ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мусульмане с первых времен ислама обращали внимание на коранические аяты и имеющиеся в них большое количество знамений. Аяты Корана несут в себе много смыслов в кратком словарном изложении.
Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, была дана способность выражаться всеобъемной речью. В подобных его словах, - особенно тех которые касаются законоположений, - содержатся основы и правила на все случаи жизни. Например хадис "Поистине, дела оцениваются по намерениям" (Бухари, Муслим). Правило установленное в этом хадисе входит в большинство вопросов фикха и его разделов. Даже имам Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: "он входит в семьдесят разделов фикха. Он не оставляет заблудшему, вредителю и притеснителю довода когда тот встретит Всевышнего Аллаха". (См. Файдуль Кадир, Айни алаль
Бухари, Джамиуль Улуми валь Хикам).
Ученые по разному классифицировали хадисы, содержащие основополагающие принципы исламского права или правила фикха (Каваиду фикхия). Например, имам Навави собрал их в одной книге, общее количество хадисов которых собралось сорок один (известная книга имама Навави "Сорок хадисов"
Некоторые ученые, правила фикха (Каваиду фикхия) назвали по словам содержащихся в хадисах. Так как например, в основе названия "правила фикха" - "отрицания вреда в исламе" (ля дарара валя дирар) - лежит одноименный в арабском языке хадис: "Недопустимо причинять вред (без причины) ни причинять вред в ответ" (ля дарара валя дирар) (Ибн Маджа,
Даракутни).
Но иногда в названии правила фикха (Каваиду фикхия) лежит выражение, отдаленно или близко передающее смысл хадиса. Например, из того же хадиса - "Поистине, дела оцениваются по намерениям" (Бухари, Муслим) - выведено правило под названием: "Дела оцениваются по целям их совершения". (Умуру би макасидихи).
Имам Суюти перечислил большинство правил фикха (Каваиду фикхия) в книге "Сравнение и сопоставление (Ашбах ва Назаир)", приводя к каждому правилу, хадис из которого вытекает то или иное правило.
Нет ни одного священного текста (аята или хадиса), где специально оговаривался бы что тот или иной текст является именно правилом (Каваиду фикхия). "Правила фикха" (Каваиду фикхия) выводились первыми праведными учеными уммы, когда они кодифицировали нормы шариата.
Примеры из "правил фикха" (Каваиду фикхия)
Вот некоторые правила фикха:
"Твердую уверенность не устраняет сомнение" (Аль-якину ля тазалу би шак),
"Основа - в отсутствии обязательства" (Аль-аслу бараату зимма),
"Основа в вещах - дозволенность, если нет указания на запретность" (Аль- аслу филь ашьяи ибаха хатта ядуллу далил аля тахрим),
"Трудность преодолевается легкостью" (Аль-машаккату туджлябу тайсир),
"При необходимости запретное может стать дозволенным" (Дарурату тубиху махзурат),
"За основу в текстах берется прямой смысл" (Аль-аслу филь калями хакика),
"Нет ижтихаду там где есть священный текст" (Ля иджтихада маъа насс),
"Предостережение от вреда приоритетно чем достижение пользы" (Даръуль мафасиди авля мин джальбиль масалихи),
"Приобретение за счет потери" (Аль Гунуму биль гурум).
Польза в знании этих правил "Правила фикха" считаются базой на которой строятся шариатские законоположения. Тот кто занят изучением этих правил, тот постигнет многие мудрости в шариатских положениях, будет сведущим в источниках откуда берутся эти правила, будет способен проследить путь как эти законоположения формируются, а главное будет знать как выводятся законоположения которые выводятся не на прямую из священных текстов, а строятся на общих правилах.
Ученый Карафи говорит: ""Правил фикха" очень много и они объемлют все вопросы, наполнены святостью шариата и его мудростью. Каждое правило имеет корни проникновения численность которых не счесть. Эти правила очень важны для фикха, несут большую пользу и по степени своего охвата областей фикха возвеличивают его и придают почет " (Имам Карафи "Отличия"
Имам Суюти говорит: "Знай! Наука о сравнении и сопоставлении великая наука. Ею постигается истины фикха и его суть, источники и святость, обретается его понимание и практика. Ею можно восстановить преемственность и цепочку восхождения к источникам, познать законоположения вопросов которые не прописаны в Коране и Сунне, а также
найти ответы разным ситуациям которые с течением времени только увеличиваются. Вот почему наши ученые говорят: фикх - это когда есть познание сравнения и сопоставления". (См. Имам Суюти "Сравнение и сопоставление (Ашбах ва Назаир)"
Книги по правилам фикха
Больше всех науку о правилах фикха развили ханафиты. У ханафитов среди тех кто написал по теме труды, можно выделить Абу Зайда Дабуси (ум. 430 г. по хиджре). Он написал книгу которую назвал "Формирование взгляда"
(Таъсису назр). Он в ней собрал 86 правил. Также выделим Ибн Наджима
(ум. 970 г. по хиджре) у которого есть труд, который называется также как и труд имама Суюти: "Сравнение и сопоставление (Ашбах ва Назаир)".
