ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценочные материалы
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Предметная область: естественно-научные предметы
Учебный предмет: физика
Класс: 10
Составлены в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
| Пункт 2.2. Основной образовательной программы основного общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») |
Пояснительная записка.
Цель промежуточной аттестации - оценить общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс 10 класса.
Структура комплектов для проведения
устного экзамена по физике.
Комплект билетов состоит из 10 билетов, каждый из которых включает 3 задания: 2 теоретических, тест в форме ЕГЭ.
Регламент проведения экзамена.
При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости:
-
справочные таблицы физических величин; -
плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы; -
непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач.
Для подготовки учащимся предоставляется не менее 20 минут на устную часть. 1 час на решение теста.
Работа оценивается исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и вывода затем среднего балла за экзамен.
Критерии оценок при проведении устного экзамена по физике.
Оценивать ответ можно, исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и выводя затем средний балл за экзамен.
При оценивании устных ответов, учащихся на теоретические вопросы целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований к знаниям и умениям той программы, по которой обучались выпускники, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений. Ниже приведены обобщенные
планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными и без наличия, которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.
Физическое явление.
1. *Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение).
2. Условия, при которых протекает явление.
3. Связь данного явления с другими.
4. *Объяснение явления на основе научной теории.
5. *Примеры использования явления на практике (или проявления в природе).
Физический закон
1. Словесная формулировка закона.
2. *Математическое выражение закона.
З. *Опыты, подтверждающие справедливость закона.
4. *Примеры применения закона на практике.
5. Условия применимости закона.
Физический опыт
1. *Цель и схема опыта.
2. Условия, при которых осуществляется опыт.
3. Ход опыта.
4. *Результат опыта (его интерпретация).
Физическая теория
1. Опытное обоснование теории.
2. *Основные понятия, положения, законы, принципы теории.
3. *Основные следствия теории.
4. Практическое применение теории.
5. Границы применимости теории.
Физическая величина
1. *Название величины и ее условное обозначение.
2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс).
3. Определение.
4. *Формула, связывающая данную величину с другими.
5. *Единицы измерения.
6. Способы измерения величины.
Прибор, механизм
1. *Назначение устройства.
2. Схема устройства.
3. *Принцип действия устройства.
4. *Правила пользования устройством и его применение.
Оценка 5 ставится, если учащийся:
-
показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; -
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; -
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; -
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся:
-
правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; -
умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; -
допустил:-
не более одной грубой ошибки и двух недочетов; -
не более одной грубой и одной негрубой ошибки; -
не более двух-трех негрубых ошибок; -
одной негрубой ошибки и трех недочетов; -
четыре или пять недочетов.
-
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; -
незнание наименований единиц измерения ; -
неумение выделить в ответе главное; -
неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; -
неумение делать выводы и обобщения; -
неумение читать и строить графики и принципиальные схемы; -
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов; -
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; -
нарушение техники безопасности; -
небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными; -
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.); -
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; -
ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.; -
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); -
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; -
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий; -
ошибки в вычислениях; -
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; -
орфографические и пунктуационные ошибки.
Перечень экзаменационных вопросов по физике.
-
Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их характеристики (скорость, путь, время, ускорение, перемещение). -
Основные характеристики вращательного движения: период, частота, угловая и линейная скорость. Основные уравнения. -
Законы Ньютона. -
Импульс тела. Закон сохранения импульса. -
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость -
Энергия (кинетическая и потенциальная). Закон сохранения механической энергии. -
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Диффузия. -
Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температура (шкала Цельсия и Кельвина). -
Уравнение состояния идеального газа. (Уравнение Менделеева—Клапейрона). Обобщенный газовый закон. Изопроцессы. -
Первый закон термодинамики. Применение первого закона к изопроцессам. Адиабатный процесс. -
Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя -
Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. -
Электрическое поле. Напряжённость – силовая характеристика электрического поля. Графическое изображение электрических полей. Принцип суперпозиции.
Тестовая часть.
Вариант 1.
1.
А втомобиль движется вдоль прямой дороги. На рисунке представлен график зависимости проекции a его ускорения от времени t. Известно, что при t = 0 автомобиль покоился. Какой путь прошёл автомобиль за промежуток времени от 10 с до 20 с? Ответ выразите в метрах.
2. Четыре одинаковых кирпича массой 3 кг каждый сложены в стопку (см. рисунок). На сколько увеличится сила действующая со стороны горизонтальной опоры на 1-й кирпич, если сверху положить ещё один такой же кирпич? Ответ выразите в ньютонах.
3. Гидроакустик, находящийся на корабле, переговаривается по рации с матросом, находящимся на лодке. Расстояние между кораблем и лодкой составляет 7,5 км. Во время разговора матрос наносит удар гаечным ключом по корпусу своей лодки. Звук от этого удара гидроакустик сначала слышит через рацию, а затем — через свою гидроакустическую аппаратуру. Считая, что второй звук распространяется в воде со скоростью 1500 м/с, найдите время между ударами, которые слышит гидроакустик. (Ответ дайте в секундах.)
4 . Бусинка может свободно скользить по неподвижной горизонтальной спице. На графике изображена зависимость ее координаты от времени. Выберите два утверждения, которые можно сделать на основании графика.
1) Скорость бусинки на участке 1 постоянна, а на участке 2 равна нулю.
2) Проекция ускорения бусинки на участке 1 положительна, а на участке 2 — отрицательна.
3) Участок 1 соответствует равномерному движению бусинки, а на участке 2 бусинка неподвижна.
4) Участок 1 соответствует равноускоренному движению бусинки, а на участке 2 — равномерному.
5) Проекция ускорения бусинки на участке 1 отрицательна, а на участке 2 — положительна.
5. В сосуд с водой полностью погружён алюминиевый груз, закреплённый на невесомой нерастяжимой нити. Груз не касается стенок и дна сосуда. Затем в такой же сосуд с водой погружают железный груз, масса которого равна массе алюминиевого груза. Как в результате этого изменятся модуль силы натяжения нити и модуль действующей на груз силы тяжести?