Файл: Лекция 1 Тактическая подготовка личного состава органов управления и подразделений фпс гпс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При проведении занятий в ШПОМ используются следующие методы обучения:
• лекции;
• семинары;
• оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов, зданий и сооружений района выезда пожарных подразделений (общие особенности района выезда, отдельных участков района выезда);
• решение пожарно-тактических задач;
• групповые упражнения (деловые игры);
• разбор пожаров.

Лица начальствующего состава, вновь прибывшие в подразделения
ФПС, в течение одного месяца обязаны изучить:
• оперативно-тактические особенности района выезда
(начальствующий состав объектовых подразделений изучает пожарную опасность технологического процесса производства и оперативно-тактические особенности всех зданий и сооружений охраняемого объекта и противопожарное водоснабжение);
• тактико-технические данные пожарной техники, находящейся на вооружении данного подразделения
ФПС, порядок ее использования при ликвидации пожаров;
• руководящие документы, определяющие особенности организации тушения пожаров в районе выезда.

Решение пожарно-тактических задач
Занятия по решению пожарно-тактических задач
(далее – задача) – основная форма обучения личного состава пожарных подразделений ведению действий по тушению пожара на конкретных объектах (перечень объектов в
ПРОГРАММЕ).
Периодичность занятий по решению задач с личным составом устанавливается начальником пожарного подразделения (не реже раза в месяц с каждым дежурным караулом в дневное и ночное время), планируется расписанием занятий.

Занятия по решению пожарно- тактических задач рекомендуется проводить по следующей схеме:
• проведение инструктажа по правилам охраны труда и производственной санитарии;
• изучение оперативно-тактической характеристики объекта и особенностей развития пожара;
• решение пожарно-тактической задачи;
• разбор и подведение итогов занятия.

Обязательными требованиями подготовки к занятиям являются:
• изучение содержания учебных вопросов программы и документов по планированию;
• подбор и изучение необходимых руководств, пособий, а также оперативно - тактических особенностей объекта;
• определение целей и задач занятия, а также тактического замысла;
• подготовка содержания учебного материала;

Обязательными требованиями подготовки к занятиям являются:
• выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения, элементов обстановки пожара и вводных на ведение основных (главных) действий по тушению пожара и проведения АСР;
• определение структуры занятия;
• расчет сил и средств;
• разработка плана занятия и составление конспекта его проведения.


Групповые упражнения
(деловые игры).
• Групповые упражнения или деловые игры – наиболее активная форма тактической подготовки начальствующего состава. Они позволяют привить обучаемым навыки управления силами и средствами, умение ориентироваться и действовать в условиях непрерывно меняющейся обстановки на пожаре.
• Групповое упражнение как форма тактической подготовки является связующим звеном между теоретическими занятиями в системе служебной подготовки и практическими занятиями и характеризуется тем, что оно проводится в условиях моделирования конкретной оперативной обстановки.

Разбор пожаров.
• анализа действий по тушению пожара, уровня подготовки дежурных караулов (смен) пожарных подразделений;
• анализа положительных сторон и недостатков в руководстве тушением пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;
• анализа оперативно-тактических особенностей объекта, причин возникновения и особенностей развития пожара;
• анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда;
• разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков имевших место при тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

Пожарно-тактические учения.
Пожарно-тактические учения (далее – учения) являются высшей формой тактической подготовки начальствующего состава и важнейшим средством достижения высокого уровня боеготовности.

• На учения привлекаются силы и средства более одного караула, специальные службы (водопроводная, энергетическая, газоаварийная, газоспасательная и др.), а также приспособленная для целей пожаротушения или другая техника
(водовозки, подъемники, бульдозеры и т.п.). На учениях создается штаб пожаротушения, широко используются имитационные средства, однако условности должны сводиться до минимума.

Виды пожарно-тактических учений:
Тренировочные учения проводятся под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений ФПС (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже чем раз в квартал) с целью тренировки личного состава действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях.

Контрольно-проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности, как отдельных подразделений, так и территориальных органов МЧС в целом к ведению действий на тушении пожаров. Они проводятся при инспектировании деятельности территориального органа МЧС России
(закрытого территориального образования, подразделения ФПС) или при подведении итогов служебной и профессиональной подготовки за год (т.е. не реже 1 раза в год).


Показные учения проводятся с целью показа приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т.д. Их периодичность и лица, ответственные за их проведение устанавливаются начальником территориального органа МЧС России, но не реже одного раза в полугодие (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).

Опытные учения являются разновидностью показных учений, проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов тушения.
• Опытные учения проводятся, по мере возникновения необходимости, на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, списанных с баланса), на различных установках
(резервуарах), объектах по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов.

Подготовка руководителя учения:
• определение исходных данных;
• разработка учебно-методических документов;
• подготовка участников учения и технических средств;
• подготовка мест проведения учений;
• материально-техническое обеспечение учения.

Методическая разработка включает в себя:
• элементы обстановки на определенные моменты времени согласно тактическому замыслу, сформулированные в виде вводных и отражаемые средствами имитации, подтверждённые расчётом сил и средств на тушение условного пожара;
• ожидаемые действия должностных лиц по организации и тушению условного пожара по каждому элементу обстановки, методические приёмы отработки вопросов.

Приложения состоят из:
• общего и поэтажного плана объекта со схемой расстановки сил и средств, с отображением схем прокладки, диаметра и давления во внутренних и внешних водопроводных сетях;
• совмещённого графика изменения площади условного пожара, требуемого и фактического расходов огнетушащих веществ;
• таблицы сосредоточения сил и средств;
• совмещённого графика сосредоточения сил и средств относительно времени тушения условного пожара и расхода огнетушащих веществ;
• схемы организации участков тушения условного пожара;
• схемы связи на условном пожаре;
• других документов на усмотрение руководителя учений.


Стажировка начальствующего состава.
• Стажировка начальствующего состава является одной из форм совершенствования тактического мастерства, целью которой является:
• повышение уровня тактических знаний;
• приобретение и закрепление начальствующим составом практических навыков, необходимых для успешного тушения пожаров;
• отработка практических навыков принятия управленческих решений при тушении пожаров;
• более глубокое усвоение нормативных документов, регламентирующих организацию службы, пожаротушения и подготовки личного состава;
• изучение передового опыта организации службы, подготовки и действий по тушению пожаров.