Среди шафиитов кто писал по этой теме можно выделить имама Суюти (ум.
911 г. по хиджре) написавшего книгу "Сравнение и сопоставление (Ашбах ва
Назаир)".
Выделим ученого Иза ибн Абдусалама (ум. 660 г. по хиджре), написавшего книгу "Правила законоположений для улучшения жизни простых людей".
Также выделим ученого Карафи (ум. 684 г. по хиджре), у которого есть труд "Различение".
Среди ханбалитов выделим Сулеймана Абдулкавий Туфий (710 г. по хиджре), у которого есть две книги "Большие правила (Каваиду Кубра)" и "Малые правила (Каваиду Сугра)". Также выделим имама Ибн Раджаба
Ханбалий, (795 г. по хиджре) у которого есть книга свидетельствующая о его знании и понимании.
Книги по правилам фикха
Больше всех науку о правилах фикха развили ханафиты. У ханафитов среди тех кто написал по теме труды, можно выделить Абу Зайда Дабуси (ум. 430 г. по хиджре). Он написал книгу которую назвал "Формирование взгляда"
(Таъсису назр). Он в ней собрал 86 правил. Также выделим Ибн Наджима
(ум. 970 г. по хиджре) у которого есть труд, который называется также как и труд имама Суюти: "Сравнение и сопоставление (Ашбах ва Назаир)".
Среди шафиитов кто писал по этой теме можно выделить имама Суюти (ум.
911 г. по хиджре) написавшего книгу "Сравнение и сопоставление (Ашбах ва
Назаир)".
Выделим ученого Иза ибн Абдусалама (ум. 660 г. по хиджре), написавшего книгу "Правила законоположений для улучшения жизни простых людей".
Также выделим ученого Карафи (ум. 684 г. по хиджре), у которого есть труд "Различение".
Среди ханбалитов выделим Сулеймана Абдулкавий Туфий (710 г. по хиджре), у которого есть две книги "Большие правила (Каваиду Кубра)" и "Малые правила (Каваиду Сугра)". Также выделим имама Ибн Раджаба
Ханбалий, (795 г. по хиджре) у которого есть книга свидетельствующая о его знании и понимании.
Понятие иджтихада в исламском праве
Иджтихад, или аль-иджтихад ( «усердствование», «большое старание») — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско- правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджтахидом, а также степень авторитетности самого учёного (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.
Муджтахидом называется ученый (факих), чьи заключения признаются всей мусульманской общиной или значительной группой мусульман. Термин «иджтихад» не встречается в Коране, однако указания на него есть в хадисах пророка
Мухаммада. Согласно традиции, аль-иджитихад возник ещё при жизни
Пророка Мухаммада в среде его сподвижников, которые считаются носителями совершенного аль-иджтихада. Как вид направленной деятельности аль-иджтихад появился в конце VII века, когда обнаружились расхождения (ихтиляф) в том, что передавали, как объясняли и что требовали асхабы (сподвижники Мухаммада, люди, тесно общавшиеся с ними или принимавшие участие в его походах), ссылаясь на известные им высказывания и действия Пророка Мухаммада. Кроме того, в связи с изменяющимися условиями жизни в мусульманской общине после смерти
Пророка Мухаммада и его асхабов возникло множество проблем правового характера. Поэтому главной целью ал-иджтихада стало обнаружение и решение вопросов – новых или нерешенных предшественниками – таким образом, чтобы эти решения одновременно опирались на ислам и поддержали его.
Ал-иджитад состоит в выборе правовых источников, их оценке, определении их соотношения, выборе и классификации аргументов и методов, казуистическом рассмотрении вопросов и выработке типовых формул их решения, а в случае несовпадения этих решений с реальностью – в изыскании компромиссов. Основным инструментом иджтихада был арабский язык, на котором кроме Корана были записаны хадисы (предания о словах и действиях Мухаммада) и все другие вспомогательные материалы (тафсир, тавил, асар и др.). Поэтому знание арабского языка со всеми его грамматическими и лексическими тонкостями стало первым условием ал- иджтихада.
Второе условие – знание Корана наизусть, умение его истолковывать грамматически и по смыслу, знание всех обстоятельств появления как целых сур, так и отдельных аятов.
Третье – знание Сунны и комментариев к ней, причем множество хадисов
(до 3 тыс.) надо было знать наизусть.
