Файл: Роль развивающей предметно пространственной среды в художественно эстетическом развитии дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль развивающей предметно – пространственной среды

в художественно – эстетическом развитии дошкольников
1сл. Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.
2сл. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
3сл. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
4сл. Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДО - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды.


Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, уровень активности.
5сл. Предметно-пространственная среда, направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников, состоит из следующих компонентов:

1. Содержательный компонент среды определяется и конкретизируется содержанием и задачами каждого вида реализуемой детской деятельности в рамках комплексной деятельности.

Например, содержательной составляющей среды для нескольких интегрированных видов детской деятельности: изобразительная деятельность — игра-концерт (рисование, пение, ролевая игра, коммуникативная деятельность): тема «Мы — музыкальная семья», содержание: дети рисуют свою семью, вместе с родителями изготавливают инструменты, готовят концерт (несколько номеров вместе с родителями), поют песни о семье или любимые песни своей семьи, используя в концерте изготовленные инструменты.

Содержательный компонент выражается в материальном компоненте (подбор материалов и оборудования исходя из поставленных задач)
6сл. 2. Материальный компонент выступает носителем содержания деятельности ребенка по реализации детского опыта.

Материальную составляющую среды можно рассмотреть на примере интегрированного вида деятельности: игры-концерта: — материалы и оборудование для реализации содержания мероприятия: музыкальные инструменты, диски с записями детских песен; — стимулирующий материал: объявление, например, о празднике для всех мам и приглашение посетить концерт; — дидактический материал: алгоритм подготовки праздника, его программа.
7сл. 3. Организационный компонент — это совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе осуществления конкретной комплексной деятельности. Этот компонент рассматривается как характеристика следующих компонентов: зон, центров, микроцентров предметно-пространственной развивающей среды в пространстве группы, обеспечивающих осуществление интегрированной деятельности; способы пространственного размещения и подачи детям предметно-развивающих материалов.

Можно выделить центры и микроцентры группы РППС, где дети занимаются художественно-эстетической деятельностью: — музыкально-театральные, соответствующие музыкально-художественной деятельности; — двигательный,

соответствующий двигательной активности; — социально-эмоциональные, речевые, соответствующие коммуникативной деятельности; — игра, соответствующая игровой деятельности.
8сл. 4. Личностная составляющая среды — это совокупность участников целостной деятельности и модальностей их совместной деятельности в процессе осуществления данной интегрированной деятельности.
9сл. Нужно обращать внимание ребенка на качество и фактуру современных материалов, отделку игрушек, предметов обстановки. Малыш лучше усваивает учебный материал, если мебель, которой он пользуется при этом, удобна и красива, если у него есть необходимый ассортимент хорошо сделанных принадлежностей, привлекательных и качественных материалов для той или иной деятельности, если он зрительно хорошо воспринимает образец и ничто не отвлекает его внимание. Если ребенок имеет дело с материалами, выполненными на высоком качественном уровне, у него воспитывается аккуратность, бережливость, интерес к труду взрослого.
10сл. Значительную роль в развитии ребенка - дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т.д., с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей.
11сл. Уголок природы должен быть доступен детям, чтобы они могли наблюдать жизнь растений и животных, ухаживать за ними. Важно изящно и грамотно оформить эти уголки. Цветы и растения можно сгруппировать в живописные композиции на специальных подставках; не следует монотонно расставлять их по подоконникам. Интерьер всегда украсят работы детей из природного материала, со вкусом оформленные.
12сл. Вопросы окраски и освещения интерьера необходимо рассматривать в тесной связи. Человеческий глаз воспринимает освещение и цвет благодаря свету отраженного от предметов. Цвет и свет лота зависят от того, как и каким цветом освещена поверхность предмета. При ярком солнечном свете цвета хорошо различимы, при недостаточном освещении цвета тускнеют и плохо можно различить оттенки цвета.


Свет должен обеспечивать хорошее самочувствие, настроение, предупреждать преждевременную усталость, способствовать высокой производительности, деятельности.
13сл. Изо-студия должна быть оснащена столами-мольбертами, рисовальными тумбами со сменным покрытием (бумага, линолеум, фланель и др.) для разнообразной художественной индивидуальной и коллективной деятельности. Необходимо предусмотреть использование детьми различных изобразительных техник.

