Файл: Роль общения в социализации индивида.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но и принимается, переосмысливается. В результате этого происходит психологическое воздействие одного коммуниканта на другого, что изменяет его поведение. Эффективность коммуникации заключается именно в том, насколько удалось это воздействие.

Коммуникативный процесс возможен лишь тогда, когда люди обладают единой системой кодификации и декодификации.

Коммуникативные барьеры:

  1. Социальные (политические и т.д.)

  2. Психологические (черты характера – застенчивость, скрытность - некоммуникабельность; психологические отношения между людьми).

Виды сигналов по направленности:

- Аксиальный коммуникативный процесс – сигналы направлены единичным приемникам информации,

- Ритиальный коммуникативный процесс – сигналы направлены множеству вероятных адресатов.

Фасцинация – это повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих воздействий.

Типы информации:

  1. Побудительный.

  2. Констатирующая – выступает в форме сообщения.

Средства коммуникаций:

- вербальные

-невербальные.

Вербальная коммуникация – речь.

Невербальная коммуникация:

  1. Оптико-кинетическая система – включает в себя жесты, мимику и пантомимика

ОРГАЙЛ – писатель здесь.

  1. Паралингвистическая и экстралингвистическая система – пара - «добавки» к вербальной коммуникации; экстра – все то, что связано с речью (паузы, покашливания, проглатывания, смешки и т.д.)

  2. Организация пространства и времени коммуникативного процесса – выступает как компонент в коммуникативной ситуации, обозначающей место партнера по общению, а также нормативы относительно временных характеристик общения.

  3. Визуальный контакт – или контакт глаз.




  1. Виды социальных коммуникаций.

Социальная коммуникация - сложное общественное явление, включающее в себя совокупность идей, теорий, отношений, организаций и учреждений.

Выделяют несколько видов социальной коммуникации:

  По характеру аудитории:

-     межличностная (индивидуализированная)

-     специализированная (групповая)

-     массовая

  По источнику сообщения:

-     официальная (формальная)

-     неформальная

  По каналу передачи:

-     вербальная

-     невербальная

9. Средства общения.

Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.


Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.

Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».

Невербальные средства –

Оптико-кинетическая система – включает в себя жесты, мимику и пантомимика

ОРГАЙЛ – писатель здесь.

Паралингвистическая и экстралингвистическая система – пара - «добавки» к вербальной коммуникации; экстра – все то, что связано с речью (паузы, покашливания, проглатывания, смешки и т.д.)

Организация пространства и времени коммуникативного процесса – выступает как компонент в коммуникативной ситуации, обозначающей место партнера по общению, а также нормативы относительно временных характеристик общения.

Визуальный контакт – или контакт глаз.

10.Формы коммуникационных действий по А.В.Соколову

Коммуникационное действие — завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. Субъектами, вступившими в коммуникацию, могут преследоваться три цели: во-первых, реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы; во-вторых, коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего; в-третьих, и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами. Соответственно возможны три формы коммуникационного действия.
1. Подражание ― одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание — главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста. В общественной жизни посредством подражания происходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем, благодаря подражанию, из поколения к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения.



2. Диалог — форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складывается субъект — субъектное отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом "мы".

3. Управление — такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.

Управленческий монолог может быть: в форме приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); в форме внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счёт многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); в форме убеждения, аппелирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.

12. ПЕРЦЕНТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Перцепция – это процесс восприятия одним человеком другого.

Одним из механизмов восприятия образа другого человека является соц. стереотипизация.

Соц.стереотип – это устойчивое представление о явлениях или людях, свойственное представление о явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.

ОШИБКИ ВОСПРИЯТИЯ:

1. Фактор стереотипов

2. Фактор привлекательности – внешний вид; чем ближе к «своим» хорошим оценкам – тем привлекательнее для нас человек.

3. Фактор отношения к нам.

Основными психологическими механизмами восприятия при межличностном общении являются:

Идентификация – (самый простой способ) - это уподобление себя ему.

Эмпатия – это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир и принять его со всеми мыслями и чувствами.

3 уровня развития эмпатии:

- низший,

- средний,

- высший.

Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Факторы, влияющие на ошибки восприятия при межличностном общении:

А) Наличие заранее заданных установок или убеждений, которые имеются у человека задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека;

Б) Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории;

В) Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека;

Г) Безотчётное структурирование личности другого человека;

Д) Эффект «ореола»;

Е) Эффект «проецирования»;

Ж) Эффект «первичности»;

З) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей;

И) отсутствие изменений восприятия и оценки людей, происходящих со временем по естественным причинам ;

К) Эффект «последней информации».
Для более глубокого понимания людей, их восприятия, имеет значение казуальная атрибуция – это объяснение субъектом межличностного восприятия причин поведения других людей.

Закономерности казуальной атрибуции (Келли):

Закономерность тех событий, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемые явления, рассматриваются как его возможные причины.

Если тот поступок, который мы ходим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нить уникальное событие, то мы склонны именно его считать причиной совершенного поступка.


Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий его вариант.

Поведение других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.

Влияние культуры – западная и восточная философия.
На восприятие людей важное значение оказывают:

Стереотипы

Предубеждения – это эмоциональная оценка каких-либо людей, как хороших, так и плохих, даже не знаю их самих и мотивов их поступков

Установки – неосознанная готовность человека определенным обычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа ситуации.
Структура установки:

Когнитивный компонент

Аффективный компонент – отношение к человеку

Поведенческий компонент – готовность к определенным реакциям , соответствующим к убеждениям и поведению человека.

Установки формируются к 25-30 годам под влиянием людей, окружающих нас (родители, друзья, коллеги) и на основе личного опыта многократно повторяющихся ситуаций.

Стойкость установки – это феномен, характеризующий ситуацию когда, трудно опровергнуть ложную ситуацию и если человек логически обосновал ее.
Межличностная аттракция – это различные эмоциональные отношения к воспринимаемому человеку.
13. Эффекты социального познания (ореола, новизны, первичности, прайминга, сохранения и др.)

Познавая социальное окружение, окружающий мир, индивид воспринимает, объясняет и воспроизводит различные социальные аспекты этого мира в своем мышлении. Поэтому процесс социального познания занимает чрезвычайно важное место в жизни человека, в его взаимодействии с другими людьми.

Эффект ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.