Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии Практическое занятие 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Дисциплина: Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Мацко Оксана Викторовна
Преподаватель:
Черемных Полина Антоновна
Задание 1.
Максимальное количество баллов – 3
Раздел: Особенности развития и образования детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха.
Решите педагогическую задачу:
Мама девочки (3,5 года, совсем не разговаривает, не откликается на слова) обратилась к невропатологу. После обследования врач назвал отсутствие речи следствием (вторичной причиной) и направил маму с ребенком к другому специалисту.
Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:
1. Какова причина отсутствия речи, если первостепенная причина не является речевой?
2. К какому специалисту отправили маму с ребёнком? Предположительный диагноз?
3. Что делать маме девочки, куда обратиться и в какое образовательное учреждение определить учиться девочку после подтверждения диагноза?
Оформите письменный ответ на три вопроса в следующем формате: не менее 1 страницы печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегель, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Предположительный диагноз аутизм
Речевая инактивность характерна для ряда расстройств аутистического спектра. В довербальном периоде у детей может отсутствовать лепет, реакция на свое имя, указательный жест. Появление слов задерживается до 1,5 лет, иногда дольше (до 3-4 лет). Типичны эхолалии, отсутствие реакции на обращенную речь, неспособность к установлению коммуникативного контакта с окружающими. У некоторых детей с аутизмом устная речь не развивается совсем.
При подозрении на задержку развития у ребенка, аутистические расстройства, семью обязательно должен проконсультировать педиатр и детский психолог. В зависимости от особенностей наблюдаемых нарушений, могут быть показаны консультации логопеда, коррекционного педагога,
детского невролога, гастроэнтеролога, кардиолога, физиотерапевта, реабилитолога.
Маме необходимо пройти полное обследование с ребенком, для постановки точного диагноза. После постановки диагноза, ребенка необходимо устроить в ДОУ с коррекционным развитием.
Задание 2.
Максимальное количество баллов – 3
Раздел: Особенности развития и образования детей дошкольного возраста, имеющих нарушение интеллекта.
Решите педагогическую задачу:
В семьях, где есть дети с нарушением интеллекта, к воспитанию таких детей часто относятся не совсем правильно. Одни родители балуют детей, ограждают от забот, выполняют все их капризы. Другие постоянно одёргивают, ругают, наказывают детей.
Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:
1. Какие черты характера могут сформироваться у ребёнка с нарушением интеллекта при двух указанных типах воспитания?
2. Каким должно быть грамотное поведение родителей с ребёнком с нарушением интеллекта? Свой ответ обоснуйте.
Оформите письменный ответ на два вопроса в следующем формате: не менее 1 страницы печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегель, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, часто используются неправильные модели воспитания. Ниже приводятся их характеристики.
Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, они сами ограничивают возможности его развития. Однако родителям ребенка с отклонениями в развитии, как правило, трудно определить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необходимо помочь.
Родители как бы помещают ребенка в «тепличные» условия, в связи с чем он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и самостоятельности. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития.
Жестокое отношение
Жестокое обращение с детьми чаще встречается в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой. Ребенок может ежедневно наказываться физически, подвергаться избиениям, насмешкам и надругательствам. Есть примеры, когда ребенок может быть оставлен на несколько дней без еды и воды, помещен в собачью будку, закован в цепи или привязан к столбу.
У ребенка развиваются следующие качества:
-расстройства эмоциональной сферы (повышенная тревожность, частые смены настроения, подавленность, склонность к слезам, вспышки агрессии, раздражительность, тревожность, депрессия, нарушение самооценки, злость, чувство вины и стыд);
-нарушения взаимоотношений (чувство одиночества, изолированность);
-заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, чувство беспомощности (это чувство усиливается, если ребенок делает попытки прекратить насилие, сообщить о происходящем, но встречает непонимание и даже гнев со стороны взрослых, к которым он обращается за помощью);
Следует отметить, что отношения, которые устанавливает родитель с больным ребенком, осуществляются чаще всего в виде воспитательного процесса. Поэтому выбор родителем форм контакта с ребенком и определяет модель его воспитания.
В том случае, если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их как приспосабливаться к особенностям ребенка, так и адаптировать его к окружающей жизни и к своим требованиям. Где рождается желание помочь, чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение (гипоопека).
Исследование детско-родительских отношений является чрезвычайно важным, так как оно обеспечивает возможность позитивного изменения условий развития личности ребенка с умственной отсталостью.
Семья является одной из важнейших составляющих в развитии адекватной, интеллектуально, физически, эмоционально, морально и нравственно развитой личности.
Развитие ребёнка в огромной степени зависит от правильности воспитательных воздействий, семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении.
Поэтому, очень важно проводить своевременную работу с родителями, которая включает обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи. А также работу, направленную на повышение уровня психолого-педагогической культуры, так как от него зависит возможность выбора родителями оптимальных детско-родительских отношений.
Родители детей – инвалидов, должны обладать следующими качествами, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние:
— иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
— строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
— четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
— развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.
Задание 3.
Максимальное количество баллов – 3
Раздел: Инклюзия и интеграция в Российской Федерации.
В настоящее время современное российское общество пришло к пониманию и созданию комфортных условий и доступа к получению образования всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Существует две формы образования: инклюзия и интеграция, которые имеют много общего и различного.
Наиболее значимую информацию по данному вопросу необходимо разместить в таблице с учётом практического применения данных форм образования в детском саду. Заполните предложенную таблицу, по каждой форме образования детей с ОВЗ опишите: цель образования, перечислите обязательные условия и способы их создания, кто является участником этой формы образования, опишите кратко программу обучения детей и каким образом применяется каждая форма в педагогической практике.
Таблица – Инклюзия и интеграция в педагогической практике
Критерии описания | Интеграция | Инклюзия |
Цель | помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни. | является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.. |
Создание условий | - создать специальные условия для детей с особенностями развития; - помочь таким детям освоить учебную программу, не отклоняясь от стандартов школьного образования; - уменьшить или снизить функциональные нарушения у детей; - создать уважительную и принимающую атмосферу; - наладить диалог с другими детьми, научить коммуникации; - поддерживать в вопросах обучения и социализации; - оказывать психологическую поддержку; - формировать позитивное отношение к себе и жизни. | - создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ - обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; |
Участники | педагоги, дети с ОВЗ, родители | педагоги, дети с ОВЗ, родители, дополнительные специалисты |
Программа обучения | По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:
Интегрированное обучение имеет свои принципы и особенности:
| - построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами; - интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций; - обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам; |
Применение в педагогической практике | Интегрированное обучениеВ российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу. | Инклюзивное обучениеЭто образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками. |
Задание 4.
Максимальное количество баллов – 4
Раздел: Принципы, цели и задачи, содержание, методы обучения и воспитания.
Напишите эссе на тему «Практический функционал работы учителя-дефектолога в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегель, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Содержание работы учителя-дефектолога исходит из цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям, нуждающимся в коррекции.
Содержание работы педагога подчинено следующим задачам коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка:
- Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
- Составление индивидуальных комплексных программ;
- Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются:
- Диагностическое
- Коррекционное
- Аналитическое
- Консультативно-просветительское
- Организационно-методическое
Основной задачей диагностического направления можно считать выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях.