проекта.
Цель занятия: оценка эффективности инвестиционного проекта.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы:
- основы оценки эффективности инвестиционного проекта;
- навыки оценки эффективности инвестиционного проекта.
Формируемые компетенции:
ПК-17 - владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового