Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии Практическое занятие 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Никогда не игнорируйте истинную, неконтролируемую истерику. И не забывайте – необходимо игнорировать состояние, а не самого ребёнка.
• Плач ребёнка и истерики выводят из себя, но очень важно контролировать свои эмоции, будьте спокойными (хотя бы внешне, так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы ребёнок успокоился.
• Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.
Каждому человеку очень важно чувствовать свою признанность, внимание, свою важность, а ребёнку более всего, особенно со стороны близких ему людей. Если этого не происходит, ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я», свою не признанность, не замеченность, игнорирование или недостаточное внимание со стороны близких ему людей, отказ в чем – то нужном и желанном, неуважительное отношение со стороны других, отсутствие похвалы. Реакцией на такое отношение является обида.
• Главное! Нельзя проходить мимо детской обиды, постарайтесь выяснить причину обиды и разработайте тактику корректировки обидчивости ребёнка;
• Вместо того чтобы развернуться и уйти в ответ на обиженный крик малыша, объясните причины своих действий, почему идете в поликлинику, а не на детскую площадку, почему просите съесть на обед суп, и только потом – конфету. Не доводите ситуацию до того чтобы ребёнок замкнулся в себе, это опасный сигнал;
• Принимайте ребёнка таким, какой он есть, уважайте его мнение, ведите с малышом диалог, учитесь договариваться, приходить к компромиссу;
• Уделяйте ребёнку достаточно внимания, укрепляйте эмоциональную сферу, рассказывайте на примерах сказок и мультфильмов как можно реагировать на обиду.
• Помогите ребёнку выйти из состояния обиды, например, сходите в кино, парк, посмотрите мультфильм, после чего обсудите ситуацию, которая привела к обиде, это очень важно и ищите способы её преодоления.
• Обычно у обиды следующий алгоритм: «Обида – Злость – Отмщение». Такой алгоритм очень сложный для социальной адаптации, поэтому очень важно научить ребёнка ломать этот стереотип с помощью повышения его самооценки.
Научите ребёнка одному из важных аспектов: «Прощать и просить прощения» – осмысленно, осознанно (знать за что, на личном примере или с помощью сказок и мультфильмов.
Не обязательно, чтобы ребенок прощал своего обидчика, важно добиться того, чтобы он перестал копить в себе негативные чувства, от которых будет страдать только он сам. Ведь мир прекрасен, в нем много всего хорошего, поэтому ребенка надо научить видеть лучшее, что есть в этой жизни
Задание 6.
Максимальное количество баллов – 5
Раздел: Особенности развития и образования детей дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения.
Для выполнения данного задания студентам рекомендуется посмотреть авторский видеоматериал по теме: «Коррекционно-развивающее занятие для детей с нарушением зрения».
Авторское право на видео принадлежит Зуевой Яне Борисовне, ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=sYkKIN6gU9k
Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Ссылка на видео хостинга https://www.youtube.com/watch?v=sYkKIN6gU9k
Воспроизвести видео
Внимательно посмотрите предложенный учебный видеоматериал «Коррекционно-развивающее занятие для детей с нарушением зрения «Разноцветные зонты».
Проанализируйте представленное занятие в соответствии с предложенным перечнем вопросов:
1. Какова цель данного занятия?
2. Каковы задачи данного занятия?
3. Возраст детей на данном занятии?
4. Дети с какими нарушениями присутствовали на данном занятии?
5. Какие материалы и оборудование были использованы на данном занятии?
6. Что делали ребята на организационном моменте занятия?
7. С какой целью был организован просмотр фрагмента мультфильма?
8. Для чего было организовано обсуждение частей зонта, цветов и текстур?
9. Для чего дефектолог предложил детям собрать пазлы?
10. Как называется деятельность, когда ребята приклеивали пазлы на рисунок зонтика на бумаге?
11. Для чего дефектолог предложил ребятам поменяться местами?
12. Зачем дефектолог предложил ребятам помогать друг другу?
13. Почему в динамической паузе была использована именно гимнастика для глаз?
14. Сколько по времени длилось занятие? Соответствует ли время проведения занятия возрастным особенностям детей?
15. Было ли обсуждение данного занятия, подведение итогов? Необходимо ли оно?
Полученные ответы оформите в виде письменной учебной работы, содержащей оглавление, основной текст и необходимые выводы.
Коррекционно-развивающее занятие для детей с нарушением зрения «Разноцветные зонты».
