Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1052

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения Российской Федерации
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь
Москва
2018

Оказание первой помощи при травмах и неотложных состояниях имеет особое значе- ние: у пострадавших в течение короткого времени могут развиться тяжелые и даже не- обратимые нарушения в организме, поэтому большинство мероприятий первой помощи должно выполняться незамедлительно.
Оказать первую помощь и поддержать жизнь пострадавшего до прибытия бригады скорой медицинской помощи могут очевидцы происшествия и сотрудники экстренных служб. В этой связи в Российской Федерации существует острая необходимость создания всех условий для активного оказания первой помощи широкими слоями населения. Каж- дый гражданин должен обладать навыками оказания первой помощи – это может спасти жизнь ему самому, его близким, а также дру- гим людям в случае экстренной ситуации.
В настоящее время для обучения граждан навыкам оказания первой помощи используются различные, часто не соответствующие друг другу и современ- ному законодательству учебники и учебные пособия. Уровень подготовки лиц,
преподающих правила оказания первой помощи, также очень разный.
Одним из ключевых направлений совершенствования оказания первой помощи является создание унифицированной системы обучения потенциальных участников ее оказания. В Минздраве России разработан Учебно-методический комплекс для обучения различных групп населения правилам оказания первой помощи, в том числе и для подготовки лиц, преподающих правила оказания первой помощи. Использование Учебно-методического комплекса позволит унифицировать обучение первой помощи и проводить его в соответствии с современными правилами ее оказания. Это, в свою очередь, повысит частоту и качество оказания первой помощи, позволит сохранять жизнь и здоровье пострадавших, а также сократит сроки лечения при травмах и неотложных состояниях.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
В.И. Скворцова


Министерство здравоохранения Российской Федерации
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь
Москва
2018

2
УДК 614.8:656.1
ББК 51.1(2)2
П136
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ: Учебное пособие для преподавате- лей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ»
Минздрава России, 2018. 136 с.
Авторы: Л.И.Дежурный, Ю.С.Шойгу, С.А.Гуменюк,
Г.В.Неудахин, А.Ю.Закурдаева, А.А.Колодкин, О.Л.Куров,
Л.Ю.Кичанова, А.Ю. Закурдаева, А.А.Эмке
В учебном пособии на основании отечественных и зару- бежных данных изложены современные рекомендации как по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и забо- леваниях, угрожающих жизни и здоровью, так и по препо- даванию навыков первой помощи. Пособие содержит информацию об общих принципах проведения занятий по первой помощи, планы проведения занятий – конспекты,
разработанные в соответствии с примерной программой обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь, раскрывающие информацию о необходимом оборудовании, структуре занятия и его содержании, а также материал для текущего и итогового контроля знаний обучающихся. Пособие предназначено для преподавателей первой помощи, проводящих занятия в рамках специали- зированного учебного курса, предмета, дисциплины по первой помощи, а также лиц, проводящих обучающие модули, которые являются частью какого-либо предмета,
учебного курса или дисциплины.
Издание рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебного пособия для использования в образовательных учреждениях (регистрационный номер рецензии 579 ЭКУ от 18 октября 2018 г.).

3
Сведения об авторах
Дежурный Леонид Игоревич, доктор медицинских наук, главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России, главный научный сотрудник
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и ин- форматизации здравоохранения» Минздрава России, член Межведомственной рабочей группы по совершенствованию оказания первой помощи в Российской
Федерации.
Шойгу Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, директор ФКУ
«Центр экстренной психологической помощи МЧС России», член Межведом- ственной рабочей группы по совершенствованию оказания первой помощи в
Российской Федерации.
Гуменюк Сергей Андреевич, кандидат медицинских наук, главный внештатный специалист по первой помощи Департамента здравоохранения города Москвы,
заместитель директора по медицинской части ГБУЗ «Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города
Москвы».
Неудахин Геннадий Владимирович, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России.
Закурдаева Алина Юрьевна, кандидат юридических наук, юрисконсульт ФГБУ
«Центральный научно-исследовательский институт организации и информати- зации здравоохранения» Минздрава России.
Колодкин Андрей Андреевич, главный внештатный специалист по первой помощи министерства здравоохранения Краснодарского края, преподаватель кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет»
Минздрава России, инструктор курсов BLS provider, BLS instructor и ALS
provider Европейского и Национального Советов по реанимации.
Куров Олег Львович, директор АНО ДПО «Межрегиональная школа первой помощи».
Кичанова Любовь Юрьевна, инструктор первой помощи I категории АНО ДПО
«Межрегиональная школа первой помощи».
Закурдаева Анна Юрьевна, научный сотрудник Автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Экстренная медицина».
Эмке Алиса Александровна, старший преподаватель рисунка ФГБОУ ВО
«Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств», член Московского союза художников и Союза художников России.


4
Сведения о рецензентах
Багненко Сергей Федорович, доктор медицинских наук, профессор, академик
РАН, главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минзд- рава России, ректор ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государствен- ный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава
России.
Гончаров Сергей Федорович, доктор медицинских наук, профессор, академик
РАН, главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава Рос- сии, директор ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»
Минздрава России.
Бояринцев Валерий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, за- ведующий кафедрой скорой медицинской помощи, неотложной и экстремаль- ной медицины ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации.

5
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений ..........................................................................................................
0 9
Ввеление ............................................................................................................................. 10
Часть 1. Основы подготовки участников оказания первой помощи ............................ 11 1.1. Особенности проведения занятий по первой помощи со взрослыми обучающимися ............................................................................... 11
Основные принципы проведения подготовки по первой помощи .................... 11
Рекомендации для эффективного обучения ......................................................... 12 1.2. Особенности проведения теоретических и практических занятий по первой помощи .................................................................................................. 14
Подготовка к обучению. Начало обучения .......................................................... 14
Теоретические занятия (лекции) .......................................................................... 15
Практические занятия ........................................................................................... 15
Решение ситуационных задач ............................................................................... 18 1.3. «Трудные персонажи» (проблемные обучающиеся) на занятиях по первой помощи ............................................................................. 19
Классификация «трудных персонажей» .............................................................. 19 1.4. Оценка результатов подготовки ............................................................................ 21
Часть 2. Примерная программа и планы проведения теоретических и практических занятий по первой помощи .................................................... 22 2.1. Примерная программа обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь ........................................... 22 2.2. Планы проведения теоретических и практических занятий по первой помощи ........................................................ 31
Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи ................. 31
Изучаемые вопросы .................................................................................................. 31
Рекомендации по проведению занятия ................................................................... 32
Введение .................................................................................................................... 32
Основная часть ......................................................................................................... 32
Организация оказания первой помощи в Российской Федерации ....................... 32
Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи ........................... 33
Понятие «первая помощь» ....................................................................................... 36
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию .................................................................. 36
Современные наборы средств и устройств, использующиеся для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам и др.).
Основные компоненты, их назначение ................................................................... 38
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших ....................................................................................... 39


6
Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи
(возможные факторы риска, их устранение) .......................................................... 42
Способы извлечения и перемещения пострадавшего ........................................... 43
Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями ........................................... 46
Основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь ....................................................................................... 46
Заключение ................................................................................................................ 46
Контроль полученных знаний ................................................................................. 47
Тема 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения ......................................................... 47
Изучаемые вопросы .................................................................................................. 47
Рекомендации по проведению занятия ................................................................... 48
Введение .................................................................................................................... 48
Основная часть ......................................................................................................... 48
Основные признаки жизни у пострадавшего ........................................................ 48
Причины нарушения дыхания и кровообращения ................................................ 48
Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего .......................................................................... 49
Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР).
Техника проведения давления руками на грудину пострадавшего и искусственного дыхания при проведении СЛР .................................................. 49
Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий ............................................................................... 52
Показания к прекращению СЛР .............................................................................. 52
Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР.
Устойчивое боковое положение .............................................................................. 52
Особенности СЛР у детей ........................................................................................ 53
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине, ребенку ..................... 54
Практическое занятие по теме 2 ............................................................................. 55
Заключение ................................................................................................................ 56
Контроль полученных знаний ................................................................................. 56
Тема 3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах .......... 57
Изучаемые вопросы .................................................................................................. 57
Рекомендации по проведению занятия ................................................................... 58
Введение .................................................................................................................... 58
Основная часть ......................................................................................................... 58


7
Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего ........................ 58
Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря» .................................................. 59
Признаки различных видов наружного кровотечения
(артериального, венозного, капиллярного, смешанного) ..................................... 59
Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки ....................................... 60
Оказание первой помощи при носовом кровотечении ......................................... 64
Понятие о травматическом шоке, причины и признаки ....................................... 65
Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока ................... 65
Цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего ....................... 65
Основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи ......................................................................... 67
Травмы головы. Оказание первой помощи ............................................................ 67
Особенности ранений волосистой части головы ................................................... 67
Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа ...................... 67
Травмы шеи, оказание первой помощи.
Временная остановка наружного кровотечения при травмах шеи ...................... 68
Фиксация шейного отдела позвоночника
(вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий) .............................................................. 68
Травмы груди, оказание первой помощи ................................................................ 70
Основные проявления травмы груди, особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной
(герметизирующей) повязки .................................................................................... 70
Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом ................. 71
Травмы живота и таза, основные проявления.
Оказание первой помощи ........................................................................................ 71
Закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения.
Оказание первой помощи ........................................................................................ 72
Особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране ...................... 72
Травмы конечностей, оказание первой помощи .................................................... 73
Понятие «иммобилизация».
Способы иммобилизации при травме конечностей .............................................. 73
Травмы позвоночника. Оказание первой помощи ................................................. 74
Практическое занятие по теме 3 ............................................................................. 75
Заключение ................................................................................................................ 75
Контроль полученных знаний ................................................................................. 75
Тема 4. Оказание первой помощи при прочих состояниях ....................................... 76
Изучаемые вопросы .................................................................................................. 76
Рекомендации по проведению занятия ................................................................... 77