Файл: Практическое задание 11 Зенгина Галина Валентиновна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 677
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 11_ Зенгина Галина Валентиновна
тип | | |
Задание 1. | Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии. | Эссе |
3адание 2. | То же о работе при сенсорной алалии. | Эссе |
Задание 3. | Используя пособие Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика». Обоснуйте необходимость логоритмической работы с детьми, страдающими алалией. | Эссе |
Задание 4 | Составьте «Памятку» для родителей на тему «Если ребенок не говорит». | Сообщение |
Задание 5 | Сопоставьте алалию с дизартрией и ринолалией. | Таблица |
Задание 6 | Составьте набор красочных предметных картинок, работа с которыми расширит словарь детей за счет употребления прилагательных – названий признаков предметов и их частей. | Картотека |
Задание 1. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии (эссе).
Систему методической работы при моторной алалии я выработала в результате своего опыта работы.
Почти в каждой речевой группе, которую я вела, был ребенок с заключением: моторная алалия. Это были дети с разным уровнем внимания. Исходя из практики, я сделала вывод, что при правильно построенной коррекционной работе и помощи родителей, детей с заключением моторная алалия, при условии нормы интеллекта, можно добиться хороших результатов. Двое детей с
моторной алалией, которых я вела в течение трех лет, успешно учатся в общеобразовательном классе школы, не в речевом. Интересен тот факт, который подметили я и воспитатели, что вопреки существующему мнению, не обязательно, у детей с тяжелыми нарушениями речи слабая мелкая моторика.
Коррекционная работа при моторной алалии отличается от работы при дизартрии. Дети, страдающие моторной алалией, имеют достаточные произносительные возможности / в отличие, от дизартрии/, но они не способны ими пользоваться. Им трудно запомнить артикуляционное движение и переключаемость движений. Поэтому, замены звуков у детей с моторной алалией носят непостоянный характер. Например, звук “П” могут заменять то на “Б“, то на “ Т”, на любой другой звук. В отличие от алалии, замены звуков при дизартрии, носят постоянный характер. При моторной алалии ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове. Поэтому, если при дизартрии работы над простыми согласными, как правило, хватает на фронтальных занятиях по звуковой культуре речи, то при моторной алалии – это требует тщательной индивидуальной работы. Если ребенок поступил с заключением: ОНР 1 уровня, моторная алалия, то есть его речь состоит из отдельных звуков, слогов, слов – практически, неговорящий ребенок, то работу я веду следующим образом.
1. Уточняю артикуляцию гласных звуков: А, У, И, О, Э, Ы.
2. Тщательно отрабатываю артикуляционный уклад звуков в последовательности: М, Б, П, В, Ф, Д, Т, Н, Г, К, Х. Вырабатываю зрительную, слуховую память на звук:
- c помощью зрительной опоры: “Послушай. Посмотри. Запомни. ”
- без зрительной опоры: “Послушай. Почувствуй. Запомни. ”
Вырабатываю быструю переключаемость артикуляционного аппарата с одного звука на другой.
- Важно, постоянно повторять уже пройденные звуки.
- Дифференцирую звуки между собой.
3. Соединяю простые согласные звуки с гласными. Отработанный звук + гласный. В дальнейшем добавляю другие пройденные звуки. Соединяю их в слова. Например: ДОМ. БУМ. Соединяю слова в короткие предложения. Ввожу предлоги.
4. Параллельно работаюнад сложными звуками /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ/. Ввожу отработанные звуки в слова со звуками, которые уже сформированы у ребенка. Если необходимо, веду работу над постановкой йотированных гласных.
5. Постепенно пассивный словарь переходит в активный.
6. Важный момент: проговаривая слова, все время отхлопываем, отстукиваем слоги. При словоизменении голосом выделяем окончания.
7. Нарабатываю глагольный словарь и прилагательные.
8. На основе пройденного материала составляем предложения.
Для того, чтобы приучать детей с моторной алалией к работе в коллективе, стимулировать его речь, этому ребёнку я задаю на фронтальном занятии вопрос ребенку так, чтобы ответ ребенка включал уже имеющиеся у него речевые навыки.
Задание 2. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии (эссе).
При работе с детьми имеющими сенсорную алалию используется комплексный подход.
Медикаментозная терапия.
Создание специального речевого режима:
- создание стандартных инструкций побуждения с одинаковым порядком слов и интонаций;
- речевое общение сокращается, снижается слуховая нагрузка. Это необходимо для привлечения внимания к звукам;
- определяется индивидуальный уровень слухового восприятия речевых и неречевых звуков.
Развитие внимания, подражательности и работоспособностив процессе предметно-практической деятельности путем привлечения всех здоровых анализаторов.
Развитие слухового восприятия, внимания, памяти:
- развитие грубых слуховых дифференциаций на неречевых звуках;
- развитие более тонких слуховых дифференциаций на неречевых звуках;
- включение в ряд неречевых звуков один речевой, но связанный с определенным предметом ;
- дифференциация нескольких речевых звуков связанных с конкретным предметом. Постепенно в ряд звуков включаются слоги, тоже связанные с предметом;
- дифференциация слогов, связанных с конкретным предметом;
- дифференциация слов, далеких по звуко-слоговой структуре;
- дифференциация слов близких по
слоговой структуре, но далеких по звуковому наполнению;
- дифференциация слов близких и по слоговой структуре, и по звуковому наполнению;
- восприятие и понимание словосочетаний и фраз.
Задание 3. Используя пособие Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика». Обоснуйте необходимость логоритмической работы с детьми, страдающими алалией (эссе).
Различают три формы алалии: две из них — моторная и сенсорная — связаны с нарушением речевых анализаторов (речедвигатель-ного и речеслухового); третья — оптическая алалия — возникает при патологии центрального конца зрительного анализатора.
При анализе речевой патологии у ребенка с алалией необходимо выделить так называемые «негативные» симптомы, связанные с недоразвитием отдельных сторон речи, и «позитивные», связанные с попытками ребенка приспособиться к своей речевой недостаточности.
Одной из важных задач логопедических мероприятий является «управление» аномальным речевым и психическим развитием, возможное его «выравнивание». Этому в значительной мере способствует логопедическая ритмика.
Задание 4. Составьте «Памятку» для родителей на тему «Если ребенок не говорит» (сообщение).
Памятка для родителей «Если ребенок не говорит»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?
Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.
Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова.
Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.
1. Выполнение артикуляционных упражнений
· Открывать и закрывать «домик».
· Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).
· «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
· Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).
· Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)
· Щелкать «хвостиком» («лошадка»).
· Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:
а) сдувать ватку с кончика носа;
б) дуть через трубочку в стакан с водой;
в) дуть на мельницу или султанчики.
2. Массаж пальчиков рук левой и правой
3. Пальчиковая гимнастика
Ребенок выполняет сам.
1. Играет на «пианино».
2. «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.
3. Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
4. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
5. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
6. Покажи «козу».
7. Покажи «ушки у зайчика».
8. Играем на «барабане».
9. Хлопаем в ладоши.
4. Работа с мелким раздаточным материалом
1. Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.
2. Работа с вкладышами.
3. Пирамидки различных размеров.
4. Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.
5. Шнуровка:
а) используют плотный картон с дырочками;
б) учиться завязывать шнурки.
6. Застёгивание пуговиц.
7. Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.
5. Аппликация
Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки.
6. Рисование
Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.
7. Развитие словаря
Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах,