ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но и принимается, переосмысливается. В результате этого происходит психологическое воздействие одного коммуниканта на другого, что изменяет его поведение. Эффективность коммуникации заключается именно в том, насколько удалось это воздействие.
Коммуникативный процесс возможен лишь тогда, когда люди обладают единой системой кодификации и декодификации.
Коммуникативные барьеры:
Виды сигналов по направленности:
- Аксиальный коммуникативный процесс – сигналы направлены единичным приемникам информации,
- Ритиальный коммуникативный процесс – сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
Фасцинация – это повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих воздействий.
Типы информации:
Средства коммуникаций:
- вербальные
-невербальные.
Вербальная коммуникация – речь.
Невербальная коммуникация:
ОРГАЙЛ – писатель здесь.
Социальная коммуникация - сложное общественное явление, включающее в себя совокупность идей, теорий, отношений, организаций и учреждений.
Выделяют несколько видов социальной коммуникации:
По характеру аудитории:
- межличностная (индивидуализированная)
- специализированная (групповая)
- массовая
По источнику сообщения:
- официальная (формальная)
- неформальная
По каналу передачи:
- вербальная
- невербальная
9. Средства общения.
Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».
Невербальные средства –
Оптико-кинетическая система – включает в себя жесты, мимику и пантомимика
ОРГАЙЛ – писатель здесь.
Паралингвистическая и экстралингвистическая система – пара - «добавки» к вербальной коммуникации; экстра – все то, что связано с речью (паузы, покашливания, проглатывания, смешки и т.д.)
Организация пространства и времени коммуникативного процесса – выступает как компонент в коммуникативной ситуации, обозначающей место партнера по общению, а также нормативы относительно временных характеристик общения.
Визуальный контакт – или контакт глаз.
10.Формы коммуникационных действий по А.В.Соколову
Коммуникационное действие — завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. Субъектами, вступившими в коммуникацию, могут преследоваться три цели: во-первых, реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы; во-вторых, коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего; в-третьих, и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами. Соответственно возможны три формы коммуникационного действия.
1. Подражание ― одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание — главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста. В общественной жизни посредством подражания происходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем, благодаря подражанию, из поколения к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения.
2. Диалог — форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складывается субъект — субъектное отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом "мы".
3. Управление — такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.
Управленческий монолог может быть: в форме приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); в форме внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счёт многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); в форме убеждения, аппелирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.
12. ПЕРЦЕНТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Перцепция – это процесс восприятия одним человеком другого.
Одним из механизмов восприятия образа другого человека является соц. стереотипизация.
Соц.стереотип – это устойчивое представление о явлениях или людях, свойственное представление о явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.
ОШИБКИ ВОСПРИЯТИЯ:
1. Фактор стереотипов
2. Фактор привлекательности – внешний вид; чем ближе к «своим» хорошим оценкам – тем привлекательнее для нас человек.
3. Фактор отношения к нам.
Основными психологическими механизмами восприятия при межличностном общении являются:
Идентификация – (самый простой способ) - это уподобление себя ему.
Эмпатия – это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир и принять его со всеми мыслями и чувствами.
3 уровня развития эмпатии:
- низший,
- средний,
- высший.
Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Факторы, влияющие на ошибки восприятия при межличностном общении:
А) Наличие заранее заданных установок или убеждений, которые имеются у человека задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека;
Б) Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории;
В) Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека;
Г) Безотчётное структурирование личности другого человека;
Д) Эффект «ореола»;
Е) Эффект «проецирования»;
Ж) Эффект «первичности»;
З) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей;
И) отсутствие изменений восприятия и оценки людей, происходящих со временем по естественным причинам ;
К) Эффект «последней информации».
Для более глубокого понимания людей, их восприятия, имеет значение казуальная атрибуция – это объяснение субъектом межличностного восприятия причин поведения других людей.
Закономерности казуальной атрибуции (Келли):
Закономерность тех событий, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемые явления, рассматриваются как его возможные причины.
Если тот поступок, который мы ходим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нить уникальное событие, то мы склонны именно его считать причиной совершенного поступка.
Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий его вариант.
Поведение других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.
Влияние культуры – западная и восточная философия.
На восприятие людей важное значение оказывают:
Стереотипы
Предубеждения – это эмоциональная оценка каких-либо людей, как хороших, так и плохих, даже не знаю их самих и мотивов их поступков
Установки – неосознанная готовность человека определенным обычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа ситуации.
Структура установки:
Когнитивный компонент
Аффективный компонент – отношение к человеку
Поведенческий компонент – готовность к определенным реакциям , соответствующим к убеждениям и поведению человека.
Установки формируются к 25-30 годам под влиянием людей, окружающих нас (родители, друзья, коллеги) и на основе личного опыта многократно повторяющихся ситуаций.
Стойкость установки – это феномен, характеризующий ситуацию когда, трудно опровергнуть ложную ситуацию и если человек логически обосновал ее.
Межличностная аттракция – это различные эмоциональные отношения к воспринимаемому человеку.
13. Эффекты социального познания (ореола, новизны, первичности, прайминга, сохранения и др.)
Познавая социальное окружение, окружающий мир, индивид воспринимает, объясняет и воспроизводит различные социальные аспекты этого мира в своем мышлении. Поэтому процесс социального познания занимает чрезвычайно важное место в жизни человека, в его взаимодействии с другими людьми.
Эффект ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
Коммуникативный процесс возможен лишь тогда, когда люди обладают единой системой кодификации и декодификации.
Коммуникативные барьеры:
-
Социальные (политические и т.д.) -
Психологические (черты характера – застенчивость, скрытность - некоммуникабельность; психологические отношения между людьми).
Виды сигналов по направленности:
- Аксиальный коммуникативный процесс – сигналы направлены единичным приемникам информации,
- Ритиальный коммуникативный процесс – сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
Фасцинация – это повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих воздействий.
Типы информации:
-
Побудительный. -
Констатирующая – выступает в форме сообщения.
Средства коммуникаций:
- вербальные
-невербальные.
Вербальная коммуникация – речь.
Невербальная коммуникация:
-
Оптико-кинетическая система – включает в себя жесты, мимику и пантомимика
ОРГАЙЛ – писатель здесь.
-
Паралингвистическая и экстралингвистическая система – пара - «добавки» к вербальной коммуникации; экстра – все то, что связано с речью (паузы, покашливания, проглатывания, смешки и т.д.) -
Организация пространства и времени коммуникативного процесса – выступает как компонент в коммуникативной ситуации, обозначающей место партнера по общению, а также нормативы относительно временных характеристик общения. -
Визуальный контакт – или контакт глаз.
-
Виды социальных коммуникаций.
Социальная коммуникация - сложное общественное явление, включающее в себя совокупность идей, теорий, отношений, организаций и учреждений.
Выделяют несколько видов социальной коммуникации:
По характеру аудитории:
- межличностная (индивидуализированная)
- специализированная (групповая)
- массовая
По источнику сообщения:
- официальная (формальная)
- неформальная
По каналу передачи:
- вербальная
- невербальная
9. Средства общения.
Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».
Невербальные средства –
Оптико-кинетическая система – включает в себя жесты, мимику и пантомимика
ОРГАЙЛ – писатель здесь.
Паралингвистическая и экстралингвистическая система – пара - «добавки» к вербальной коммуникации; экстра – все то, что связано с речью (паузы, покашливания, проглатывания, смешки и т.д.)
Организация пространства и времени коммуникативного процесса – выступает как компонент в коммуникативной ситуации, обозначающей место партнера по общению, а также нормативы относительно временных характеристик общения.
Визуальный контакт – или контакт глаз.
10.Формы коммуникационных действий по А.В.Соколову
Коммуникационное действие — завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. Субъектами, вступившими в коммуникацию, могут преследоваться три цели: во-первых, реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы; во-вторых, коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего; в-третьих, и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами. Соответственно возможны три формы коммуникационного действия.
1. Подражание ― одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание — главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста. В общественной жизни посредством подражания происходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем, благодаря подражанию, из поколения к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения.
2. Диалог — форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складывается субъект — субъектное отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом "мы".
3. Управление — такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.
Управленческий монолог может быть: в форме приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); в форме внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счёт многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); в форме убеждения, аппелирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.
12. ПЕРЦЕНТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Перцепция – это процесс восприятия одним человеком другого.
Одним из механизмов восприятия образа другого человека является соц. стереотипизация.
Соц.стереотип – это устойчивое представление о явлениях или людях, свойственное представление о явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.
ОШИБКИ ВОСПРИЯТИЯ:
1. Фактор стереотипов
2. Фактор привлекательности – внешний вид; чем ближе к «своим» хорошим оценкам – тем привлекательнее для нас человек.
3. Фактор отношения к нам.
Основными психологическими механизмами восприятия при межличностном общении являются:
Идентификация – (самый простой способ) - это уподобление себя ему.
Эмпатия – это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир и принять его со всеми мыслями и чувствами.
3 уровня развития эмпатии:
- низший,
- средний,
- высший.
Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Факторы, влияющие на ошибки восприятия при межличностном общении:
А) Наличие заранее заданных установок или убеждений, которые имеются у человека задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека;
Б) Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории;
В) Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека;
Г) Безотчётное структурирование личности другого человека;
Д) Эффект «ореола»;
Е) Эффект «проецирования»;
Ж) Эффект «первичности»;
З) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей;
И) отсутствие изменений восприятия и оценки людей, происходящих со временем по естественным причинам ;
К) Эффект «последней информации».
Для более глубокого понимания людей, их восприятия, имеет значение казуальная атрибуция – это объяснение субъектом межличностного восприятия причин поведения других людей.
Закономерности казуальной атрибуции (Келли):
Закономерность тех событий, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемые явления, рассматриваются как его возможные причины.
Если тот поступок, который мы ходим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нить уникальное событие, то мы склонны именно его считать причиной совершенного поступка.
Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий его вариант.
Поведение других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.
Влияние культуры – западная и восточная философия.
На восприятие людей важное значение оказывают:
Стереотипы
Предубеждения – это эмоциональная оценка каких-либо людей, как хороших, так и плохих, даже не знаю их самих и мотивов их поступков
Установки – неосознанная готовность человека определенным обычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа ситуации.
Структура установки:
Когнитивный компонент
Аффективный компонент – отношение к человеку
Поведенческий компонент – готовность к определенным реакциям , соответствующим к убеждениям и поведению человека.
Установки формируются к 25-30 годам под влиянием людей, окружающих нас (родители, друзья, коллеги) и на основе личного опыта многократно повторяющихся ситуаций.
Стойкость установки – это феномен, характеризующий ситуацию когда, трудно опровергнуть ложную ситуацию и если человек логически обосновал ее.
Межличностная аттракция – это различные эмоциональные отношения к воспринимаемому человеку.
13. Эффекты социального познания (ореола, новизны, первичности, прайминга, сохранения и др.)
Познавая социальное окружение, окружающий мир, индивид воспринимает, объясняет и воспроизводит различные социальные аспекты этого мира в своем мышлении. Поэтому процесс социального познания занимает чрезвычайно важное место в жизни человека, в его взаимодействии с другими людьми.
Эффект ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.