Целью данного занятия является развитие полисенсорного восприятия предметов, через ознакомления с зонтом, его функциями и строением.
Основными задачами занятия является: расширение представлений о строении и функциях зонта; закрепление умений планомерно обследовать предмет, зрительно с использованием сохранных анализаторов: слуха, осязания;
развивать цветовосприятие, цветоразличение, стимулировать зрительно-поисковую активность; тренировать прослеживающую функцию глаз; закреплять правила вежливого общения в разных жизненных ситуациях.
Подгруппа сформирована с учетом познавательных возможностей и с учетом зрительных нарушений.
На занятии присутствовали дети с амблиопией и косоглазием.
На занятиях были использованы разноцветные пазлы, разной формы. На занятиях дети учились различать пазлы по цвету, по форме.
Далее ребятами был просмотрен мультфильм про зонт. Просмотр мультфильма был организован с целью ознакомления детей с зонтом, из каких частей он состоит, какие виды зонтов бывают. Обсуждение частей зонтов, цвета и материала изготовления необходимо для развития у детей цветоразличения, развития осязания.
Затем ребятам необходимо, было выбрать цвет пазла в соответствии нарисованному изображению на листе. Далее необходимо было наклеить соответствующий цвет пазлов на зонт, некоторые ребята справились быстро и начали помогать другим детям. В результате у детей формируются навыки вежливого общения и взаимопомощи. Также детям было предложено поменяться местами при выполнении данного задания, для развития цветовосприятия у детей.
Данное занятия длилось недолго 10 минут.
В конце занятия, педагог вместе с детьми подвели итог занятия: что делали, чему научились, было ли интересно?
Задание 7.
Максимальное количество баллов – 2
Раздел: Особенности развития и образования детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Решите педагогическую задачу:
Ребёнок 7 лет состоит на учёте у психиатра с диагнозом «задержка психического развития» (ЗПР). Мама обратилась в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) по поводу предстоящего обучения в школе. Мальчик был обследован в психолого-медико-педагогической комиссии. Специалисты отметили у него хорошую механическую память, ребёнок называет цифры, знает некоторые буквы, стихи, мышление конкретное, мелкая моторика развита. Мальчик сам по себе импульсивен, неусидчив и гиперактивен.
Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:
1. В школе какого вида рекомендуется учиться мальчику?
2. Если мама ребёнка откажется от коррекционной школы, возможно ли обучение мальчика в общеобразовательной школе? Поясните свой ответ.
3. Помощь каких специалистов и педагогов требуется для ребенка? Какой у них функционал?
Оформите письменный ответ на два вопроса в следующем формате: не менее 1 страницы печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегель, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
При определении места будущего обучения учитываются возможности у детей с ЗПР. Исходя из них создаются малочисленные группы в специализированных или рядовых учебных заведениях.
Необходимы дополнительные занятия со специалистами, направленные на развитие навыков и способностей деток, позволяющих полностью интегрироваться в общество. Чем раньше начинается работа профессионалов, тем быстрее достигается результат.
Такие организации относятся к образовательным учреждениям 7 типа. В них дается дошкольное и школьное образование 1, 2 ступени (начальное, базовое общее образование). Поступить в класс возможно после подтверждения диагноза медицинской комиссией и при желании родителей.
Дети с ЗПР могут обучаться либо в классах коррекции в обычной школе (наполняемостью до 12 человек), либо в обычных классах вместе со всеми детьми. При этом должна составляться адаптированная программа для этого ребёнка, в которой период начального образования может растягиваться на год, а также проводятся дополнительные коррекционные занятия логопедом и психологом. Обучение таких детей в обычной школе, в классе с 30 детьми, ведет к неуспеваемости ребенка, его неуспешности (ребенок не чувствует, что он успешен), и как следствие, полное отсутствие мотивации к обучению.
Помимо уроков, врачи, педагоги проводят дополнительные занятия и исследования, чтобы отследить динамику развития каждого обучающегося, выявить причины заболевания и скорректировать их.
Коррекционное образование имеет несколько ведущих направлений:
-
диагностическое; -
лечебно-профилактическое; -
корректирующее; -
консультативное; -
развивающее; -
социально-трудовое.
В случае успешной коррекционной работы, учащиеся прекращают обучение в специализированном классе и переходят в общеобразовательный. Где продолжают обучение наравне со сверстниками.