ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
Программа «Занимательная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
г. Оренбург, 2022г.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
«Утверждаю»: Директор МОАУ «СОШ №23» Булгакова Т.Е ______________ Приказ №_____ от «__» _____ 2022г. | «Принято»: Педагогический совет Протокол № ____ от «___» _______ 2022г. | «Рассмотрено»: Методический совет Протокол №_____от «___ » _______ 2022г. |
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «Занимательная математика»
Возраст детей: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель рабочей программы:
Учитель начальных классов: Долгих Д.А.
г. Оренбург, 2022г.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе книг В.В. Волиной «Праздник числа» и Т.К. Жикалиной «Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах».
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Не менее важный фактор реализации данной программы - стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые заключаются в следующем:
«формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».
Адресат программы: обучающиеся 6-8 лет.
Объём программы: 25 часов.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Цели:
формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии);
ориентир на усвоение научных (математических) понятий;
развитие интереса к науке математике;
формирование понимания связи математики с повседневной жизнью
Задачи:
Закрепление и расширение знаний учащихся по основным темам Программы;
Формирование первоначальных представлений о понятиях, не включенных в Программу;
Формирование интереса к математике, как к науке;
Формирование умения применять математические знания в повседневной жизни;
Развитие логического мышления;
Развитие познавательного интереса.
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика»
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету математики;
- понимание роли математических действий в жизни человека;
- интерес к видам учебной деятельности, включая элементы, наблюдение и предметно-исследовательскую деятельность;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- понимание причин успеха в учебе;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- интереса к познанию математических фактов, зависимостей, количественных отношений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- видеть возможные математические ошибки на основе знания операционального состава действия, предотвращать их («ошибкоопасные» места при сложении и вычитании чисел);
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
- понимать смысл инструкции учителя, заданий в учебнике; выполнять действия по ориентиру;
- воспринимать мнения и предложения сверстников о способе решения задачи;
- на основе решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах объектов;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации, используя материал вне учебника и сведения взрослых;
- использовать знаково-символические средства математической записи (чертежи, формулы, схемы) для кодирования информации; на основе этого строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
- проводить сравнение (наглядное, по представлению, сопоставление и противопоставление);
- выделять существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
- строить простые индуктивные и дедуктивные математические суждения;
- строить небольшие математические сообщения в устной форме;
- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
- устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения и обобщения;
- соотносить содержание математических изображений с математической записью;
- моделировать задачи на основе жизненных ситуаций;
- строить рассуждения о математических явлениях;
- пользоваться эвристическими приемами для решения математических задач
Коммуникативные УУД:
- принимать активное участие в работе парами, группами; используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации мнений о математических явлениях в сотрудничестве, договариваясь; - использовать правила вежливости в общении;
- понимать задаваемые вопросы; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, воспроизводить вопросы;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
- развитие навыков сотрудничества при постановке и решении учебных, конкретно- практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или ее непонимание;
- работать с модельными средствами (чертежи, схема, запись позиционного числа) для решения предметных задач;
- организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой обязанности
Предметные результаты изучения курса:
- знать состав числа, приемы сложение и вычитания с переходом через десяток;
- знать принцип составления таблицы сложения;
- знать алгоритм решения сложных уравнений;
- уметь строить схему к уравнению;
- уметь решать сложное уравнение, выделяя целое и части;
- уметь решать сложное уравнение,с помощью схемы, выполнять проверку;
- уметь решать геометрические задачи на нахождение периметра и сторон.
Содержание курса «Занимательная математика»
Формы организации познавательной деятельности
Одной из задач курса стоит развитие познавательного интереса учащихся и формирование интереса к математике как к науке, поэтому занятия строятся в увлекательной форме с использованием элементов игры, конкурса и т.д. На занятиях используется наглядный и раздаточный материал, используется интернет.
Непосредственными формами работы являются: фронтальная, индивидуальная, групповая работа учащихся, выдвижение гипотез, проблемный диалог, учебный диалог, учебное исследование, взаимопроверка и самопроверка, работа с источником информации, прогнозирование результата.
