Файл: Программа Занимательная математика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23»



Программа «Занимательная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

г. Оренбург, 2022г.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23»

«Утверждаю»:

Директор МОАУ «СОШ №23» Булгакова Т.Е ______________

Приказ №_____ от

«__» _____ 2022г.

«Принято»:

Педагогический совет

Протокол № ____ от

«___» _______ 2022г.

«Рассмотрено»:

Методический совет

Протокол №_____от

«___ » _______ 2022г.

Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «Занимательная математика»

Возраст детей: 6-8 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель рабочей программы:

Учитель начальных классов: Долгих Д.А.

г. Оренбург, 2022г.

Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе книг  В.В. Волиной «Праздник числа» и Т.К. Жикалиной «Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах». 

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Не менее важный фактор реализации данной программы  -     стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые заключаются в следующем:

«формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».
Адресат программы: обучающиеся 6-8 лет.

Объём программы: 25 часов.

Режим занятий: 1 час в неделю.
Цели:

 формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии);

 ориентир на усвоение научных (математических) понятий;

 развитие интереса к науке математике;

 формирование понимания связи математики с повседневной жизнью
Задачи:

 Закрепление и расширение знаний учащихся по основным темам Программы;

 Формирование первоначальных представлений о понятиях, не включенных в Программу;

 Формирование интереса к математике, как к науке;

 Формирование умения применять математические знания в повседневной жизни;

 Развитие логического мышления;

 Развитие познавательного интереса.
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика»
Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету математики;

- понимание роли математических действий в жизни человека;

- интерес к видам учебной деятельности, включая элементы, наблюдение и предметно-исследовательскую деятельность;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

- понимание причин успеха в учебе;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- интереса к познанию математических фактов, зависимостей, количественных отношений;

- первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;


- понимания чувств одноклассников, учителей.
Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- видеть возможные математические ошибки на основе знания операционального состава действия, предотвращать их («ошибкоопасные» места при сложении и вычитании чисел);

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль в доступных видах учебно-познавательной деятельности;

- понимать смысл инструкции учителя, заданий в учебнике; выполнять действия по ориентиру;

- воспринимать мнения и предложения сверстников о способе решения задачи;

- на основе решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах объектов;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации, используя материал вне учебника и сведения взрослых;

- использовать знаково-символические средства математической записи (чертежи, формулы, схемы) для кодирования информации; на основе этого строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;

- проводить сравнение (наглядное, по представлению, сопоставление и противопоставление);

- выделять существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

- строить простые индуктивные и дедуктивные математические суждения;

- строить небольшие математические сообщения в устной форме;

- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

- устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения и обобщения;

- соотносить содержание математических изображений с математической записью;

- моделировать задачи на основе жизненных ситуаций;

- строить рассуждения о математических явлениях;

- пользоваться эвристическими приемами для решения математических задач
Коммуникативные УУД:

- принимать активное участие в работе парами, группами; используя речевые коммуникативные средства;

- допускать существование различных точек зрения;


- стремиться к координации мнений о математических явлениях в сотрудничестве, договариваясь; - использовать правила вежливости в общении;

- понимать задаваемые вопросы; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, воспроизводить вопросы;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

- развитие навыков сотрудничества при постановке и решении учебных, конкретно- практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или ее непонимание;

- работать с модельными средствами (чертежи, схема, запись позиционного числа) для решения предметных задач;

- организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой обязанности
Предметные результаты изучения курса:

- знать состав числа, приемы сложение и вычитания с переходом через десяток;

- знать принцип составления таблицы сложения;

- знать алгоритм решения сложных уравнений;

- уметь строить схему к уравнению;

- уметь решать сложное уравнение, выделяя целое и части;

- уметь решать сложное уравнение,с помощью схемы, выполнять проверку;

- уметь решать геометрические задачи на нахождение периметра и сторон.
Содержание курса «Занимательная математика»
Формы организации познавательной деятельности

Одной из задач курса стоит развитие познавательного интереса учащихся и формирование интереса к математике как к науке, поэтому занятия строятся в увлекательной форме с использованием элементов игры, конкурса и т.д. На занятиях используется наглядный и раздаточный материал, используется интернет.

Непосредственными формами работы являются: фронтальная, индивидуальная, групповая работа учащихся, выдвижение гипотез, проблемный диалог, учебный диалог, учебное исследование, взаимопроверка и самопроверка, работа с источником информации, прогнозирование результата.
Основные виды работы учащихся:

Работа с источниками информации: работа со справочниками
, учебниками, интернетом. Коммуникативные виды деятельности: участие в учебной беседе, проблемном диалоге, умение слушать, говорить четко и обоснованно, спорить вежливо, опираясь на факты и доказательства, задавать вопросы, отвечать на вопросы и т.д.

Исследовательские виды деятельности: выдвижение гипотез, постановка целей и задач, прогнозирование результатов, составление памяток и т.д., выводы, умозаключения и т.д.

Учебные виды деятельности: чтение заданий, решение числовых выражений, задач, уравнений, отгадывание головоломок, магических квадратов и т.д.

Календарно-тематическое планирование

занятий курса «Занимательная математика»




п/п

Дата

Тема

Кол-во ча

сов

Характеристика деятельности учащихся

1




Математика - это интересно. Как люди научились считать.

1

Называть числа в порядке их следования при счёте и обратно.

Отсчитывать из множества предметов заданное количество.

Считать предметы с использованием количественных и порядковых числительных.

2




Числовые цепочки. Графический диктант.

1

Вести поиск цепочки логических рассуждений, позволяющих в итоге с помощью простейших арифметических вычислений дать ответы на поставленные вопросы.

3




Числовые ряды. Графический диктант.

1

Считать предметы с использованием количественных и порядковых числительных

4




Магические квадраты. Графический диктант.

1

Определять закономерности построения таблиц.

На основе наблюдений найти способ решения магического квадрата.

Использовать вычислительные навыки для решения магических квадратов.

Составлять магические квадраты.

5




Ищем закономерности.

1

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

6




Игра «Весёлый счёт».

1

Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание.



7




Арифметические действия, числовые и буквенные ребусы.

1

Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание.

Группировать ребусы по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Моделировать буквенные ребусы с помощью ключа (самостоятельно или с учителем).

8




Игра «Задумай число».

1

Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений.

9




Числовые лабиринты. Графический диктант. Математические раскраски.

1

Определять место каждого числа в определенной последовательности.

10




Форма, размер, взаимное расположение.

1

Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов

11




Точка. Игра «Путешествие точки».

1

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок).

12




Замечательные кривые. Линия (прямая, кривая). Пересекающиеся линии. Графический диктант.

1

Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.

Сравнивать длины отрезков.

Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами

13




Прямая. Отрезок. Луч.

1

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с
использованием мерок).

Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.

Сравнивать длины отрезков.

Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

14




Угол. Треугольник.

1

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок).

Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.

Сравнивать длины отрезков.

Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами

15




Длина отрезка.

1

Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.

Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами

16




Найди отличия. Игра «Что не так».

1

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.

17




Найди сходство. Игра «Кто больше».

1

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.

18




Игра «Четвёртый лишний». Графический диктант.

1

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.

19




Продолжи закономерность.

1

Выполнять задания творческого и поискового характера с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», применять знания и способы действий в измененных условиях.

20




Логические концовки.

1

Выполнять задания творческого и поискового характера с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», применять знания и способы действий в измененных условиях.

21




Поиск недостающего.

1

Контролировать результат своей деятельности.

Визуально сравнивать расположение геометрических фигур в пространстве, описывать положение геометрических фигур в пространстве.

На основе анализа находить недостающие геометрические фигуры и их правильное расположение в пространстве.

22




Игра «Поиск девятого». Графический диктант.

1

Контролировать результат своей деятельности.

Визуально сравнивать расположение геометрических фигур в пространстве, описывать положение геометрических фигур в пространстве.

На основе анализа находить недостающие геометрические фигуры.

23




Задачи в стихах. Шуточные задачи и загадки.



1

Учиться различать и классифицировать задачи по видам.

24




Задачи-шутки. Весёлые вопросы.

1

Внимательно слушать и понимать задание.

Выделять задачи из предложенных текстов.

Составлять свои задачи-шутки на внимание.

25




Задачи на смекалку.

1

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.