Файл: Промежуточная аттестация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оценочные материалы

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Предметная область: естественно-научные предметы

Учебный предмет: физика

Класс: 10


Составлены в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)




Пункт 2.2. Основной образовательной

программы основного общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)




Пояснительная записка.
Цель промежуточной аттестации - оценить общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс 10 класса.
Структура комплектов для проведения

устного экзамена по физике.
Комплект билетов состоит из 10 билетов, каждый из которых включает 3 задания: 2 теоретических, тест в форме ЕГЭ.

Регламент проведения экзамена.
При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости:

  • справочные таблицы физических величин;

  • плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы;

  • непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач.

Для подготовки учащимся предоставляется не менее 20 минут на устную часть. 1 час на решение теста.

Работа оценивается исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и вывода затем среднего балла за экзамен.

Критерии оценок при проведении устного экзамена по физике.
Оценивать ответ можно, исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и выводя затем средний балл за экзамен.

При оценивании устных ответов, учащихся на теоретические вопросы целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований к знаниям и умениям той программы, по которой обучались выпускники, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений. Ниже приведены обобщенные
планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными и без наличия, которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.
Физическое явление.

1. *Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение).

2. Условия, при которых протекает явление.

3. Связь данного явления с другими.

4. *Объяснение явления на основе научной теории.

5. *Примеры использования явления на практике (или проявления в природе).
Физический закон

1. Словесная формулировка закона.

2. *Математическое выражение закона.

З. *Опыты, подтверждающие справедливость закона.

4. *Примеры применения закона на практике.

5. Условия применимости закона.
Физический опыт

1. *Цель и схема опыта.

2. Условия, при которых осуществляется опыт.

3. Ход опыта.

4. *Результат опыта (его интерпретация).
Физическая теория

1. Опытное обоснование теории.

2. *Основные понятия, положения, законы, принципы теории.

3. *Основные следствия теории.

4. Практическое применение теории.

5. Границы применимости теории.
Физическая величина

1. *Название величины и ее условное обозначение.

2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс).

3. Определение.

4. *Формула, связывающая данную величину с другими.

5. *Единицы измерения.

6. Способы измерения величины.
Прибор, механизм

1. *Назначение устройства.

2. Схема устройства.

3. *Принцип действия устройства.

4. *Правила пользования устройством и его применение.

Оценка 5 ставится, если учащийся:

  • показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.


Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся:

  • правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул;

  • допустил:

    • не более одной грубой ошибки и двух недочетов;

    • не более одной грубой и одной негрубой ошибки;

    • не более двух-трех негрубых ошибок;

    • одной негрубой ошибки и трех недочетов;

    • четыре или пять недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения ;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • нарушение техники безопасности;

  • небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.


К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

  • ошибки в вычислениях;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

  • орфографические и пунктуационные ошибки.



Перечень экзаменационных вопросов по физике.

  1. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их характеристики (скорость, путь, время, ускорение, перемещение).

  2. Основные характеристики вращательного движения: период, частота, угловая и линейная скорость. Основные уравнения.

  3. Законы Ньютона.

  4. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

  5. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость

  6. Энергия (кинетическая и потенциальная). Закон сохранения механической энергии.

  7. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Диффузия.

  8. Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температура (шкала Цельсия и Кельвина).

  9. Уравнение состояния идеального газа. (Уравнение Менделеева—Клапейрона). Обобщенный газовый закон. Изопроцессы.

  10. Первый закон термодинамики. Применение первого закона к изопроцессам. Адиабатный процесс.

  11. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя

  12. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.

  13. Электрическое поле. Напряжённость – силовая характеристика электрического поля. Графическое изображение электрических полей. Принцип суперпозиции.


Тестовая часть.

Вариант 1.
1.

А втомобиль движется вдоль прямой дороги. На рисунке представлен график зависимости проекции a его ускорения от времени t. Известно, что при t = 0 автомобиль покоился. Какой путь прошёл автомобиль за промежуток времени от 10 с до 20 с? Ответ выразите в метрах.





2. Четыре одинаковых кирпича массой 3 кг каждый сложены в стопку (см. рисунок). На сколько увеличится сила   действующая со стороны горизонтальной опоры на 1-й кирпич, если сверху положить ещё один такой же кирпич? Ответ выразите в ньютонах.
3. Гидроакустик, на­хо­дя­щий­ся на корабле, пе­ре­го­ва­ри­ва­ет­ся по рации с матросом, на­хо­дя­щим­ся на лодке. Рас­сто­я­ние между ко­раб­лем и лод­кой со­став­ля­ет 7,5 км. Во время раз­го­во­ра мат­рос на­но­сит удар га­еч­ным клю­чом по кор­пу­су своей лодки. Звук от этого удара гид­ро­аку­стик сна­ча­ла слы­шит через рацию, а затем — через свою гид­ро­аку­сти­че­скую аппаратуру. Считая, что вто­рой звук рас­про­стра­ня­ет­ся в воде со ско­ро­стью 1500 м/с, най­ди­те время между ударами, ко­то­рые слы­шит гидроакустик. (Ответ дайте в секундах.)

4 Бусинка может сво­бод­но сколь­зить по не­по­движ­ной го­ри­зон­таль­ной спице. На гра­фи­ке изоб­ра­же­на за­ви­си­мость ее ко­ор­ди­на­ты от времени. Вы­бе­ри­те два утверждения, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ва­нии графика.

 

1) Скорость бу­син­ки на участ­ке 1 постоянна, а на участ­ке 2 равна нулю.

2) Проекция уско­ре­ния бу­син­ки на участ­ке 1 положительна, а на участ­ке 2 — отрицательна.

3) Участок 1 со­от­вет­ству­ет рав­но­мер­но­му дви­же­нию бусинки, а на участ­ке 2 бу­син­ка неподвижна.

4) Участок 1 со­от­вет­ству­ет рав­но­уско­рен­но­му дви­же­нию бусинки, а на участ­ке 2 — равномерному.

5) Проекция уско­ре­ния бу­син­ки на участ­ке 1 отрицательна, а на участ­ке 2 — положительна.


5. В сосуд с водой полностью погружён алюминиевый груз, закреплённый на невесомой нерастяжимой нити. Груз не касается стенок и дна сосуда. Затем в такой же сосуд с водой погружают железный груз, масса которого равна массе алюминиевого груза. Как в результате этого изменятся модуль силы натяжения нити и модуль действующей на груз силы тяжести?