Файл: Практическое задание 11 Зенгина Галина Валентиновна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 677

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 11_ Зенгина Галина Валентиновна

тип

 

 

Задание 1. 

Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

Эссе

3адание 2.

То же о работе при сенсорной алалии.

Эссе

Задание 3.

Используя пособие Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика». Обоснуйте необходимость логоритмической работы с детьми, страдающими алалией.

Эссе

Задание 4

Составьте «Памятку» для родителей на тему «Если ребенок не говорит».

Сообщение

Задание 5

Сопоставьте алалию с дизартрией и ринолалией.

Таблица

Задание 6

Составьте набор красочных предметных картинок, работа с которыми расширит словарь детей за счет употребления прилагательных – названий признаков предметов и их частей.

Картотека

Задание 1. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии (эссе).

Систему методической работы при моторной алалии я выработала в результате своего опыта работы.

Почти в каждой речевой группе, которую я вела, был ребенок с заключениеммоторная алалия. Это были дети с разным уровнем внимания. Исходя из практики, я сделала вывод, что при правильно построенной коррекционной работе и помощи родителей, детей с заключением моторная алалия, при условии нормы интеллекта, можно добиться хороших результатов. Двое детей с 
моторной алалией, которых я вела в течение трех лет, успешно учатся в общеобразовательном классе школы, не в речевом. Интересен тот факт, который подметили я и воспитатели, что вопреки существующему мнению, не обязательно, у детей с тяжелыми нарушениями речи слабая мелкая моторика.

Коррекционная работа при моторной алалии отличается от работы при дизартрии. Дети, страдающие моторной алалией, имеют достаточные произносительные возможности / в отличие, от дизартрии/, но они не способны ими пользоваться. Им трудно запомнить артикуляционное движение и переключаемость движений. Поэтому, замены звуков у детей с моторной алалией носят непостоянный характер. Например, звук “П” могут заменять то на “Б“, то на “ Т”, на любой другой звук. В отличие от алалии, замены звуков при дизартрии, носят постоянный характер. При моторной алалии ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове. Поэтому, если при дизартрии работы над простыми согласными, как правило, хватает на фронтальных занятиях по звуковой культуре речи, то при моторной алалии – это требует тщательной индивидуальной работы. Если ребенок поступил с заключением: ОНР 1 уровня, моторная алалия, то есть его речь состоит из отдельных звуков, слогов, слов – практически, неговорящий ребенок, то работу я веду следующим образом.

1. Уточняю артикуляцию гласных звуков: А, У, И, О, Э, Ы.

2. Тщательно отрабатываю артикуляционный уклад звуков в последовательности: М, Б, П, В, Ф, Д, Т, Н, Г, К, Х. Вырабатываю зрительную, слуховую память на звук:

- c помощью зрительной опоры: “Послушай. Посмотри. Запомни. ”

- без зрительной опоры: “Послушай. Почувствуй. Запомни. ”

Вырабатываю быструю переключаемость артикуляционного аппарата с одного звука на другой.

- Важно, постоянно повторять уже пройденные звуки.

- Дифференцирую звуки между собой.

3. Соединяю простые согласные звуки с гласными. Отработанный звук + гласный. В дальнейшем добавляю другие пройденные звуки. Соединяю их в слова. Например: ДОМ. БУМ. Соединяю слова в короткие предложения. Ввожу предлоги.



4. Параллельно работаюнад сложными звуками /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ/. Ввожу отработанные звуки в слова со звуками, которые уже сформированы у ребенка. Если необходимо, веду работу над постановкой йотированных гласных.

5. Постепенно пассивный словарь переходит в активный.

6. Важный момент: проговаривая слова, все время отхлопываем, отстукиваем слоги. При словоизменении голосом выделяем окончания.

7. Нарабатываю глагольный словарь и прилагательные.

8. На основе пройденного материала составляем предложения.

Для того, чтобы приучать детей с моторной алалией к работе в коллективе, стимулировать его речь, этому ребёнку я задаю на фронтальном занятии вопрос ребенку так, чтобы ответ ребенка включал уже имеющиеся у него речевые навыки.

Задание 2. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии (эссе).

При работе с детьми имеющими сенсорную алалию используется комплексный подход.

Медикаментозная терапия.

Создание специального речевого режима:

- создание стандартных инструкций побуждения с одинаковым порядком слов и интонаций;

- речевое общение сокращается, снижается слуховая нагрузка. Это необходимо для привлечения внимания к звукам;

- определяется индивидуальный уровень слухового восприятия речевых и неречевых звуков.

Развитие внимания, подражательности и работоспособностив процессе предметно-практической деятельности путем привлечения всех здоровых анализаторов.

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти:

- развитие грубых слуховых дифференциаций на неречевых звуках;

- развитие более тонких слуховых дифференциаций на неречевых звуках;

- включение в ряд неречевых звуков один речевой, но связанный с определенным предметом ;

- дифференциация нескольких речевых звуков связанных с конкретным предметом. Постепенно в ряд звуков включаются слоги, тоже связанные с предметом;

- дифференциация слогов, связанных с конкретным предметом;

- дифференциация слов, далеких по звуко-слоговой структуре;

- дифференциация слов близких по 
слоговой структуре, но далеких по звуковому наполнению;

- дифференциация слов близких и по слоговой структуре, и по звуковому наполнению;

- восприятие и понимание словосочетаний и фраз.

Задание 3. Используя пособие Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика». Обоснуйте необходимость логоритмической работы с детьми, страдающими алалией (эссе).

Различают три формы алалии: две из них — моторная и сенсорная — связаны с нарушением речевых анализаторов (речедвигатель-ного и речеслухового); третья — оптическая алалия — возникает при патологии центрального конца зрительного анализатора.

При анализе речевой патологии у ребенка с алалией необходимо выделить так называемые «негативные» симптомы, связанные с недоразвитием отдельных сторон речи, и «позитивные», связанные с попытками ребенка приспособиться к своей речевой недостаточности.

Одной из важных задач логопедических мероприятий является «управление» аномальным речевым и психическим развитием, возможное его «выравнивание». Этому в значительной мере способствует логопедическая ритмика.

Задание 4. Составьте «Памятку» для родителей на тему «Если ребенок не говорит» (сообщение).

Памятка для родителей   «Если ребенок не говорит»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.

Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова.
Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

1.      Выполнение артикуляционных упражнений

·       Открывать и закрывать «домик».

·       Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).

·       «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.

·       Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).

·       Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)

·       Щелкать «хвостиком» («лошадка»).

·       Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:

а) сдувать ватку с кончика носа;

б) дуть через трубочку в стакан с водой;

в) дуть на мельницу или султанчики.

2.      Массаж пальчиков рук левой и правой

3.      Пальчиковая гимнастика

Ребенок выполняет сам.

1.      Играет на «пианино».

2.      «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.

3.      Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

4.      Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

5.      Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

6.      Покажи «козу».

7.      Покажи «ушки у зайчика».

8.      Играем на «барабане».

9.      Хлопаем в ладоши.

4.      Работа с мелким раздаточным материалом

1.      Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

2.      Работа с вкладышами.

3.      Пирамидки различных размеров.

4.      Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

5.      Шнуровка:

а) используют плотный картон с дырочками;

б) учиться завязывать шнурки.

6.      Застёгивание пуговиц.

7.      Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

 5.      Аппликация

Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки.

 6.      Рисование

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

  7. Развитие словаря

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах,