Файл: Роль общения в социализации индивида.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


20. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Особую роль в интерактивном общении играют личности, которые могут выступить организаторами различной деятельности, обладают притягательностью и обаянием. Их называют лидерами группы, и от них во многом зависит психологический климат в коллективе. Вопрос о лидерах и лидерстве в социальной психологии рассматривается особо, а здесь только отметим, что подлинный лидер готов действовать даже в ущерб себе, подчиняя свои желания интересам коллектива.

Показатели эффективности взаимодействия:

  1. Правильно организованные позиции участников - в транзактном анализе позиции участников описываются как Р (родитель), В (взрослый) и Р (ребенок). Взаимодействие эффективно тогда, когда совпадают (В=В),

  2. Адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней,

  3. Типы взаимодействий:

а) кооперация – это такой тип организации совместной деятельности, который способствует позитивной деятельности,

б) конкуренция – это такой способ совместной деятельности, который представляет собой определенного рода препятствия для этой деятельности.

Структура конфликта:

  1. Конфликтная ситуация

  2. Позиции участников конфликта

  3. Объект конфликта

  4. Пусковой механизм конфликта

  5. Развитие и разрешение конфликта.


Виды конфликтов:

-конструктивные

-деструктивный – негатив.

Продуктивный конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а мотивации партнеров, защищающих противоположную точку зрения, становятся более "законными" с точки зрения групповых норм. Деструктивный конфликт приводит к разрушению всех либо отдельных элементов сложившихся социальных систем, изоляции или подавлению субъектов конфликта, деформации отношений между членами группы.

22. Транзактный анализ Э.Берна. Виды транзакций.
Трансактный анализ (ТА) - направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Трансактный анализ как психотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XX в. американским психологом и психиатром Эриком Берном, который опирался на представления З. Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих “трансакций”. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретные структуры "трансакции". Определенное место Берн отводит понятию “игра”, используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми.
В каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний

  • Родитель,

  • Взрослый,

  • Дитя,

1. Комплиментарные (взаимодополнительные) транзакции

Врач/Пациент Доверься мне, все будет хорошо.

Готов слушаться во всем.

Врач/Пациент Шансов мало, но сделаем все возможное / Спасибо за прямоту, постараюсь быть мужественным.



Врач/Пациент Прямо не знаю, как быть- Положение серьезное, я теряюсь-

Не волнуйтесь, при ваших знаниях и опыте моя болезнь - пустяк.

2. Перекрестные (мнимые, неудавшиеся) транзакции - Источники психологических конфликтов. Любые некомплиментарные транзакции, например:

Муж / Жена

Ты меня все время критикуешь!

Ну, конечно, я во всем виновата!

3. Скрытые транзакции- Включают более двух эго-состояний партнеров, общение происходит на двух уровнях: внешнем - уровне текста, и скрытом - уровне подтекста, который передается в основном при помощи средств невербальной коммуникации.



В примере двухуровневых транзакций (флирта и провокации) уровень подтекста изображается пунктиром.

Ковбой / Девушка

Не хотите ли посмотреть конюшню?



Спасибо, давно мечтала посмотреть.

Продавец / Покупатель

Эта модель лучше, но она вам не по карману

Именно ее я и возьму

Эрик Берн:

  1. Ноль общения – уход в себя (в метро, очередь)

  2. Ритуалы – сформированные обществом нормы общения

  3. Развлечения – как принято вести себя с близкими (пошутить), как вести с малознакомыми..

  4. Игры – когда человек изображает одно, а на самом деле делает другое.

  5. Близость – высший уровень общения, когда чувствуешь очень близкого человека, также м.б. односторонней.


23. Теория каузальной атрибуции.

Для более глубокого понимания людей, их восприятия, имеет значение казуальная атрибуция – это объяснение субъектом межличностного восприятия причин поведения других людей.

Закономерности казуальной атрибуции (Келли):

Закономерность тех событий, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемые явления, рассматриваются как его возможные причины.

Если тот поступок, который мы ходим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нить уникальное событие, то мы склонны именно его считать причиной совершенного поступка.

Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий его вариант.

Поведение других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.

Влияние культуры – западная и восточная философия.
На восприятие людей важное значение оказывают:

Стереотипы

Предубеждения – это эмоциональная оценка каких-либо людей, как хороших, так и плохих, даже не знаю их самих и мотивов их поступков

Установки – неосознанная готовность человека определенным обычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа ситуации.

Структура установки:

Когнитивный компонент

Аффективный компонент – отношение к человеку

Поведенческий компонент – готовность к определенным реакциям , соответствующим к убеждениям и поведению человека.

Установки формируются к 25-30 годам под влиянием людей, окружающих нас (родители, друзья, коллеги) и на основе личного опыта многократно повторяющихся ситуаций.

Стойкость установки – это феномен, характеризующий ситуацию когда, трудно опровергнуть ложную ситуацию и если человек логически обосновал ее.


  1. Имплицитные теории личности


Имплицитная теория личности - представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни. Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации.

Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании.

Имплицитные теории личности можно найти в любом этносе. Есть общие представления и понятия, несущие в себе ответы на такие вопросы: каковы природа и возможности человека, чем он является, может и должен быть, и др. Ответы на эти вопросы образуют имплицитную концепцию личности. Менталитет влияет и в связи с тем, что у этноса как естественное следствие наличия имплицитных концепций личности имеются имплицитные концепции воспитания. Только они способны определять, чего взрослые могут добиться и получить от детей и как они это делают, т. е. включают в свое содержание взаимодействие старших и подрастающих поколений, его стиль и средства. Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.

От имплицитных концепций личности и воспитания во многом зависит возможность сбалансированности адаптации и обособления человека в национальной общности, т. е. то, насколько он может стать жертвой социализации. В соответствии с имплицитными концепциями личности и воспитания этническое сообщество признает или не признает те или иные типы людей жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет отношение к ним окружающих. Содержание этих концепций во многом
определяет позицию человека как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности и субъективности в процессе социализации.


  1. Ковариационная атрибутивная матрица Келли


Эта модель обязана своим названием положению о том, что эффект ковариирует со своей причиной: эффект наблюдается, если наличествует его причина, и не наблюдается, если эта причина отсутствует.

В своей получившей широкую известность работе 1967 г. Келли следующим образом различает свою модель:

" В моих ранних исследованиях... индивида волнует адекватность атрибуции относительно окружения. В связи с этим он пытается с помощью каких-либо критериев исключить дисперсию "ошибки", порождаемую самим индивидом…»

Информация распределяется им по четырем параметрам: субъект, время, цель и ситуация, что позволяет Келли широко использовать свой принцип ковариации, т. е. то, что Джон Стюарт Милль называл методом различий, согласно которому «ответственным за действие следует считать то условие..., которое имеется в наличии, когда наличествует действие, и отсутствует, когда отсутствует действие»

В рамках анализа, проводимого Келли, причина данного действия (зависимая переменная) обусловливается ковариацией четырехкритериальных параметров (независимые переменные). Эти параметры соответствуют трем аспектам оценки поведения:

1) специфичность объекта (целевой объект или другие индивиды, на которых направлено действие; позволяют ответить на вопрос, может ли действие вызываться другими объектами.

2) Соответствие между различными индивидами, согласованность их действий, направленных на определенный объект, позволяют ответить на вопрос, поступают ли другие точно так же.

3) Временная стабильность действий позволяет ответить на вопрос, поступает ли человек всегда одинаково,

4) С временной стабильностью связана стабильность модальностей, в которых воспринимается объект.

Последняя позволяет ответить на вопрос, будет ли возможным осуществление того же действия, если объект находится в иных ситуационных условиях.

В случае высокой специфичности индивид реагирует на объект весьма необычным способом. При высокой согласованности реакция индивида на объект совпадает с реакцией большинства других людей. При высокой временной стабильности человек реагирует на объект одинаковым образом независимо от того, когда взаимодействует с ним. Одна и та же реакция на меняющиеся ситуационные условия имеет место и при стабильности модальностей.