Основные виды работы учащихся:
Работа с источниками информации: работа со справочниками
, учебниками, интернетом. Коммуникативные виды деятельности: участие в учебной беседе, проблемном диалоге, умение слушать, говорить четко и обоснованно, спорить вежливо, опираясь на факты и доказательства, задавать вопросы, отвечать на вопросы и т.д.
Исследовательские виды деятельности: выдвижение гипотез, постановка целей и задач, прогнозирование результатов, составление памяток и т.д., выводы, умозаключения и т.д.
Учебные виды деятельности: чтение заданий, решение числовых выражений, задач, уравнений, отгадывание головоломок, магических квадратов и т.д.
Календарно-тематическое планирование
занятий курса «Занимательная математика»
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во ча сов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | | Математика - это интересно. Как люди научились считать. | 1 | Называть числа в порядке их следования при счёте и обратно. Отсчитывать из множества предметов заданное количество. Считать предметы с использованием количественных и порядковых числительных. |
2 | | Числовые цепочки. Графический диктант. | 1 | Вести поиск цепочки логических рассуждений, позволяющих в итоге с помощью простейших арифметических вычислений дать ответы на поставленные вопросы. |
3 | | Числовые ряды. Графический диктант. | 1 | Считать предметы с использованием количественных и порядковых числительных |
4 | | Магические квадраты. Графический диктант. | 1 | Определять закономерности построения таблиц. На основе наблюдений найти способ решения магического квадрата. Использовать вычислительные навыки для решения магических квадратов. Составлять магические квадраты. |
5 | | Ищем закономерности. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. |
6 | | Игра «Весёлый счёт». | 1 | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание. |
7 | | Арифметические действия, числовые и буквенные ребусы. | 1 | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание. Группировать ребусы по заданному или самостоятельно установленному правилу. Моделировать буквенные ребусы с помощью ключа (самостоятельно или с учителем). |
8 | | Игра «Задумай число». | 1 | Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений. |
9 | | Числовые лабиринты. Графический диктант. Математические раскраски. | 1 | Определять место каждого числа в определенной последовательности. |
10 | | Форма, размер, взаимное расположение. | 1 | Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов |
11 | | Точка. Игра «Путешествие точки». | 1 | Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). |
12 | | Замечательные кривые. Линия (прямая, кривая). Пересекающиеся линии. Графический диктант. | 1 | Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Сравнивать длины отрезков. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами |
13 | | Прямая. Отрезок. Луч. | 1 | Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Сравнивать длины отрезков. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. |
14 | | Угол. Треугольник. | 1 | Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Сравнивать длины отрезков. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами |
15 | | Длина отрезка. | 1 | Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами |
16 | | Найди отличия. Игра «Что не так». | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. |
17 | | Найди сходство. Игра «Кто больше». | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. |
18 | | Игра «Четвёртый лишний». Графический диктант. | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. |
19 | | Продолжи закономерность. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», применять знания и способы действий в измененных условиях. |
20 | | Логические концовки. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», применять знания и способы действий в измененных условиях. |
21 | | Поиск недостающего. | 1 | Контролировать результат своей деятельности. Визуально сравнивать расположение геометрических фигур в пространстве, описывать положение геометрических фигур в пространстве. На основе анализа находить недостающие геометрические фигуры и их правильное расположение в пространстве. |
22 | | Игра «Поиск девятого». Графический диктант. | 1 | Контролировать результат своей деятельности. Визуально сравнивать расположение геометрических фигур в пространстве, описывать положение геометрических фигур в пространстве. На основе анализа находить недостающие геометрические фигуры. |
23 | | Задачи в стихах. Шуточные задачи и загадки. | 1 | Учиться различать и классифицировать задачи по видам. |
24 | | Задачи-шутки. Весёлые вопросы. | 1 | Внимательно слушать и понимать задание. Выделять задачи из предложенных текстов. Составлять свои задачи-шутки на внимание. |
25 | | Задачи на смекалку. | 1 | Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. |