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми. Такой деятельностью они могут заниматься и самостоятельно, без помощи взрослого, насколько позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы.

Эстетически развивающую среду образуют и произведения художественного творчества детей. Среда, оформленная детскими произведениями, имеет огромное общеразвивающее значение: дети видят свое произведение среди других, могут сравнить, понять их достоинства.
14сл. Что из себя должен представлять уголок изодеятельности для детей первой младшей группы? Задача этого возраста - сенсорное развитие ребенка. Здесь рано еще знакомить детей с эталонами формы и цвета, но нужно познакомить со свойствами и качеством изоматериалов, пробудить интерес к ним и желание действовать с ними. Нужно позаботиться о том, что, прежде чем научить ребенка что-то изображать, у него должны быть представления о том, что из себя представляет тот или иной изобразительный материал. Поэтому любой новый материал ребенок должен апробировать. Дайте ему возможность самостоятельно "помалевать" красками, карандашами, мелками, шариковой ручкой, фломастерами, научите его действовать свободно. Меняйте величину формата бумаги, пусть дети рисуют на любых больших листах, в разном направлении, изобразительный материал, цвет используют по своему усмотрению. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими техниками изображения, как кляксография, рисование пальцами.

Повседневно важно давать возможность детям лепить из глины: скатывать и раскатывать на столе, украшать изделия.
15сл. Детей второй младшей группы важно знакомить с эталонами формы; необходимо побуждать их изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

В этом возрасте продолжается и решение поставленной ранее задачи, а именно - сенсорное развитие. Малыши знакомятся с техниками изображения, а значит, с новыми возможностями изобразительных материалов. Сначала покажите, а затем предоставьте возможность ребенку самостоятельно порисовать цветным клейстером. Пока у детей есть интерес, нужно предоставить им возможность выбора: разноцветный клейстер, плотная бумага, мягкие или щетинные разного размера кисти или поролон.


16сл. Можно предложить рисование на накрахмаленной ткани. Для этой цели предлагается бумага, различная по цвету и форме. Можно предложить различные накрахмаленные детали (воротничок, юбка для куклы или для уголка ряжения, скатерть, салфетки, косынки для кукольного уголка).

17сл. С большим интересом ребята используют такую технику, как рисование печатками. Для этой цели им предлагаются различная форма и цвет бумаги. В данном случае поможет коробка "1000 мелочей", ее можно назвать и по-другому, где сосредоточено все, что бывает лишним, или то, что интересно детям. Например, различные камешки, ракушки, косточки, крупные семечки, кусочки ткани, коры, фольга, ручки, крупные пуговицы и многое другое. Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на месте бумаги разными предметами и разным цветом, штамповать густо и редко. Для этой цели можно предложить различные силуэты предметов (укрась елку, декоративный цветок, осенний лист, дерево и др.).

Что касается лепки, то дети с удовольствием работают с любым пластичным материалом, будь то глина или пластилин. Но лучше всего предоставить возможность лепить из глины, украшать вылепленные изделия.

18сл. Средняя группа - это время серьезного знакомства дошкольников с эталонами цвета. Поэтому уголок изодеятельности в течение года педагог пополняет различными дидактическими играми на развитие чувства цвета: это и цветовой спектр (радуга), и различные эталоны цвета, и дидактические игры, и цветовые дорисовки. 

Что касается аппликации, то с этой целью ребенок использует разные материалы (бумага, ткань, пух, мех, засушенные листья, цветы, веточки, листья кукурузных початков и многое другое). Он уже должен знать свойства и качества бумаги и других материалов, чтобы определиться, какой из них лучше использовать в том или ином случае. Запас знаний и навыков, полученных в этих группах, будет способствовать развитию творческих способностей.

19сл. Как раз такая задача и решается в старшей и подготовительной группах. Здесь нужно продолжать художественное развитие: закрепляются знания об изобразительных материалах, форме, величине, цвете, о средствах художественной выразительности (линия, цвет, композиция, перспектива). Дети смелее пользуются разными техниками изображения, попутно