Четвертое
– знание обстоятельств сложения согласного мнения
авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу (иджма) и расхождения
(ихтилаф) по главным вопросам фикха (мусульманского права).
Пятое – владение методикой интерпретации избираемых правовых материалов.
Шестое – ясное понимание задачи, которую ставит перед собой ученый- муджтахид.
Седьмое – здравая оценка полученных выводов.
Восьмое – убежденность в вере и преданность ей.
Из всех этих условий складывался совершенный, или полноценный ал- иджтихад (ал-иджтихад ал-камил).
Главными центрами ал-иджтихада были крупные города халифата, где жили ученые –богословы: Мекка и Медина в Хиджазе, Куфа и Басра в Ираке,
Дамаск и Бейрут в Сирии. В течение почти четырех веков – с конца VII по XI вв. – шло напряженное соревнование за приоритет в теоретическом обосновании ислама, переходящее время от времени в прямые столкновения.
К концу этого периода сформировались богословско-правовые школы
(мазхабы), сложились принципы ислама как идеологии и как обоснования общественного устройства. Дальнейшая их разработка прекратилась, «двери ал-иджтихада закрылись», уточнялись лишь отдельные второстепенные вопросы, переписывались и комментировались сочинения предшественников, богословский авторитет которых считался незыблемым.
Само это решение о закрытии врат было принято на основании иджтихада для того, чтобы не допустить злоупотребления свободой мысли, поскольку это в то время приводило к появлению большого количества сект, дробивших исламскую умму. Это помогло в некоторой степени справиться с проблемой, однако, в то же самое время данный запрет на иджтихад привел к ограничению активности мысли, критического анализа и интеллектуальных поисков в мусульманской среде. Таким образом, пишет доктор Абдул Азим
Ислахи, «иджтихад был использован для того, чтобы убить иджтихад».
Закрытие иджтихада не было признано самым малочисленным суннитским мазхабом- ханбалитским, а также шиитами и захиритами. В этих школах иджтихад по всем проблемам является открытым. Иджтихад не может проводиться по тем аятам Корана или хадисам, смысл которых ясен и однозначен, а также по тем проблемам, по которым имеется иджма. Он проводится только в отношении проблем, по которым невозможно извлечь однозначные решения из первоисточников.
С возникновением в XIX веке реформаторских течений в исламе появились тенденции к возрождению ал-иджтихада, чтобы пересмотреть исламские принципы с позиций современной жизни. Сегодня среди современных исламских ученых появилось интеллектуальное движение за
(ихтилаф) по главным вопросам фикха (мусульманского права).
Пятое – владение методикой интерпретации избираемых правовых материалов.
Шестое – ясное понимание задачи, которую ставит перед собой ученый- муджтахид.
Седьмое – здравая оценка полученных выводов.
Восьмое – убежденность в вере и преданность ей.
Из всех этих условий складывался совершенный, или полноценный ал- иджтихад (ал-иджтихад ал-камил).
Главными центрами ал-иджтихада были крупные города халифата, где жили ученые –богословы: Мекка и Медина в Хиджазе, Куфа и Басра в Ираке,
Дамаск и Бейрут в Сирии. В течение почти четырех веков – с конца VII по XI вв. – шло напряженное соревнование за приоритет в теоретическом обосновании ислама, переходящее время от времени в прямые столкновения.
К концу этого периода сформировались богословско-правовые школы
(мазхабы), сложились принципы ислама как идеологии и как обоснования общественного устройства. Дальнейшая их разработка прекратилась, «двери ал-иджтихада закрылись», уточнялись лишь отдельные второстепенные вопросы, переписывались и комментировались сочинения предшественников, богословский авторитет которых считался незыблемым.
Само это решение о закрытии врат было принято на основании иджтихада для того, чтобы не допустить злоупотребления свободой мысли, поскольку это в то время приводило к появлению большого количества сект, дробивших исламскую умму. Это помогло в некоторой степени справиться с проблемой, однако, в то же самое время данный запрет на иджтихад привел к ограничению активности мысли, критического анализа и интеллектуальных поисков в мусульманской среде. Таким образом, пишет доктор Абдул Азим
Ислахи, «иджтихад был использован для того, чтобы убить иджтихад».
Закрытие иджтихада не было признано самым малочисленным суннитским мазхабом- ханбалитским, а также шиитами и захиритами. В этих школах иджтихад по всем проблемам является открытым. Иджтихад не может проводиться по тем аятам Корана или хадисам, смысл которых ясен и однозначен, а также по тем проблемам, по которым имеется иджма. Он проводится только в отношении проблем, по которым невозможно извлечь однозначные решения из первоисточников.
С возникновением в XIX веке реформаторских течений в исламе появились тенденции к возрождению ал-иджтихада, чтобы пересмотреть исламские принципы с позиций современной жизни. Сегодня среди современных исламских ученых появилось интеллектуальное движение за
открытие врат иджтихада. В течение ХХ века произошло огромное количество коренных изменений и прорывов в социальной, политической, экономической, военной и научной сферах, а вопросы и проблемы, порожденные этим стремительным развитием во всех областях, требуют соответствующих исламских правовых решений. Это невозможно без того, чтобы открыть врата иджтихаду, чтобы не восстановить его методологию.
Правильная методология иджтихада заключается в том, что если в Коране и
Сунне существует решение проблемы, то этого вполне достаточно. Если же ни в Коране, ни в Сунне не было найдено прямого приемлемого решения, тогда для поиска решения должно быть использовано логическое умозаключение, отталкиваясь от того, как были решены подобные, сходные задачи в прошлом. Та методология иджтихада, которую предлагают современные мусульманские интеллектуалы, по их мнению, дошла до мусульман от первых исламских ученых и была предписана самим
Посланником Аллаха. Сторонники открытия «врат иджтихада» ссылаются на хадис аль –Бухари: «Так, однажды, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение, направлял своего сподвижника Муаза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, в Йемен, он спросил его: «Что ты предпримешь, если вынужден будешь решить возникший перед тобой вопрос?» Он ответил: «Я решу его в соответствии с Книгой Аллаха». Посланник Аллаха, мир ему и благословение, спросил его далее: «А что ты предпримешь, если не сможешь найти ответа на вопрос в Книге Аллаха?» На что тот ответил: «В таком случае я решу вопрос в соответствии с Сунной Посланника Аллаха».
Посланник Аллаха вновь спросил его: «А если ты не найдешь ответа в Сунне
Посланника Аллаха?». На что он ответил: «Я буду решать его, исходя из своего собственного мнения (то есть, с помощью логики, собственного разума) до тех пор, пока не найду ответ». Услышав это, Посланник Аллаха похлопал его: «Хвала Аллаху, Который наставил сподвижника Пророка на тот путь, который ему угоден». В современной России поиски новой методологии иджтихада характерны для мусульманских интеллектуалов
Татарстана и Дагестана. Заметна роль в этих процессах российского Научно- просветительского центра «Аль-васатыйя - умеренность».
Источники: Али-заде А.Исламский энциклопедический словарь», Ансар,
2007;Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991;Ислахи Абдул
Азиз. Методология иджтихада и требования к муджтахиду. Пер. Р.
Курахви.код доступа: islamcivil.ru; аль-Кардави Ю. Современный иджтихад: от беспорядка к порядку. Казань: Иман, 2001.
Правильная методология иджтихада заключается в том, что если в Коране и
Сунне существует решение проблемы, то этого вполне достаточно. Если же ни в Коране, ни в Сунне не было найдено прямого приемлемого решения, тогда для поиска решения должно быть использовано логическое умозаключение, отталкиваясь от того, как были решены подобные, сходные задачи в прошлом. Та методология иджтихада, которую предлагают современные мусульманские интеллектуалы, по их мнению, дошла до мусульман от первых исламских ученых и была предписана самим
Посланником Аллаха. Сторонники открытия «врат иджтихада» ссылаются на хадис аль –Бухари: «Так, однажды, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение, направлял своего сподвижника Муаза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, в Йемен, он спросил его: «Что ты предпримешь, если вынужден будешь решить возникший перед тобой вопрос?» Он ответил: «Я решу его в соответствии с Книгой Аллаха». Посланник Аллаха, мир ему и благословение, спросил его далее: «А что ты предпримешь, если не сможешь найти ответа на вопрос в Книге Аллаха?» На что тот ответил: «В таком случае я решу вопрос в соответствии с Сунной Посланника Аллаха».
Посланник Аллаха вновь спросил его: «А если ты не найдешь ответа в Сунне
Посланника Аллаха?». На что он ответил: «Я буду решать его, исходя из своего собственного мнения (то есть, с помощью логики, собственного разума) до тех пор, пока не найду ответ». Услышав это, Посланник Аллаха похлопал его: «Хвала Аллаху, Который наставил сподвижника Пророка на тот путь, который ему угоден». В современной России поиски новой методологии иджтихада характерны для мусульманских интеллектуалов
Татарстана и Дагестана. Заметна роль в этих процессах российского Научно- просветительского центра «Аль-васатыйя - умеренность».
Источники: Али-заде А.Исламский энциклопедический словарь», Ансар,
2007;Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991;Ислахи Абдул
Азиз. Методология иджтихада и требования к муджтахиду. Пер. Р.
Курахви.код доступа: islamcivil.ru; аль-Кардави Ю. Современный иджтихад: от беспорядка к порядку. Казань: Иман, 2001.